Огоньки - откровения (конфликтные)




Оглавление

Педагогический кодекс вожатого. Свод правил.  
Коллективно-творческая деятельность  
Отрядный огонёк  
Отрядный уголок  
Приложение. Копилка «огоньков»  
Приложение. Копилка лагерных песен  
Приложение. Копилка игр.  

Педагогический кодекс вожатого. Свод правил

 

 

•Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей

Вожатый должен предъявлять понятные, точные и решительные требования.

• Вожатый предвидит и предотвращает конфликты в отряде.

• Вожатый формирует коллектив отряда в первые три дня смены.

• Вожатый знает, где находятся его дети, впрочем, как и его дети знают, где находятся вожатые.

• После отбоя вожатый проверяет наличие дежурного света в коридорах и холле.

• Перед отбоем вожатый спрашивает о самочувствии ребят, заботится о здоровье своих детей.

• Вожатый объясняет ребятам правила поведения в столовой, в корпусе, на мероприятиях.

• Вожатый совместно с напарником планирует свою деятельность.

• Вожатый никогда не выясняет отношения с напарником в присутствии ребят.

• Вожатый отпускает ребенка из отряда с родителями только после того, как они напишут заявление на имя директора лагеря.

• Вожатый не ищет в конфликте виновных, он ищет выход.

• В случае необходимости время суток для обращения в медпункт не имеет значения.

• Вожатый имеет четкий план работы на день.

• Вожатый проводит утренний сбор отряда, на котором рассказывает ребятам, что их ожидает в этот день.

• В столовую, из столовой, на мероприятия, за территорию лагеря отряд должен передвигаться только строем в колонне по два человека.

• Вожатый не занимается своими личными делами в рабочее время.

• Вожатый не кричит на ребенка.

 

Коллективно-творческая деятельность

 

"Я отвечаю за них за всех, а они думают, что они отвечают." "Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя изображает, играя чем-то более высоким себя чувствует. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я, как педагог, должен с ним немножечко играть. Если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег..." - Антон Семенович Макаренко.

Всё творчески, иначе зачем?" - Игорь Петрович Иванов

КТД организуется таким образом, чтобы:

· предложенная вожатым идея была воспринята детским коллективом как собственная;

· организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, других коллективов и людей;

· должна быть на добровольных началах, с интересом и желанием в его реализацию могли включаться все члены коллектива и раскрывать свои творческие возможности.

Предполагает следующие этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

Коллективно-творческое:

· дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

· коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой;

· коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

· организаторские;

· общественно-политические;

· познавательные;

· трудовые;

· художественные;

· спортивные.


Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию – рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Вторая стадия – коллективное планирование.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия – проведение коллективно-творческого дела.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Шестая стадия – ближайшее последействие.


Более полно. Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи и ответственной зависимости складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий - этапов. В технологии И. П. Иванова они имеют следующие названия:

1. поиск идеи и предварительная постановка задач;

2. сбор-старт;

3. выборы совета дела;

4. коллективное планирование дела;

5. работа микроколлективов (оптимально по 5-7 человек);

6. проверка готовности;

7. проведение КТД;

8. коллективный анализ («огонек»);

9. стадия последействия.

В этих этапах-мероприятиях присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.


Рассмотрим подробнее общий алгоритм проведения.

1 этап. Предварительная работа воспитателя.

На этом этапе определяются педагогические задачи предстоящего КТД., его место в общей системе воспитательной работы с коллективом. Продумывается общая идея, замысел дела, различные варианты проведения КТД. Создается примерный "образ" будущего дела, продумываются все последующие -организаторские действия.

2 этап. Коллективное планирование и выборы совета дела.

На этом этапе каждому предоставляется возможность участия и обсуждения предстоящего КТД. Каким быть делу? Как к нему готовиться? Кто станет организатором подготовки? Кому, что поручить? Чтобы каждый высказал свое мнение, ответил на вопросы. А для этого нужно распределить ребят на творческие группы с учетом их интересов, особенностей в общении. Затем весь коллектив слушает представителей каждой микрогруппы. Коллективное планирование может состояться на общем собрании, сборе. А можно провести аукцион идей, нью - банк, конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану, самый интересный проект дела, выставку молний от микрогруппы с предложением по плану и др.

3 этап. Коллективная подготовка.

Педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Он участвует в сборах микрогрупп, где распределяется общая работа между участниками, решается, кто и что конкретно сделает, направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывая нужное решение, поддерживая инициативу, обращая внимание на какие- то упущенные детали, убеждая их в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. В процессе подготовки предоставляется широкая возможность педагогу в осуществлении личностного подхода, включения детей в ситуацию успеха, преодоления трудностей, достижения с целью преобразования личности и всего коллектива.

4 этап. Проведение КТД. Содержание и методика КТД зависят от темы, целей, его формы: деловая игра, трудовой десант, ярмарка солидарности и др.

5 этап. Подведение итогов. Коллективный анализ дела. Коллективно анализируя и оценивая сделанное, ребята приучаются выдвигать более сложные, чем прежде задачи. Они учатся вырабатывать общественное мнение и создавать добрые традиции.

6 этап. Ближайшее последствие. Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.


Особая роль в КТД отводится самодеятельности и самостоятельности работы; в детском коллективе существует формула четырех «само»: «сами придумываем, сами планируем, сами делаем и сами анализируем ».

Суть его состоит в следующем (совсем вкратце). Особо выбранный "совет дела" собирает предложения, отбирает, планирует, организует работу ("совет дела" - одна из разновидностей творческой группы). Затем все вместе проводят дело. После этого все опять собираются и коллективно обсуждают: что было хорошо, что плохо, кто как работал (анализ дела).


КТД, как система, исходит из того, что дети должны быть включены в разнообразные виды деятельности, что дает возможность ребятам попробовать себя в разных ролях и найти свою нишу. Причем ребенок обычно не интересуется причинами, по которым он приглашен участвовать в игре, приглашает в игру других детей или бросает игру. В детской реальности для обозначения всего комплекса причин этих событий существует только один критерий - "интересно - неинтересно".

Отрядный огонёк

Цели мероприятия:

регулирование эмоционального настроя в коллективе;

анализ дня;

коррекция взаимоотношений в отряде.

 

3 направленности мероприятия:

1. Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).

2.Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).

3.Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).

 

Для вечернего огонька существуют правила:

1.Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".

2.Все: и дети, и взрослые -располагаются на одном уровне.

3. Дети и вожатые должны выполнять законы:

o" Когда говорит один -все молчат"

o" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"

o" Закон свободного микрофона"

o" Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"

 

Виды огонька:

· Расскажи нам о себе

· Анализ (День, часть смены, смена)

· Расскажи мне обо мне

· Письмо

· Легенда

· Три желания

· На что похоже настроение

· Волшебный стул(золотой, черный, горячий)

· Огонёк – тренинг

Общий алгоритм организации огонька

1. Предварительная работа.

Начните с продумывания места данного огонька в жизни отряда. Сценарный план (а он у Вас обязательно будет) зависит от того, каково состояние отряда, уровень его сплоченное взаимопонимания и открытости. Позаботьтесь о том, чтобы огонёк произвел желаемый эффект, а для этого постарайтесь, чтобы он задевал нужные струны души. Нижеследующие пункты рекомендации помогут Вам в этом. В любом случае, делайте поправку на психологический возраст, уровень ценностей ориентационного единства отряда. Постарайтесь предусмотреть и снизить возможные риски.

2. Подготовительная работа.

Подготовьте место, скамьи и стулья, реквизит, технические средства. Если ждёте гостей проинструктируйте их об их роли в огоньке. Сформулируйте и выдайте задания выступающим, групп так, чтобы у них осталось время подготовиться; помогите им. Еще раз рассчитайте время, вспомните, какого эффекта Вы ждете от каждого элемента огонька.

3. Погружение.

Для создания соответствующего настроения ребят используйте ритуалы, например, торжественную перестановку флага на специальное место, специальное "время Ч", когда никому нельзя входить на место проведения огонька, зажжение свечи или костра с выбором кострового, почетное право войти первым герою дня или дежурному командиру, запись в "бортовом журнале" о начале огонька. Возможно экспресс-построение с кратким отчетом командира о прожитом дне, "30 секунд молчания" перед входом с предложением каждому подумать о том, что важного он должен сказать товарищам и т.д. Важен сам момент входа и размещения: это должно происходить в тишине, без суеты, лучшие места - малышам, "героям дня", гостям. Возможен вынос талисмана, иных аксессуаров. Фантазируйте, украшайте огонёк, создавайте настроение искренности, теплоты, важности происходящего.

4. Ход огонька

А) Начало. Им может быть настраивающая песня под гитару, предъявление загадочного предмета, сюрприза под вуалью, "черного ящика", представление гостей. Обязательно прозвучит вступительное слово вожатого. Возможно, Вы проведете короткое упражнение для установления сенсорного контакта.

Б) Завязка обсуждения. Разговор может начаться с проблемного вопроса, выступления группы, концентрации внимания на загадочном предмете, короткого обсуждения одной из дилемм Кольберга. Возможно, Вы просто убедительно поставите задачу, объявите порядок проведения огонька. Хорошо, если на каждом огоньке этот момент организуется по-разному.

В) Обсуждение. Традиционное обсуждение "по кругу" подкрепите или вовсе замените более эффективными приемами. Используйте "конверт откровения", "мозаику вопросов и ответов", другие технические приемы. Интересно предложить высказавшемуся выбрать следующего говорящего. Лишить обсуждение однообразия помогут "музыкальные паузы", когда исполняемая песня выбирается по принципу актуальности (какая песня подойдет именно в эту минуту - могут решить сами ребята). Нелишними оказываются и невербальные коммуникативные средства: жесты, прикосновения, рукопожатия, символические знаки и предметы. Важно, чтобы все ребята были максимально вовлечены в происходящее, переживали огонёк сообща.

Г) Кульминация. Наконец прозвучит (будет найден) ответ на проблемный вопрос, откроется "черный ящик", станет понятным смысл загадочного предмета, откроется тайна, сюрприз. Наверное, именно в этот момент и выступит с самыми важными словами пришедший гость.

Д) Развязка. В завершение огонька возможно принятие каких-то решений, выявление и награждение "героев", объявление планов и намерений, вручение сюрпризов и т.п. Хорошо, если дети смогут сформулировать выводы, основные идеи разговора. По традиции будет выбран новый дежурный командир на завтра, дана оценка работе сегодняшнего ДК.

Е) Завершение. Когда всё запланированное исчерпано, прозвучит заключительное слово вожатых (возможно - командира, гостя), комментарий к плану на завтра породит радостные ожидания нового дня. Состоится заключительный ритуал: передача знака новому ДК, орлятский круг с вечерней песней и речёвкой.

Ж) Отход ко сну. Да, это тоже важный момент огонька. Ибо способен как сохранить и укрепить достигнутый эффект, так и свести его на нет. По традиции, после исполнения Вечерней песни дети и вожатые разговаривают только шепотом, доброжелательно и умиротворяюще. Дети отходят ко сну без суеты, никакие проблемы уже не поднимаются.

·

Типичные ошибки:

· Как придётся. Речь о размещении, оформлении огонька. Не получится разговора, если детям неудобно, затекают ноги и спина, если не видно лиц, если посторонние шумы и другие раздражители отвлекают внимание, если младшим не видно Вас из-за старших. Думайте об этом, готовя огонёк!

· Самотёк. Иногда политруки думают, что достаточно усесться кругом, объявить начало огонька, произнести известную триаду вопросов "Что было хорошо, что не удачно, что нужно изменить?" и, -чудо! - огонёк пойдет сам собой. Увы! Хорошо бы, коли так. Однако дети могут просто не начать говорить, начать говорить не о том, да мало ли случайностей подстерегает нас на этом пути! Огонек надо готовить, планировать, вести - это аксиома.

· Формалистика. Однообразие течения огонька губит самые лучшие чувства. Если дети друг с другом повторяют стандартный набор фраз, значит, огонёк Вы не подготовили. Не будет ни искренности, ни переживаний, ни нужного воспитательного эффекта,

· Чрезмерное веселье. Оно не способствует осмыслению, но способно профанировать любые высокие слова. А огонёк - это именно тот случай, когда должны звучать высокие слова, рождать высокие переживания и чувства. Смех без причины - признак слабой работы по созданию настроя огонёк в отряде.

· Обвинительный тон. Плохо, если огонёк превращается в высказывание обвинений, неважно, кто и в чей адрес. Нужно здраво разобраться в причинах, подумать об их устранении, а не искать виноватого. Огонёк - не суд, а круг дружеского участия и совета.

· Провокация зазнайства. Легко добиться чувства ложной сплоченности, противопоставляя себя другим. Лагерь - это место, где ко всем относятся с уважением. Не должно быть, чтобы вожатые или кто-то из ребят высказывался в духе "Мы - лучше всех, другие отряды - плохие". Стыдно.

· Дети - слушатели. Если огонёк превращается в мероприятие, т.е. форму работы, когда все дети пассивно слушают то это и не огонёк вовсе. Так, лекция. Огонёк - это активный разговор неравнодушных людей.

· Час наставлений. Каким бы замечательным проповедником морали не был вожатый, не надо наполнять огонёк нравоучениями. Нравственные, истины ценны лишь тогда, когда добыты усилиями собственной души ребенка.

· Неуправляемая активность детей. Иногда вечернее дело производит такой эмоциональный эффект, что детей невозможно настроить на разговор. Тогда - не проводите огонёк, ограничьте ритуалом. Если это уместно, можно высказать сожаление, что огонёк провести не удастся (не обвиняя детей).

· Вечер записных ораторов. Бывает, что на огоньках всё чаще выступают с длинными речами одни и те же ребята. Возможно, Вы не поговорили с ними перед огоньком о необходимости дать слово каждому в условиях ограниченного времени?

· Ухмыляющаяся оппозиция. Если такая группа появилась, значит в отряде не все в порядке. Посоветуйтесь с коллегами, начальником. А пока - постарайтесь доброжелательно включить их в разговор по одному (желательно, начиная с лидера или того, кто наиболее расположен лично к Вам). Не давите, но и не оставляйте без внимания. Ни в коем случае не подчёркивайте обособленность этой группы во мнении отряда.

· Автономные группы. Такое происходит по принципу «старички – новички», «девочки – мальчики» по интересам, по уровню культуры или ожиданиям от смены. Постарайтесь смешать группы при рассадке. В дальнейшем работайте на их ассимиляцию.

· Не успели. Что делать, если разговор в самом разгаре, а время кончилось? По возможности корректно закончить огонёк. Вам всё равно не удастся сохранить внимание - другие отряды пойдут умываться, зазвучит сигнал горна. Используйте этот момент для иллюстрации ценности огонька, предложите вернуться к разговору завтра, а пока обдумать уже сказанное.

Отрядный уголок

 

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Уголок обязательно должен содержать:

· название отряда

· девиз отряда

· отрядная песня

· расписание кружков

· распорядок дня (лагерный и отрядный)

· списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили);

· списки именинников текущей смены

· адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)

· грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)

 

Приложение. Копилка «огоньков».

"Загони джина в бутылку".

Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью “Джин” и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

"Сказочная полянка".

На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

"Конверт откровений".

На предложенных листочках бумаги до начала "огонька" дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Уже отмечалось, что анализ прожитого дня - один из основных элементов вечернего "огонька", но вечерний "огонек" - это не только анализ. Рассмотрим еще несколько возможных форм проведения вечерних "огоньков".

“Расскажи мне о себе”

Это форма традиционного "огонька"-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на "огоньке" используется некий символ, “эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – “эстафетной палочке” – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. И далее каждый ребенок рассказывает что-нибудь о себе: как его зовут, был ли он уже в этом лагере, и что ему запомнилось, что он любит делать, что может сделать для отряда, успел ли подружиться, познакомиться с кем-нибудь, чего ждет от смены в лагере и т. д. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька".

В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

· дети не адаптированы к новой ситуации;

· дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще так, чтобы это было интересно;

· внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.

Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные формы, например: экскурсия-знакомство с лагерем, пресс-конференция с вожатыми, игра-знакомство "Разведай, выясни, сообщи" и т.д.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на "огоньке" знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде. Очень хорошо, если вожатый, анализируя первый прожитый отрядом день, заведет разговор о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.

Не надо забывать, что, конечно же, в вашем отряде есть ребята, готовые к разговору с первого дня. Выберите момент и предоставьте им слово. Сделайте это тактично, не задевая чувств других членов отряда.

Не забывайте о том, что "огонек" - это не монолог вожатых. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках "огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение.

Очень хорошо, если на "огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне.

Первый огонек - огонек знакомства «Расскажи мне о себе» проводят вожатые.

Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.

Педагогическая задача огонька первых дней - научить ребят правилам поведения и выступления на огоньке, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый в лагере прожитый день.

При проведении огонька необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемешку», чтобы места были удобны для каждого, и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые - друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Схема проведения огонька: настрой (исполнение какой-нибудь орлятской песни); небольшое вступительное слово вожатого, которое он в непринужденной форме говорит о начале смены, о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие ему люди нравятся, чего он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - свечки, пера, шишки и т.п. Хорошо, когда по кругу передается такой «символ ­откровения». Еще лучше, если в отряде есть свой талисман; разговор о себе начинает второй вожатый, рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми и т.д.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15-20 минут вожатый делает паузу, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен. Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать и ввести в середине огонька какой-либо сюжет с движениями, но такими которые не нарушали бы общего настроя на вечерний огонек. Завершается огонек словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершить огонек можно Орлятским кругом.

"Расскажи мне обо мне" в.2

Задача: подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот огонек является очень важным в формировании самопознания и самооценки.

Схема проведения (кратко): такая же, как и на первом огоньке, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а члены детского коллектива о нем.

Это традиционная форма последнего, прощального "огонька" в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать "свободный микрофон". Тот, у кого находится "свободный микрофон", называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад. Этот "огонек" должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот "огонек" превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Так же недопустимо, чтобы этот "огонек" стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д. Пусть на этом "огоньке" будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них. Дайте ребятам время, чтобы они написали вам "прощальные письма". Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.

Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения. Если вы живете в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать. Пусть этот "огонек" продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).

Тематический "огонек"

Проведение такого "огонька" необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких "огоньках" можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.

Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический "огонек" крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно. Не забудьте, что слова, сказанные на таком "огоньке", не должны остаться только словами - у "огонька" должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).


Тематический огонек "Есть ли похожие люди?".

Цель: разрешение или предупреждение конфликта какого-либо рода.

Ход огонька: звучат песни под гитару. Вожатый задает вопрос: "Есть ли похожие люди?". Вопрос обсуждается при соблюдении всех законов огонька. Затем вожатый каждому выдает лист бумаги.

- ребята, сейчас я попрошу вас проделать над листочком некоторые операции. Главное условие: все нужно делать в идеальной тишине и с закрытыми глазами. Согните лист пополам, затем оторвите правый верхний угол:(проделать эту операцию 4 раза).

После этого дети открывают глаза, разворачивают листочки и смотрят, что получилось.

- Люди могут походить в чем-то друг на друга, могут быть кардинально разными, могут чем-то отличаться. Даже близнецы, внешне похожие друг на друга как две капли воды, всегда имеют разный характер, чаще противоположный. То есть, нет абсолютно одинаковых людей, каждый человек индивидуален, неповторим. И каждый человек, каким бы он ни был, заслуживает доброго отношения, понимания, уважения, любви. Чувствуете ли вы такое отношение от каждого в отряде? А как сами относитесь к другим? (вопросы для размышления)

- Закончите предложения:

Сегодняшний день - это:

Мое настроение сегодня:

Я хотел бы, чтобы завтра:

Опираясь на высказывания детей, вожатый подводит итог дня.

- Попрощаемся как на Адаманских островах в Тихом океане.

Положите правую ладошку под ладошку соседа справа; а левую - на ладошку соседа слева. И с самыми добрыми и светлыми пожеланиями, с самой положительной энергией дуем на ладошку соседа справа.

- Свечку задует:(ребенок, который чем-то выделился или авторитет которого нужно повысить)

Проблемный "огонек"

Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный "огонек".

Конечно же, такой "огонек" - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком "огоньке" - честный, справедливый арбитр ("арбитр" - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации. Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.

Такой "огонек" готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.

Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно построенные и продуманные педагогические ситуации "разыгранные" в течение дня, предшествующего проблемному "огоньку". Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьезный. Они могут либо "подогреть", либо "охладить" конфликтную ситуацию. Создать наиболее "выгодный" эмоциональный настрой у ребят перед "огоньком".

Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога. Важно, чтобы ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип "не навреди!!!". Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с психологом.

Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов. Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово "ПРОФИЛАКТИКА". Тем не менее, проблемный "огонек" лишним в отрядной жизни не будет никогда.

Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком "огоньке".


1.“Конверт откровений” Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:

· что ты больше всего ценишь в людях?

· какая твоя самая большая цель в жизни?

· какие черты характера человека тебе особенно неприятны?

· на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.


2."Здравствуй, мне очень нравится …" По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: "Здравствуй, мне очень нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.


3."По одежке встречают …" Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впеч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: