Д/З: Параграф 25, упр.124(до конца). 127(2ч)




Класс.

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными предложениями места и времени.

Ход урока

Расставьте ударения.

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, сливовый, позвонит,

облегчить, сирота, фарфор, черпать, средства, таможня, премировать, принудить,

случай, статуя, хозяева, простыня.

Актуализация знаний.

А) Проверка знаний учащихся “Верное - неверное утверждение”. Да - Нет

Утверждения
1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»
2. Предложения бывают простые, сложные и составные
3. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений
  В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.
5. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.
6. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.
7. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.
8. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.
9. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.
  Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.
11. Главное предложение от придаточного предложения на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи - паузой.

Ключ: …….. верные

Б) Кодированный диктант.

Определите вид придаточного предложения. Запишите: определительное – о, изъяснительное – и, простое – п.

а) Нет той книги, из которой человек не мог бы не научиться чему-нибудь хорошему.

б) Учение мое состоит единственно в том, чтобы иметь чистое сердце и любить своего ближнего как самого себя.

в) Один из современников Кипренского говорил, что, оставаясь наедине с его портретом, он слышит голоса людей.

г) Сказки Пушкина, услышанные в детстве, мы помним всю свою жизнь.

д) Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом сюртуке…

Ключ:…...

Осмысление (открытие новых знаний) Чтение параграфа 25.

- Прочитайте предложения.

– Определите вид придаточных предложений.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, которые способны своими руками создавать и творить настоящую красоту. И мы знаем, что через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

– Какого вида придаточных здесь нет?
Найдите сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным в тексте:

Ярмарки на Руси возникали там, где было пересечение торговых путей. Проводились ярмарки тогда, когда по церковному календарю отмечали какой-либо праздник. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя — ярмарка! Итак, для ярмарки главное найти место и время!

Скажите, а почему подчеркнуты слова место и время? Как это связано с нашей темой? Какую цель необходимо поставить? (Научиться находить придаточные места и времени по смысловым вопросам, определять их значение, средство связи, расставлять знаки препинания)

Объяснение нового материала.

- Мы говорим о придаточных обстоятельственных. Вначале вспомним, что знаем о второстепенном члене предложения – обстоятельстве (от чего зависит в предложении, на какие вопросы отвечает, на какие смысловые группы делится). Придаточные обстоятельственные отвечают на такие же вопросы, имеют такие же виды.

- Страница 82 в учебнике – кластер “Виды придаточных обстоятельственных, союзы и союзные слова

Посмотрите ещё раз

Упражнение для наблюдений в учебнике после параграфа 25

- Начертите общие схемы придаточных места и времени.

Закрепление материала.

А) Устно разобрать, проанализировать предложения.

а) Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь.

б) Там, где раскинулись обширные полузасушливые земли, люди бережно относятся к воде.

в) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

г) Когда упала вечерняя роса, дышать стало легче.

д) Я не знаю, когда это будет.

е) Я думал, что он ищет фазана, куропатку или зайца.

Б) Записать предложения, составить схемы.

1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы…

2) Где бы ни был наш герой, его всюду узнавали.

3) Счастье зачастую оказывается там, где его ждешь.

4) Неповторимы запахи свежевспаханного поля, когда солнце прогревает влажную землю.

5) Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам, пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ.

В) Работа с учебником.

а) Чтение параграфа 25(ещё раз)

б) Упр.124 (2 предл.)

Г) Восстановление текста. Спишите текст, вставляя орфограммы и союзы, подходящие по смыслу, на месте пропусков: где, откуда, когда, куда, пока, с тех пор как, едва.

… выс..хла грунто..ка, изделия покрывают алюминиевой пудрой. … наносили р..сунок штрихами, окон?чательный вариант узора ещё (не)был виден. Там, … остались (не) прокраше(н,нн)ые первич?ным слоем места, нанесём о(т,тт)еночные блики другого цвета. Печь, … мы после росписи отправля..м изделие, закрепля..т краски и помога..т сохранить эту красоту на века.

Д) Проверьте.

Едва высохла грунтовка, изделия покрывают алюминиевой пудрой. Пока наносили рисунок штрихами, окончательный вариант узора ещё не был виден. Там, где остались не прокрашенные первичным слоем места, нанесём оттеночные блики другого цвета. Печь, куда мы после росписи отправляем изделие, закрепляет краски и помогает сохранить эту красоту на века.

Подведение итогов

  • О каких предложениях мы сегодня говорили?
  • Назовите части СПП.
  • Основная и независимая часть – это…
  • Как обозначается графически главное предложение?
  • Часть предложения, которая подчинена главной, – это?
  • Как обозначается графически придаточное предложение?
  • Какие виды придаточных предложений можете назвать?
  • На какие вопросы отвечают придаточные времени?
  • На какие вопросы отвечают придаточные места?

Д/З: Параграф 25, упр.124(до конца). 127(2ч)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: