Жизнь и счастье: пессимизм




Утверждать, что жизнь в принципе не может быть счастливой, зна­чит стоять на позициях философского пессимизма. Наиболее из­вестный пессимист в философии — Артур Шопенгауэр. В своей боль­шой книге «Мир как воля и представление» он проводит мысль, что было бы лучше, если бы мир никогда не существовал. Он исходит при этом из метафизических и эмпирических оснований.

Главное метафизическое основание, развиваемое в первом томе его книги, состоит в том, что основой существования является Воля. Многочисленные хотения и желания, одолевающие животных и че­ловеческих существ, суть проявления Воли, и эти хотения и жела­ния — источник вечного несчастья. Ведь вечное и неудовлетворен­ное желание таит в себе несчастье, желания же удовлетворенные не­минуемо и немедленно заменяются другими желаниями, которые, возможно, не будут удовлетворены. Жизнь сама по себе есть своего рода постоянное и непреодолимое желание, состояние вечной фру-страции.

Эмпирическое основание пессимизма, рассматриваемое Шопен­гауэром во втором томе, состоит в том, что, насколько хватает на­шего взгляда, везде мы видим страдания и несчастье. Шопенгауэр подробно разбирает все те многочисленные ужасные вещи, что за­ставляют страдать человеческие существа и других животных. Муд­рец, заключает он, признает, что жизнь полна чудовищных несчастий. Мудрец старается избавиться от всех желаний, поскольку же­лания — источник фрустрации и других зол. Мудрый человек не должен желать даже смерти, хотя и знает, что смерть лучше жизни. Мудрый приучает себя жить и воспринимать смерть спокойно.

Эмпирический пессимизм, развиваемый Шопенгауэром во вто­ром томе его книги, предполагает, видимо, что можно абстрактным образом сравнить не только возможное и действительное, но также существование и не существование некоторых или всех человечес­ких существ, причем с разных точек зрения. Корректны ли эти до­пущения?

Здесь мы должны ответить на пять вопросов.

1. Можно ли вообразить миры, которые лишь возможны?

2. Можно-ли вообразить собственное не-существование?

3. Можно ли сравнить действительное с возможным?

4. Можно ли сравнить существование индивида с его возможным не-существованием с его собственной точки зрения) Напри­мер, может ли индивид сравнить собственное существование с собственным не-существованием с собственной точки зрения?

5. Можно ли сравнить действительное существование с возможным абстрактно, как бы с ничьей точки зрения?

1. Возможные ситуации вполне можно вообразить. Так, легко вообразить возможный мир, в котором не существует некая личность, скажем президент Соединенных Штатов.

2. Можно также вообразить такое положение дел, когда индивид не существует. Представляя себе землю в далеком прошлом или далеком будущем, я воображаю положение дел без меня самого.

3. Мы можем также произвести воображаемое сравнение дейст­вительного с возможным. Например, можно в воображении сравнить действительный мир с возможным, в котором от­сутствует вирус иммунодефицита, и решить, что действи­тельный мир хуже возможного.

Индивид может вообразить существование и не-существование (в том числе собственное) с точки зрения других людей. Например, люди иногда говорят, что если бы какой-то жестокий диктатор вроде Сталина никогда не родился, то мир был бы куда лучше. Лучше не для самого Сталина, но для других людей.

4. Но иногда говорят (об очень несчастливых людях), что для них же самих лучше было бы не родиться. Имеет ли это смысл?

Данное утверждение не может быть результатом сравнения двух состояний личности, ведь не-существование не есть состояние лич­ности. В этом случае употребление сравнительного оборота лучше для самого индивида — просто /facon de parler [форма речи].

И все же разве я не могу считать, что лучше бы мне никогда не родиться?

Для кого, в таком случае, это было бы лучше?

Как мы видели, человек может произвести воображаемое сравне­ние — с точки зрения какого-то другого человека — мира, в кото­ром он присутствует, с миром, где его нет. Однако индивид, кото­рый жалуется: «Лучше бы мне не родиться», обычно не думает о благе других.

Должны ли мы заключить отсюда, что эта жалоба иррациональ­на или что ее смысл скрыт от нас? На самом деле, ее смысл не скрыт, поскольку можно высказывать пожелания, не производя сравнение. Желание реально, сравнение — нет. Если предполагает­ся, что это желание выражает сравнение двух моих состояний, то оно свидетельствует о каше в моей голове.

5. Желание, чтобы (например) Сталин никогда не родился, может основываться на проведенном в воображении сравне­нии действительного положения дел (мир, где есть Сталин) и отличного от него возможного положения дел (мир, где нет Сталина). Это сравнение — не чисто абстрактное, оно произведено с точки зрения жертв Сталина.

Можно ли сравнить реальный мир с возможным миром с ничьей точки зрения, как бы чисто абстрактно? Например, имеет ли смысл утверждать, что мир, в котором нет жизни, был бы, мысля абстракт­но, лучше мира, где есть жизнь? Видимо, абстрактное сравнение, не зависящее ни от каких возможных точек зрения, внутренне бес­смысленно. Жизнь хороша для живущих. Если жизнь вообще имеет ценность как таковая, то она ценна как таковая для живущих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: