ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
По Таможенному праву
Тема: " Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники "
Выполнил Дроздов Андрей Викторович
студент 4-го курса ЮЗ-1, юридического факультета, заочного отделения
Научный руководитель: преподаватель Калининградского филиала МФЮА,
Рукавицын Лев Давыдович
Рецензент: 1-й заместитель начальника Неманской таможни, подполковник таможенной службы Кузнецов А. А.
Дата защиты: "____"_____________2002 г.
Оценка______________________________
Подписи членов ГАК:
Председатель_________________________
Члены комиссии______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Секретарь _______________________
Дата _______________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………. | стр. 3 | |
1. 2. | Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств………………………………………. 1.1. Основные термины и определения……………………………….. 1.2. Принципы перемещения товаров и транспортных через таможенную границу Российской Федерации………………….…... Структура таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации ……………………………………………………………….…. 2.1. Общие положения таможенного оформления…………………….... 2.2. Предварительное таможенное оформление (предварительные операции)………………………………………………………...……. 2.3. Основное таможенное оформление (таможенное декларирование) ……………………………………………………………...…... | стр. 9 стр. 9 стр. 12 стр. 16 стр. 16 стр. 26 стр. 40 |
Заключение ………………………………………………………………………. Список используемой литературы……………………………………………… Приложения 1) Документ контроля доставки (форма ДКД-1;ДКД-2). 2) Уведомление о прибытии на склад временного хранения. 3) Краткая декларация. 4) Таможенная декларация (форма ТД-6). 5) Таможенная декларация (форма ТД-7). 6) Таможенная декларация (форма ТД-1; ТД-2). | стр. 57 стр. 58 стр. 67 | |
|
ВВЕДЕНИЕ
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции [51] национальных экономик в межстрановые региональные и единый межхозяйственный комплекс, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться финансовый рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию [57].
Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.
|
Значимость деятельности "таможенной системы"[1] – обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги [57] и сборы [54]. В 1995 г. они составили 17% доходной части федерального бюджета, а в 1997 г. – уже более 21%.
Важнейшими элементами организации деятельности таможенной системы являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории Российской Федерации.
Принципы единой системы таможенных органов неразрывно связаны с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление "таможенного дела" [5], единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.
Выбор мной данной темы дипломного проекта актуален, так как предопределяет основные направления организации и развития таможенной службы, конкретные меры осуществления внутреннего и пограничного таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Тема тесно связана с внедрением новой концепции мест таможенного оформления, выразившейся в максимальном приближении к непосредственным производителям, отправителям и получателям товаров, что обеспечивается путем увеличения доли внутренних таможен в обработке общего количества ввозимых (вывозимых) товаров и транспортных средств и снижения загруженности пограничных пунктов пропуска1.
|
Таможенное оформление представляет один из основных институтов таможенного права[2] и представляет собой совокупность юридических норм определяющих последовательность проводимых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения, уполномоченными лицами в отношении товаров и транспортных средств, через таможенную границу Российской Федерации. Таким образом, предметом моей работы представляется выделение группы общественных отношений строящихся в рамках таможенного оформления. Что касается базового метода исследования моей работы, то, как следует из теории права, принято выделять в качестве основных методов правового регулирования предписывающий (императивный) [52] и дозволительный [52]. С учетом того, что таможенное право относится к сфере публичного права, использование в качестве основного метода исследования императивного не должно вызвать каких-либо сомнений. Целью выполнения данной работы ставится: раскрытие основных терминов и понятий, целей и правовой основы таможенного оформления; определение круга участников и выполнение ими последовательных действий (стадий) таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенною границу Российской Федерации.
Основными источниками при написании данной работы являются: Конституция Российской Федерации [1], Таможенный кодекс Российской Федерации (Утвержден Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221-1)1, Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. № 5003-12, Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 07 июня 1995 г. № 157-933.
Важным для правильного применения нового, динамично развивающегося таможенного законодательства является форма части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации об обязательности официального опубликования законов [57] и о неприменении неопубликованных законов, а также любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободной обязанности человека и гражданина.
Для эффективного правового регулирования таможенного дела весьма существенное значение имеет норма [57] части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности [54].
Для дальнейшего развития в таможенном законодательстве гуманных принципов и начал представляется весьма актуальными конституционные нормы статьи 53: "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти [57] или их должностных лиц." (данная правовая норма прямо касается таможенных органов как разновидности органов исполнительной власти и их должностных лиц [57]) и статьи 54 Конституции Российской Федерации: " 1. Закон, устанавливающий или отличающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или отменена, применяется новый закон". (Данные правовые постулаты важны для всех физических и юридических лиц, участвующих в таможенной деятельности).
По конституции иностранные граждане [57] и лица без гражданства [57] пользуются в России и несут обязанности наравне с гражданами (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации), кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации.
Прямое отношение к таможенному делу имеет статья 74 Конституции Российской Федерации, не допускающая установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут, вводится в соответствии с Федеральным законом1, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Таким образом, в положениях и нормах Российской Конституции заложены прочные основы для отражения таможенным законодательством и формирующимся таможенным правом России современного цивилизованного облика.
Таможенный кодекс Российской Федерации [5] и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" [4] отличаются друг от друга как по значимости и степени охвата круга общественных отношений, так и по юридическим свойствам. Вместе они образуют единое и нераздельное целое, составляя своего рода миниконституцию современного таможенного дела в России.
Таможенный кодекс Российской Федерации – это основной таможенный Закон периода формирования рыночных отношений в России и интегрирования ее экономики в мировое хозяйство. В определенной мере, хотя и недостаточно четко, эта мысль выражена в преамбуле [57] Таможенного кодекса Российской Федерации. Закон о таможенном тарифе устанавливает не только порядок формирования российского внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком, правила обложения товаров пошлинами [4] при их перемещении через таможенную границу [5] России, но и регулирует рационализацию товарной структуры ввода товаров в нашу страну, поддержания оптимального соответствия вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов [4] на территории Российской Федерации, создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране, защиту российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
Таможенный кодекс Российской Федерации содержит 456 статей, составляющих 64 главы, входящие в 14 разделов. При этом можно говорить об условном подразделении Таможенного кодекса Российской Федерации на две части: общую и особенную. Общая часть – это своеобразная современная концепция российского таможенного дела. Что касается особенной части, то в нее можно включить разделы, образующие конкретные и относительно самостоятельные блоки таможенного дела.
Для анализа структуры таможенного законодательства очень существенна содержащаяся в статье 11 Таможенного кодекса Российской Федерации краткая характеристика нормативных актов Государственного таможенного комитета России. Он издает приказы, инструкции, положения и другие нормативные акты, образующие ныне солидный правовой массив таможенного законодательства Российской Федерации. Нормативно-правовая деятельность Государственного таможенного комитета России дополняет и развивает законодательную деятельность в сфере таможенного дела. Необходимо заметить, что в ходе написания мной работы будут использованы материалы и судебной практики на территории Российской Федерации.
Данная практика, на мой взгляд, является "анализатором" совершенства таможенного законодательства и вместе с тем открывает возможность увидеть его слабые (неурегулированные) стороны.
Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств