Предварительное таможенное оформление (предварительные операции)




Стадия предварительного таможенного оформления представляет собой комплекс действий (предварительных операций), которые призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления (декларирования), что носило свое закрепление в части 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Цель производства предварительных операций частично обозначена в законе [5]. Так, часть 2 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при предварительных операциях таможенные органы Российской Федерации производят таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза в Российскую Федерацию товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификацию товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Но этим цели предварительного оформления не исчерпываются. Кроме таможенных органов к производству предварительных операций обращаются и лица, перемещающие через таможенную границу товары и транспортные средства. В этом случае целями предварительных операций могут служить: подготовка необходимых для таможенного декларирования документов, осмотр товаров и их пересчет, проведение экспертных исследований и другие действия. Все многообразие предварительных операций можно, с определенной степенью условности, поделить на несколько видов, каждый из которых будет включать в себя максимум допустимых действий предварительного характера.

К таким предварительным операциям относятся временное хранение и доставка товаров под таможенным контролем.

Процедура временного хранения представляет собой специальный режим помещения и нахождения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в отдельных местах (складах временного хранения) до завершения таможенного оформления в целом (выпуск товара).

Основным подзаконным актом, более детально регламентирующим режим временного хранения, служит приказ Государственного таможенного комитета России от 7 октября 1993 г № 388 "Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)".1

Временное хранение, будучи предварительной операцией, преследует несколько целей. Прежде всего, это обеспечение сохранности товаров и транспортных средств с момента их перемещения (начала таможенного оформления) и до завершения таможенного оформления (помещения под избранный таможенный режим перемещения). Другая цель временного хранения заключается в предоставлении лицу, перемещающему через таможенную границу Российской Федерации товары и транспортные средства, определиться с выбором таможенного режима и подготовить все необходимые для проведения основного таможенного оформления документы. Такая возможность просматривается в наличии определенного периода времени (срока хранения товаров на складе временного хранения) до начала основного таможенного оформления.

Нахождение товаров и транспортных средств на временном хранении (предусматривает обязательное их помещение в специально выделенные и обустроенные помещения или иные места, имеющие статус складов временного хранения, что получило закрепление в части 1 статьи 146 Таможенного кодекса Российской Федерации. После того, товары и транспортные средства приобретают статус находящихся на временном хранении автоматически с момента и в силу их представления таможенному органу, что в свою очередь проистекает из факта перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Практически помещение товаров и транспортных средств на склады временного хранения осуществляется либо сразу при перемещении через таможенную границу Российской Федерации (при ввозе, если декларирование будет производиться в месте ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, или при вывозе, по месту подачи таможенной декларации), либо после перемещения (ввоза на таможенную территорию Российской Федерации), тогда товар доставлен в место производства таможенного оформления.

При помещении товаров и транспортных средств на склады временного хранения таможенные органы, как правило, требуют документы, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства (статья 151 Таможенного кодекса Российской Федерации). Следует отметить, что такой термин как "таможенная идентификация" используется в таможенном законодательстве довольно часто. Речь идет об одном из способов производства таможенного контроля, причем от целей идентификации могут быть и различные ее уровни. Так, при производстве идентификации в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых на склады временного хранения, таможенные органы ограничиваются лишь документами, в которых содержатся такие сведения как:

 наименование российского отправителя либо получателя товаров;

 наименование перевозчика;

 краткие сведения о транспортном средстве (вид, название, номер);

 обобщенное наименование товара и его количества.

Указанные сведения могут содержаться в товаросопроводительных и иных коммерческих документах [50] (накладные [50], коносаменты [50], спецификации [54], счета-фактуры [50] и др.) либо в дополнительно составленной краткой декларации (статья 143 Таможенного кодекса Российской Федерации). Таким образом, цели идентификации при помещении товаров и транспортных средств на склады временного хранения предусматривают лишь установление соответствия сведений о помещаемых на склады временного хранения товарах и транспортных средствах фактическим данным, в том числе, не относятся ли данные категории товаров к числу запрещенных для ввоза на территорию Российской Федерации либо вывозу за ее пределы (часть 2 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Находящиеся на складе временного хранения товары и транспортные средства могут подвергаться различным операциям (осмотр, взвешивание, вскрытие упаковки, переупаковка), включая изъятия отдельных предметов в качестве проб и образцов для проведения экспертных исследований (статья 135 Таможенного кодекса Российской Федерации). Не следует забывать, что товары и транспортные средства в период их нахождения на складах временного хранения рассматриваются как не прошедшие основное таможенное оформление (иначе они были бы выпущены со складов временного хранения в соответствии избранным таможенным режимом), и в связи с этим соотношение содержания статьи 134 и статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации выявляет явную коллизию [57] (противоречие). С одной стороны, согласно статьи 134 Таможенного кодекса Российской Федерации, любые операции с товарами не прошедшими основное таможенное оформление, могут производиться только с разрешения таможенного органа, контролирующего соответствующий склад временного хранения. С другой стороны, согласно статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации с разрешения таможенного органа могут взиматься только пробы и образцы товаров. Для разрешения данной ситуации необходимо обратиться к Положению о временном хранении, где в пункте 6.10 отмечается, что все вышеперечисленные операции с товарами, находящимися на складах временного хранения, могут производиться только с разрешения таможенного органа.1

На практике имеют место случаи, когда с товарами, находящимися на складах временного хранения, совершаются операции по их купле-продаже [8]. Например, организация – владелец склада временного хранения заключает сделку купли-продажи с лицом, поместившим на склад товары.

В этом случае возникает вопрос о правомерности такой сделки, а далее и о возможности проведения основного таможенного оформления данных товаров их новым собственником – владельцем склада временного хранения. Ответ на данный вопрос содержится в статье 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, где, в частности, отмечается, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено.

Реализация данного положения имеет свое отражение в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства",2 где указывается, что сделки, по которым произведена передача другим лицам товаров и транспортных средств, в отношении которых не было завершено основное таможенное оформление, являются ничтожными [7]. Более того, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999г. № 8-П положение, содержащееся в части 1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, было признано соответствующим Конституции Российской Федерации.3

Таким образом, поскольку рассмотренная операция с товарами, не прошедшими таможенное оформление, совершена в нарушении требования Таможенного кодекса Российской Федерации, соответственно владелец склада временного хранения не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право основного таможенного оформления данных товаров.

После завершения всего процесса таможенного оформления товар выпускается со склада временного хранения и предоставляется лицу в соответствии с избранным таможенным режимом. Необходимо заметить, что отдельные таможенные режимы [5] созвучны со складом временного хранения – например, таможенный склад, свободный склад. Разницу между этими таможенно-правовыми моделями заметить несложно. Она заключается, прежде всего, в предназначении каждого из складов в отдельности. На складе временного хранения хранятся товары с целью обеспечения соблюдения последовательности таможенного оформления. При хранении товаров на таможенном складе имеет место завершение таможенного оформления и помещение товаров в иной правовой режим – таможенного склада, в соответствии с которым такое хранение возможно сроком до трех лет при освобождении от уплаты таможенных платежей [5]. Свободный склад, как и таможенный склад, есть разновидность таможенного режима перемещения, но в отличие от таможенного склада товар не находится на хранении, а задействован в производственном процессе (свободный склад производственного типа).

Предельный срок хранения товаров на складе временного хранения установлен в части 2 статьи 155 Таможенного кодекса Российской Федерации и составляет два месяца. Именно в этих пределах, согласно части 1 статьи 155 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенными органами [5] устанавливаются более конкретные сроки хранения товаров с учетом времени, необходимого на подачу таможенной декларации[5], а также характера товара.

В случае, если имеет место превышение предельного срока хранения товаров на складе временного хранения (свыше двух месяцев) по причине непринятия лицом, перемещающим товары по его выпуску со склада, возможно применение таможенными органами штрафных санкций [57]. На практике реализация соответствующих санкций вызывает некоторые сложности. Так, например, в течение ряда лет таможенными органами применялась статья 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, санкция которой предусматривала конфискацию [57] хранящегося на складе временного хранения товара, если срок нахождения последнего на складе временного хранения превысит предельно допустимый. Однако в 1998 году Конституционный Суд Российской Федерации признал несоответствующей Конституции Российской Федерации статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности [57] конфискацию [57] товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье (непринятие мер по выпуску товара со склада временного хранения).1 Вместе с тем непринятие мер может выражаться действиями, предусмотренными иными составами [57] нарушений таможенных правил [5], что в свою очередь не лишает возможности применения штрафных санкций [5]. Так, например, выпуск товаров со склада временного хранения, возможен только в результате таможенного оформления, то есть помещение товара под избранный таможенный режим, что сопровождается процедурой декларирования. Соответственно, непринятие мер по выпуску товаров со склада временного хранения может быть выражено в недекларировании товаров, что уже охвачено составом [5] статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, санкция [57] которой предусматривает как штраф [57], так и конфискацию [57] недекларируемых товаров. Предельный срок нахождения товаров на складах временного хранения установленный частью 2 статьи 155 Таможенного кодекса Российской Федерации является общим. В то же время существует ряд случаев, когда товары хранятся на складе временного хранения и более продолжительное либо короткое время. Так, например, живые животные, растения, не консервированные продукты питания, иные скоропортящие товары, как правило, могут храниться на складе временного хранения не более трех суток. То же относится и к товарам, запрещенным к ввозу в Российскую Федерацию либо вывозу за ее пределы (п. 74 Положения о временном хранении). Товары, являющиеся вещественными доказательствами [5*] по делу о нарушении таможенных правил, могут находиться на складе временного хранения до шести месяцев, что получило отражение в части 13 статьи 327 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Следующая разновидность предварительных операций – доставка товаров и транспортных средств под таможенным контролем. Назначением данной операции служит транспортировка ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров с места ввоза до места производства основного таможенного оформления (декларирования). Местом доставки может быть только склад временного хранения, где и должны находиться товары до завершения процедуры таможенного оформления в целом. Однако предварительными операциями в рамках таможенного оформления названные доставки не исчерпываются. Помимо таможенного оформления доставка товаров под таможенным контролем применяется еще в нескольких случаях: для транспортировки с места завершения таможенного декларирования до места вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также в случаях перемещения товаров между несколькими таможенными складами (например, когда товар уже оформлен и находится в режиме таможенного склада).

Основным документом, детально регламентирующим процедуру доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем, служит приказ Государственного таможенного комитета России от 20 мая 1996 г. № 304 "О доставке товаров под таможенным контролем".1 (далее – Правила доставки).

Содержанием доставки под таможенным контролем как предварительной операции являются следующие действия:

1. Принятие таможенными органами необходимых товаросопроводительных и транспортных документов от перевозчиков в месте ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

2. Оформление дальнейшей транспортировки (доставки) товаров до места назначения (склада временного хранения, находящегося в районе деятельности таможенного органа, где зарегистрирован получатель товара).

3. Последующий контроль за соблюдением процедуры доставки до фактического прибытия товара в место назначения.

4. Оформление прибытия товаров в место доставки (завершение доставки).

Таможенный орган, оформивший и контролирующий доставку, называется таможенным органом отправления, а таможенный орган, получивший уведомление о прибытии товара в место назначения и оформивший завершение доставки, – таможенным органом назначения. Таможенный орган отправления снимает с контроля доставляемые товары только после получения от таможенного органа сведений о прибытии товаров. Документом контроля за доставкой товаров является документ контроля доставки. Документ контроля доставки представляет собой бланк установленной формы, заполняемый в отношении каждой партии товаров и состоящий из четырех либо пяти листов (одинакового содержания), в зависимости от субъектов доставки. Сроки доставки определяются в каждом конкретном случае исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета 2 тысячи километров за один месяц, что нашло отражение в части 3 статьи 140 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В качестве субъектов доставки, то есть лиц, осуществляющих транспортировку товаров от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения и отвечающих за соблюдение требований данной процедуры, можно отметить следующие категории лиц:

 международный перевозчик;

 таможенный перевозчик;

 обычный перевозчик.

Под международным перевозчиком, как правило, понимается организация, осуществляющая перевозку товаров между различными государствами [57]. Таким образом, международный перевозчик фактически перемещает товар через таможенную границу Российской Федерации. Кроме того, международный перевозчик осуществляет свою деятельность на основании соответствующих международных конвенций [57], что позволяет в значительной мере экономить время на прохождении таможенных формальностей. Примером тому служит Конвенция международные дорожные перевозки 1975 г. (таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.)1. Использование в таможенном деле Российской Федерации Конвенции МДП 1975г. осуществляется в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета России от 18 мая 1994 г. № 206 "Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП 1975 г."

Процедура МДП применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

 наличие книжки МДП;

 наличие гарантии гарантирующего объединения;

 получение разрешения о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами [11*].

Книжка МДП выдается гарантийным объединением государств-участников Конвенции МДП 1975 г. В Российской Федерации книжки МДП выдаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, которая в свою очередь гарантирует таможенным органам Российской Федерации уплату таможенных платежей на сумму 50 тысяч долларов США в случае нарушения перевозчиком таможенного законодательства Российской Федерации (например, недоставка товаров до места назначения).

Разрешение (свидетельство) о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами выдается таможней в регионе деятельности, в которой находится собственник или владелец транспортных средств при выполнении соответствующих требований.1

Относительно иностранных транспортных средств таможенные органы Российской Федерации могут признать действительность допущения дорожного транспортного средства и свидетельства о допущении, выданного компетентным органом государства регистрации, такого транспортного средства, с учетом, что государства, к которым относятся транспортные средства, являются участниками Конвенции МДП 1975 г. При доставке товаров под таможенным контролем международным перевозчиком вместо документа контроля доставки используется книжка МДП.

Следующий субъект доставки – таможенный перевозчик.

Таможенный перевозчик – это российская транспортная организация, получившая лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика. Статус таможенного перевозчика определен приказом Государственного таможенного комитета России от 18 января 1994 г. № 20 "Об утверждении Положения о таможенном перевозчике".2

Особенность деятельности таможенного перевозчика (в отличие от международного перевозчика) заключается в том, что он не перемещает товары через таможенную границу Российской Федерации. В обязанности таможенного перевозчика входит доставка товаров, находящихся под таможенным контролем, без их фактического перемещения через таможенную границу Российской Федерации. К услугам таможенного перевозчика может обратиться любое лицо, перемещающее товары для целей доставки последнего до места производства основного таможенного оформления (декларирования).

В пределах сферы своей деятельности (территориальной) таможенные перевозчики подразделяются на зональных (действующих в пределах зоны ответственности одной таможни), региональных (действующих в пределах ответственности регионального таможенного управления) и общероссийских (действующих в пределах всей территории Российской Федерации). Соответственно от планируемых масштабов работы для получения лицензии следует обращаться либо в таможню, либо в региональное таможенное Управление, либо в Государственный таможенный комитет России. Лицензия выдается сроком на 3 года.

К обычным перевозчикам относят лиц, которые желают осуществить, как правило, разовую операцию по доставке товаров, не прибегая к услугам таможенного перевозчика. Это могут быть лица, перемещающие собственные товары через таможенную границу Российской Федерации или иные транспортные организации (организации, имеющие лицензию на осуществление перевозочной деятельности), не обладающие статусом таможенного перевозчика, равно как и организации, осуществляющей перевозку товаров по процедуре МДП (международный перевозчик). При доставке товаров под таможенным контролем основные сложности возникают в связи с обеспечением субъектами доставки целостности и сохранности товаров, а также надлежащим завершением всей процедуры доставки (точно в указанное таможенным органом место и время). Поэтому для обеспечения соблюдения доставки таможенными органами могут применяться либо меры по обеспечению уплаты таможенных платежей [5], либо таможенное сопровождение (вооруженная охрана сотрудниками таможенных органов товаров в процессе их доставки).

В случае доставки товаров по процедуре МДП или таможенным перевозчиком меры по обеспечению доставки, как правило, не применяются. За исключением случаев, когда упомянутые субъекты доставки имеют задолженности перед таможенными органами. По этой и ряду других причин выгодней (для целей доставки товаров), как правило, сразу обращаться к услугам организаций, специализирующихся на рынке таможенных услуг, чем, выполняя все требования таможенного законодательства, добиваться получения разрешения на доставку товаров собственными средствами (обычным перевозчиком).

Взаимоотношения между субъектами доставки товаров и лицами, товары которых доставляются (лица перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации), строятся на договорной основе с учетом требований таможенного законодательства.

После того как товар доставлен в место производства основного таможенного оформления, начинается течение сроков на подачу таможенной декларации, с момента представления которой наступает вторая (основная) стадия оформления – таможенное декларирование.

Лиц перемещающих товары, целесообразно подвергнуть дальнейшему делению на участников внешнеэкономической деятельности (далее участники ВЭД) и физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательской деятельности, предусматривающей своей целью извлечение доходов от продажи товаров на внутреннем рынке Российской Федерации. Необходимость такой детализации основана на том, что специальный статус участников внешнеэкономической деятельности, обусловленный целями, количеством и стоимостью перемещаемых товаров, существенно отличается от статуса физических лиц. Последние, как правило, перемещают товары в упрощенном порядке, согласно статье 109 Таможенного кодекса Российской Федерации, и процедура их таможенного оформления значительно сокращена. Таким образом, для физических лиц, перемещающих товары, не предназначенные для предпринимательской деятельности процедура их таможенного оформления значительно сокращена: не используется процедура предварительных операций, не применяется механизм пятиэтажного контроля таможенной декларации, отсутствуют меры экономической политики.

Участники ВЭД представлены организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что к предварительным операциям относятся все имеющие отношение к таможенному делу [2] действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. К действиям лиц перемещающих товары и транспортные средства относятся: подача уведомления таможенному органу о пересечении таможенной границы Российской Федерации; доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортирования и хранения, без использования в каких – либо иных целях, кроме доставки и по установленным маршрутам в определенной таможенным органом Российской Федерации место и находиться в этом месте после прибытия; предоставить в месте доставки товары и транспортные средства, а также документы на них таможенному органу Российской Федерации; с разрешения таможенного органа Российской Федерации брать пробы и образцы товаров с целью помещения их под таможенный режим; подавать краткую декларацию; нести всю ответственность за товары и транспортные средства органами Российской Федерации до помещения их под определенный таможенный режим.

К действиям должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на стадии предварительного таможенного оформления относятся:

- прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и таможенных средств на таможенную территорию Российской Федерации;

- прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- оформление товаров в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем;

- прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в места доставки;

- контроль за помещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения и оформление такого помещения;

- прием краткой декларации;

- взятие проб и образцов товаров; контроль за взятие проб и образцов другими органами государственного контроля; а также лицами, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителями;

- контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки и на складах временного хранения и их учет;

- передача оформленных документов и сведений должностным лицам, производящим основное таможенное оформление, подготовка и передача документов и сведений в соответствующие специализированные подразделения таможенного органа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: