Висцеральная система. Виды висцеральной чувствительности. Нервы, проводящие разные виды висцеральной чувствительности. Значение висцеральной чувствительности.




Болевая чувствительность. Понятие боли. Физиологический смысл боли – поддержание целостности тканей. Боль как системная реакция организма: перцептуальный компонент, рефлекторная защитная двигательная реакция, активация ретикулярной формации, активация эмоциогенных зон гипоталамуса и лимбических структур, активация лобных и теменных областей коры, приводящие к формированию оборонительной мотивации и поведения.

Типы боли: по генезу – острая и хроническая, по характеру – эпикритическая и протопатическая, по локализации повреждаемых тканей - соматическая (поверхностная и глубокая) и висцеральная, по локализации болевого ощущения - местная, проекционная, иррадиирующая и отраженная. Проводящие пути болевой чувствительности.

Антиноцицептивная система: назначение (функции: ограничительная, информационная, регуляция болевого порога), центры и медиаторы. Понятие болевого порога, его измерение (алгометрия), зависимость от генетических и фенотипических факторов.

Физиология высших мозговых функций

Занятие 1. 26.11-30.11Основные принципы рефлекторной теории: детерминизм и материализм. Их развитие в трудах Декарта, Сеченова, Шеррингтона и Павлова.

Павловская теория высшей нервной деятельности (ВНД) Условные рефлексы и их отличия от безусловных. Условия выработки условных рефлексов. Условное торможение, условия его выработки, разновидности. Сигнальное значение условных рефлексов. Гибкое приспособление к действительности с помощью выработки и торможения условных рефлексов. Первая и вторая сигнальные системы.

Условнорефлекторный метод исследования высшей нервной деятельности. Основные законы ВНД по Павлову: наличие возбуждения, наличие торможения, движение возбуждения и торможения, их взаимная индукция, образование временных связей. Основа психических процессов — возбуждение определенных центров коры головного мозга. Представления И.П.Павлова о сне, гипнозе, типах ВНД (соотношение этих типов с темпераментами по Гиппократу), механизмах патологических состояний (экспериментальные неврозы).

Морфо-функциональная организация коры головного мозга

Модульная (корковые колонки) организация коры.

Иерархическая организация коры: первичные, вторичные и ассоциативные зоны и их взаимоотношения при формировании цельных образов.

Локализация основных корковых первичных и вторичных зон. Ассоциативные зоны коры — префронтальная, теменно-височно-затылочная, лимбическая. Межполушарная асимметрия.

Кора головного мозга и таламус.

Методы исследования работы головного мозга

Вызванные потенциалы, их происхождение, разновидности (слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные) и применение.

Электроэнцефалография (ЭЭГ). Электроэнцефалографические ритмы, их параметры и происхождение.

Методы нейровизуализации: КТ, МРТ, функциональная МРТ, позитронно-эмиссионная томография. Исследование функциональной активности мозга методами нейровизуализации

Занятие 2. 3.12-7.12Поведение Определение поведения. Формы поведения: врожденные (тропизмы и таксисы, рефлексы, инстинкты) и приобретенные (связанные с научением).

Активирующие системы мозга. Восходящая активирующая ретикулярная система: строение, основные входы и выходы, функции. Роль в поддержании бодрствующего состояния. Взаимные связи с корой головного мозга. Специфические и неспецифические пути поступления афферентации в мозг. Другие активирующие системы ствола мозга (адренергическая и серотонинергическая).

Сон. Фазы и стадии сна. Структура сна. Представления о механизмах и значении сна. Сон как биоритм.

Эмоции и мотивации. Компоненты эмоций (субъективный и объективный), функции эмоций (мобилизационная, комунникационная, познавательная. Физиологический смысл эмоций. Потребности, мотивации и эмоции.

Лимбическая система: основные структуры и функции. Эмоциогенные зоны лимбической системы, их выявление методом самораздражения. Роль среднего мозга в эмоциональном выражении. Роль гипоталамуса в мотивационно-эмоциональном поведении. Гиппокамп: функции и последствия поражения. Миндалевидное тело: функции и последствия поражения

Познавательные функции. Научение и его роль в формировании адаптивного поведения. Формы научения: реактивное, оперантное, когнитивное. Формы реактивного научения. Привыкание и сенсибилизация. Импринтинг.

Классическое обусловливание: условные рефлексы и их отличия от безусловных. Условия выработки условных рефлексов. Оперантное научение – метод проб и ошибок и социальное научение. Когнитивное научение. Научение путем рассуждений.

Память Основные виды памяти: кратковременная и долговременная, их особенности и механизмы. Условия оптимального запоминания. Извлечение и забывание. Моторная, словесная, образная и эмоциональная память. Роль отдельных структур мозга в запоминании.

Речь Функции речи и формы речи. Речевые центры и их взаимодействие при разных формах речи. Афазии. Лобные доли и исполнительные функции. Последствия повреждения лобных долей.

Коллоквиум 10.12-14.12 по Сенсорным системам и Высшим мозговым функциям



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: