Эдуард Багрицкий «Смерть пионерки».




Поэзия и проза, 3- 4-й класс.

 

Отрывки из «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого.

«Да! вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь.

Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости, — ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно запятых будничным делом, так что, может быть, вы упрекнете себя в излишней восторженности, усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя, которое составилось в вас по рассказам, описаниям и вида, и звуков с Северной стороны.

Но прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, посмотрите защитников Севастополя на самом месте защиты или, лучше, зайдите прямо напротив в этот дом, бывший прежде Севастопольским собранием и на крыльце которого стоят солдаты с носилками, — вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища.

Вы входите в большую залу Собрания. Только что вы отворили дверь, вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных, одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас.

Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы, — это дурное чувство, — идите вперед, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними: несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия. Вы проходите посредине постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решитесь подойти, чтобы побеседовать.

— Ты куда ранен? — спрашиваете вы нерешительно и робко у одного старого исхудалого солдата, который, сидя на койке, следит за вами добродушным взглядом и как будто приглашает подойти к себе. Я говорю: «робко спрашиваете», потому что страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому, кто перенесет их.

— В ногу, — отвечает солдат; но в это самое время вы сами замечаете по складкам одеяла, что у него ноги нет выше колена. — Слава Богу теперь, — прибавляет он, — на выписку хочу.

— А давно ты уже ранен?

— Да вот шестая неделя пошла, ваше благородие!

— Что же, болит у тебя теперь?

— Нет, теперь не болит, ничего; только как будто в икре ноет, когда непогода, а то ничего.

— Как же ты это был ранен?

— На пятом бастионе, ваше благородие, как первая бандировка была: навел пушку, стал отходить, этаким манером, к другой амбразуре, как он ударит меня по ноге, ровно как в яму оступился. Глядь, а ноги нет.

— Неужели больно не было в эту первую минуту?

— Ничего; только как горячим чем меня пхнули в ногу.

— Ну, а потом?

— И потом ничего; только как кожу натягивать стали, так саднило как будто……

 

 

«Теперь, ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции.

Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями, занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа.

Доктора заняты отвратительным, но благодетельным делом ампутаций. Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, — увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...».

 

Эдуард Багрицкий «Смерть пионерки».

 

Валя, Валентина,

Что с тобой теперь?

Белая палата,

Крашеная дверь.

Тоньше паутины

Из-под кожи щек

Тлеет скарлатины

Смертный огонек.

 

Говорить не можешь -

Губы горячи.

Над тобой колдуют

Умные врачи.

Гладят бедный ежик

Стриженых волос.

Валя, Валентина,

Что с тобой стряслось?

Воздух воспаленный,

Черная трава.

Почему от зноя

Ноет голова?

Почему теснится

В подъязычье стон?

Почему ресницы

Обдувает сон?

 

Двери отворяются.

(Спать. Спать. Спать.)

Над тобой склоняется

Плачущая мать:

 

Валенька, Валюша!

Тягостно в избе.

Я крестильный крестик

Принесла тебе.

Все хозяйство брошено,

Не поправишь враз,

Грязь не по-хорошему

В горницах у нас.

Куры не закрыты,

Свиньи без корыта;

И мычит корова

С голоду сердито.

Не противься ж, Валенька,

Он тебя не съест,

Золоченый, маленький,

Твой крестильный крест.

 

На щеке помятой

Длинная слеза...

А в больничных окнах

Движется гроза.

 

Открывает Валя

Смутные глаза.

 

От морей ревучих

Пасмурной страны

Наплывают тучи,

Ливнями полны.

 

Над больничным садом,

Вытянувшись в ряд,

За густым отрядом

Движется отряд.

Молнии, как галстуки,

По ветру летят.

 

В дождевом сиянье

Облачных слоев

Словно очертанье

Тысячи голов.

 

Рухнула плотина -

И выходят в бой

Блузы из сатина

В синьке грозовой.

 

Трубы. Трубы. Трубы

Подымают вой.

Над больничным садом,

Над водой озер,

Движутся отряды

На вечерний сбор.

 

Заслоняют свет они

(Даль черным-черна),

Пионеры Кунцева,

Пионеры Сетуни,

Пионеры фабрики Ногина.

 

А внизу, склоненная

Изнывает мать:

Детские ладони

Ей не целовать.

Духотой спаленных

Губ не освежить -

Валентине больше

Не придется жить.

 

- Я ль не собирала

Для тебя добро?

Шелковые платья,

Мех да серебро,

Я ли не копила,

Ночи не спала,

Все коров доила,

Птицу стерегла,-

Чтоб было приданое,

Крепкое, недраное,

Чтоб фата к лицу -

Как пойдешь к венцу!

Не противься ж, Валенька!

Он тебя не съест,

Золоченый, маленький,

Твой крестильный крест.

 

Пусть звучат постылые,

Скудные слова -

Не погибла молодость,

Молодость жива!

 

Нас водила молодость

В сабельный поход,

Нас бросала молодость

На кронштадтский лед.

 

Боевые лошади

Уносили нас,

На широкой площади

Убивали нас.

 

Но в крови горячечной

Подымались мы,

Но глаза незрячие

Открывали мы.

 

Возникай содружество

Ворона с бойцом -

Укрепляйся, мужество,

Сталью и свинцом.

 

Чтоб земля суровая

Кровью истекла,

Чтобы юность новая

Из костей взошла.

 

Чтобы в этом крохотном

Теле - навсегда

Пела наша молодость,

Как весной вода.

 

Валя, Валентина,

Видишь - на юру

Базовое знамя

Вьется по шнуру.

 

Красное полотнище

Вьется над бугром.

"Валя, будь готова!" -

Восклицает гром.

 

В прозелень лужайки

Капли как польют!

Валя в синей майке

Отдает салют.

 

Тихо подымается,

Призрачно-легка,

Над больничной койкой

Детская рука.

 

"Я всегда готова!" -

Слышится окрест.

На плетеный коврик

Упадает крест.

И потом бессильная

Валится рука

В пухлые подушки,

В мякоть тюфяка.

 

А в больничных окнах

Синее тепло,

От большого солнца

В комнате светло.

 

И, припав к постели.

Изнывает мать.

 

За оградой пеночкам

Нынче благодать.

 

Вот и все!

 

Но песня

Не согласна ждать.

 

Возникает песня

В болтовне ребят.

 

Подымает песню

На голос отряд.

 

И выходит песня

С топотом шагов

 

В мир, открытый настежь

Бешенству ветров.

 

 

Н.А. Некрасов, отрывки из стихотворения «Железная дорога » …

«Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»..

 

 

«Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Всё претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено...

Всё ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно?..“»

Отрывок из рассказа В.М. Шукшина «Чужие»

«Красным дням генерал-адмирала Алексея положила конец японская война. У

японцев на Тихом океане оказались быстроходные крейсера и броненосцы, а у

нас - старые калоши. Как хорошо генерал-адмирал обучал свой флот, вот

свидетельство: "Цесаревич" впервые стрелял из орудий своих в том самом бою,

в котором японцы издырявили его в решето. Офицеры не умели командовать. Суда

не имели морских карт. Пушки не стреляли. То и дело топили своих либо

нарывались на собственные мины. Тихоокеанская эскадра засела в Порт-Артуре,

как рак на мели." Послали на выручку балтийскую эскадру адмирала

Рожденственского. Тот, когда дело дошло до собственной шкуры, доложил царю,

что идти не с чем: брони на броненосцах металлические чуть сверху, а с низу

деревянные. Уверяют, будто царь сказал тогда Алексею:

- Лучше бы ты, дядя, воровал вдвое да хоть брони-то строил бы

настоящие!

После гибели "Петропавловска" Алексей имел глупость показаться в одном

петербургском театре вместе со своей любовницей Балетта, обвешенною

бриллиантами. Публика чуть не убила их обоих. Швыряли в них апельсиновыми

корками, афишами, чем попало. Кричали:

- Это бриллианты куплены за наши деньги! Отдайте! Это- наши крейсеры и

броненосцы! Подайте сюда! Это - наш флот!

Алексей перестал выезжать из своего дворца, потому что на улицах ему

свистели, швыряли в карету грязью. Балетта поспешила убраться за границу.

Она увезла с собой несколько миллионов рублей чистыми деньгами, чуть не гору

драгоценных камней и редкостное собрание русских старинных вещей. Это уж,

должно быть, на память о русском народе, который они с Алексеем ограбили.

Цусима докончила Алексея. Никогда с тех пор, как свет стоит, ни один

флот не испытывал более глупого и жалкого поражения. Тысячи людей пошли на

дно вместе с калошами-судами, которые не достреливали до неприятеля.

Несколько часов японской пальбы достаточно было, чтобы от двадцатилетней

воровской работы Алексея с компанией остались лишь щепки на волнах. Все

сразу сказалось: и грабительство подлецов-строителей, и невежество бездарных

офицеров, и ненависть к ним измученных матросов. Накормил царев дядя рыб

Желтого моря русскими мужицкими телами в матросских рубахах и солдатских

шинелях!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: