Соц.-личностное раз-е ребенка предполагает формирование у него полож. отношения к себе, соц. навыков, раз-е игровой деят-ти, общения со сверстниками.
Для фор-я и поддержки у ребенка полож. отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Поэтому желательно как можно чаще создавать такие ситуации, где центром внимания явл. каждый ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, используя имя ребенка в играх, потешках, песенках. Взрослые должны способствовать раз-ю у ребенка представления о его внешнем облике, следует обращать внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. возможностях, способностях и действиях, поощрять все его успехи. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание форм-ю у него поло-ролевой идентификации. Для фор-я у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в деятельности.
Важную часть пед. процесса составляет фор-е у детей социальных навыков. В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самооб-я: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим вн. видом, за вещами и игрушками, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании соц.навыков важна организация сотруд-ва с детьми, учет индивид. особенностей каждого. сотрудничества.
Приход и уход детей — очень важные моменты для ребенка и его родителей. Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры также следует использовать для развития у них сам. действий, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последовательности операций:-- Уход за внешним видом. -- Помощь вос-лю. -- Уход за вещами и игрушками. -- Правила этикета. При авторитарном стиле взаимодействия взрослый прибегает к принуждению (насильное кормление, умывание, укладывание спать, одевание); угрозам («не будешь кушать — не пойдешь гулять»); запретам («нельзя вставать с горшка») и наказаниям.
Личностно-ориентированное взаим-е предполагает другие способы: ласковые уговоры, объяснения; использование подходящих к ситуации песенок, стихов, рассказов; обыгрывание процедуры; поощрение самостоятельности ребенка; следование за темпом его действий. Способы личн.-ориентир. взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато вызывают испытывать полож. эмоции, чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию сам-ти ребенка.
Для соц.-личностного раз-я ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра — стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является раз-е у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. В задачи вос-ля входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого можно использовать различные приемы.1) Поддержка игровой инициативы ребенка2) Увеличение числа персонажей игры, стимулирование речевого общения с ними.3) Расширение круга игровых предметов и действий.4) Обогащение игровых сюжетов5) Выстраивание последовательности игровых действий.6) Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой.7) Подготовка к принятию роли. Вос-ли создают условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. С этой целью они поддерживают интерес детей к сверстникам, стимулируют эмоциональные контакты, сближающие их друг с другом, организуют разные виды совместных игр, тактично разрешают возникающие конфликты. Взрослые воспитывают у малышей уважительное отношение к детям, независимо от расовой и национальной принадлежности языка, личностного и поведенческого своеобразия. Работа воспитателя с детьми в группе предполагает решение следующих задач:
---привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам;
---стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом;
---организация предметного взаимодействия между детьми.
Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жиз-ти: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры. Организация общения между детьми в течение дня- хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Спец. игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, должны составлять неотъемлемую часть жизни группы, стать привычными и желанными для малышей. Их можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры детей. Для форм-я и поддержки у ребенка полож.отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания.