Ареопагитики. Учение о иерархии. Проблема зла и теодицея.




Ареопагитики. Катафатическая, апофатическая и мистическая теологии.

«О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О мистической теологии» и 10 писем на греческом языке, появившиеся на рубеже 5-6 веков, приписанные Дионисию Ареопагиту (афинянину, который упоминается в «Деяниях апостолов» как ученик апостола Павла и первый афинский епископ, умерший в 96 году н.э.). Однако из-за несовпадений, которые впервые были замечены в 15 веке (несообразность стиля и некоторые анахронизмы), стало ясно, что Дионисий не имеет к их созданию отношения. Поскольку точно вряд ли удастся установить, кто же их автор, условно его называют Псевдо-Дионисием. Впервые ареопагитики были озвучены монофизитами.

Попытка синтеза неоплатонизма (нередко цитируется Прокл) и христианства (от каппадокийцев): гармонически соединит теорию эманации и христианское понимание божественного творения, неоплатоническую теорию Единого и догмат Троицы. Через Псевдо-Дионисия в средневековую мысль вливался платонизм в противовес господствующему аристотелизму.

Вслед за Проклом, автор трактатов разделяет две разновидности теологии – апофатическую и катафатическую. Первый путь (в «О мистической теологии») – отрицания терминов, применимых к сотворенным вещам, в силу трансцендентности Бога и неадекватности человеческих понятий применительно к Богу; «мрак таинственного безмолвия, превышающий всякий свет». Второй путь (в «О божественных именах») – «тварные» имена Бога («Благость», «Единство» и др., совместимые с бесконечным духовным сущим) из Писания, использующиеся в качестве символов для божественных проявлений в творении за пределами его (Бога) сущности. Синтез этих двух подходов - в высшей ступени – мистической теологии: тварные имена в сверхчеловеческом смысле. Бог Сверхдобр, Сверхблаг, Сверхсущ, Сверхмудр, Сверхжив; он внеположен ко всяческому бытию и в своей сущности непознаваем, будучи сверхразумной причиной всяческого бытия. Поэтому особый способ познания дарован уму человека – «через незнание»; человек должен выйти за пределы своего разума, за пределы себя. Можно отметить, что таким образом отрицается природная божественность ума и познаваемость божественной сущности, то есть два важных платонических постулата.

При этом общение между Богом и сотворенными существами возможно и даже является целью последних. Здесь Псевдо-Дионисий следует логике восхождения и нисхождения. С одной стороны, Бог «нисходит», выходя из себя, чтобы сделаться познаваемым – он пронизывает все мироздание, является истинной причиной всего существующего и тогда применимые к нему идеи Добра, Блага, Мудрости, Красоты и т.п. вводят нас в непосредственное с ним общение. С другой стороны, тварные существа восходят к Богу, сначала обретая «богоподобие» (способность участвовать в божественных добродетелях), затем, выходя из себя, приобщаются к Божьему бытию (но не сущности!!! – она за границей любого существования) и тем самым «возвращаются» к Богу.

 

 

Ареопагитики. Учение о иерархии. Проблема зла и теодицея.

Учение об иерархии сущего у платоников – необходимые этапы от Единого к материальному миру (позволила найти место для греческих божеств, благодаря отождествлению их с метафизическими реальностями, а также убежденность неоплатоников, что Единое не может непосредственно отвечать за происхождение материального мира, то есть того, что по сравнению с чистым светом является тьмой). У Псевдо-Дионисия это приобретает две формы.

  • Классификация ангельских сил (самая близкая к Богу триада – Серафимы, Херувимы и Престолы; вторая небесная триада – Господства, власти и Силы; последняя триада – Начала, Архангелы и Ангелы) – нерушимый божественный порядок, через который достигается уподобление с Богом. Каждый чин участвует в божественной жизни согласно своей способности, которая даруется ему через следующий по высоте чин (сверху вниз).
  • Церковная иерархия (первая триада посвящающих (=духовенства): епископы, священники и диаконы; вторая триада посвящаемых: монахи, миряне и грешники), которой предшествовала ветхозаветная «иерархия от Закона», являющая в чувственных образах и символах умопостигаемые реальности небесной иерархии. Структура Церкви – между небесной и законной, разделяя с первой умственное созерцание, а со второй – пользование различного рода чувственными символами, посредством которых она священным образом возвышается в направлении божественного.

Также, говоря об иерархии сущего, Псевдо-Дионисий обращается к неоплатонической метафизике света: ступени иерархии как степени сотворенного или разделенного света от Бога; возвращение же к нему как процесс восхождения степеней просветления (в этом процессе средствами сообщения людям божественной иллюминации являются Церковь и ее таинства).

Что касается зла, продолжает линию Августина и неоплатонизма, определяя его как отсутствие блага. Ничто из существующего не происходит из зла, так как все происходит из блага. Про теодицею ничего сказать не могу.

Теодицея (франц. théodicée, от греч. theós — бог и díke — справедливость), «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия. Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего. Оно есть лишь оскудение и недостаток добра: "злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия". Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. оно есть полнейшее отсутствие божественного Блага.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: