Понятия «компетенции» «компетентности» и «компетенций». Основные элементы компетенций. Виды компетенций. Корпоративные, управленческие и специальные компетенции. Наиболее часто используемые формулировки компетенций. Подход компании SHL к описанию ключевых компетенций. Детализация компетенций на уровне поведенческих моделей. Методы анализа компетенций. Профиль компетенций.
Ранжирование компетенций
Основные виды шкал. Преимущества и недостатки 3-х, 5-ти, 7-ми и 10-ти балльных шкал. Варианты описания шкал. Критерии выбора подходящей шкалы. Способы повышения объективности оценки уровня развития компетенций.
Измерение компетенций. Применение результатов оценки по компетенциям. Подведение итогов и стимулирование сотрудников по результатам оценки компетенций. Модели оплаты труда на основе компетенций работников.
Обязательная литература:
1. Лайм М. Спенсер, Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. М.: Hippo 2005. С.91 – 159, 241 - 353.
2. Стив Уиддет, Сара Холлифорд. Руководство по компетенциям. Использование компетенций для оценки эффективности исполнения работы (performance). М.: АльпинаБизнесБукс. 2006.
3. Измерение компетенций (по материалам публикаций).
4. П. Чингос. Оплата по результату. М: Вильямс, 2004, гл. 4 (стр. 91- 131).
Раздел 2. Управление эффективностью труда: процедуры и процессы
Тема 7. Ключевые показатели эффективности
Понятие и история появления метода КПЭ. Цель системы КПЭ. Требования к системе КПЭ (не более 15 минут).
Разработка системы показателей эффективности деятельности: этапы и основные процедуры. Виды и группы показателей эффективности деятельности. Примеры применения КПЭ для предприятий различных отраслей. Корпоративные и индивидуальные КПЭ. Декомпозиция целей. Принципы разработки КПЭ. Постановка задач на основе КПЭ. Отличие ключевых показателей эффективности деятельности от обычных показателей эффективности деятельности. Примеры КПЭ.
|
Внедрение системы КПЭ. Результаты применения КПЭ. Подведение итогов и стимулирование сотрудников на основании. Критика метода ключевых показателей эффективности. Возможности и ограничения метода КПЭ.
Обязательная литература:
1. А.К. Клочков. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М.: Эксмо. 2010.
Тема 8. Сбалансированная система показателей
Сбалансированная система показателей. Обязательные элементы ССП. Четыре ключевых перспективы в ССП и взаимосвязи между ними. Построение и применение стратегических карт. Этапы внедрения ССП.
Измерение результатов деятельности сотрудников на основе ССП. Возможности и ограничения в применении ССП для управления эффективностью сотрудников. Подведение итогов и стимулирование сотрудников на основании ССП.
Обязательная литература:
1. Разработка сбалансированной системы показателей. М.: 2005. Под ред. А.М. Гершуна и Ю.С. Нефедьевой.
2. А.А. Мицкевич. Сбалансированная система мотивации. Корпоративные финансы, №6, 2011 г.
3. Виталий КОПНОВ, Алексей РОГОВ. Измеряем эффективность СМК // СТАНДАРТЫИ КАЧЕСТВО. № 3, 2008.
Дополнительная литература:
1. Пол Н. Спенсер. Сбалансированная система показателей шаг за шагом. М.: 2002.
Тема 9. Управление производственным поведением работников
Метод круговой оценки (360 градусов) в управлении производственным поведением сотрудников. История возникновения метода 360 градусов. Области применения метода 360 градусов.
|
Этапы разработки и применения метода 360 градусов. Поведенческие шкалы и их калибровка. Режимы применения метода круговой оценки: 180 градусов, 360 градусов, 540 градусов. Процесс обратной связи методом 360 градусов.
Применение метода 360 градусов для управления эффективностью труда. Стимулирование сотрудников по результатам оценки в 360 градусов. Соотношение метода 360 градусов с другими методами оценки персонала.
.
Обязательная литература:
1. Питер Уорд. Метод 360 градусов. М.: 2007.
VI. Образовательные технологии
Ø Основным методом проведения занятий является метод интерактивной лекции. Данный метод позволяет сочетать интенсивность и объемность в изложении материала с активной позицией студентов. Помимо этого, программа учебного курса предусматривает использование таких методов работы со студентами, как: самостоятельная подготовка мини- лекций, семинарские занятия, групповые дискуссии, анализ практических ситуаций (кейсов).
Ø Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, подготовка домашних заданий, подготовка мини-лекций и практикумов по заданным темам.
VII. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Основой текущего контроля над подготовкой студентов составляют выполнение домашних заданий и мини-лекций. Выполнение письменных домашних заданий является обязательным условием допуска к экзамену. Помимо этого, дополнительным источником информации о степени подготовленности студентов и усвоение ими пройденного материала является их работа на семинарских занятиях при ответах на вопросы преподавателя, групповых дискуссиях и обсуждениях.
|
Подведение итогов выполняется в виде письменного ответа на заранее подготовленные вопросы по всему пройденному материалу. Студенты отвечают в свободной форме, что позволяет им еще раз осмыслить и закрепить полученные знания, а преподавателю - проверить степень освоения программы курса. Итоговый контроль включает сдачу комплексного письменного экзамена по дисциплине, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку студентов, готовность к основным видам профессиональной деятельности и к решению профессиональных задач.
Комплексный письменный экзамен по дисциплине включает ключевые и практически значимые вопросы по общетеоретическим и практическим аспектам управления эффективностью труда.