Джеймс Милль (1773-1836), отец Джона Стюарта Милля, был писателем и журналистом, впоследствии служащим Ост-Индской компании. Его главные сочинения посвящены юриспруденции и политической философии; придерживался радикальных политических взглядов. Руководил образованием своего сына, который пишет в «Автобиографии», что начал учиться, в том числе изучать греческий язык, в трехлетнем возрасте.
Джон Стюарт Милль (1806-1873) жил на жалованье чиновника департамента по делам Индии. Его наиболее известные философские работы — «Утилитаризм», «Система логики», «Подчинение женщин» и очерк «О свободе».
Философ и государственный служащий, Милль был активным политическим реформатором. В 1824 г. его арестовали за распространение среди бедных литературы о контроле над рождаемостью. Был сторонником всеобщего образования и расширения избирательного права (в том числе предоставления права голоса женщинам). Участвовал в основании Ныохэм-Колледжа в Кембридже, одного из первых женских колледжей в Англии. В 1805 г. избран в парламент от избирательного округа Вестминстера как кандидат рабочих. В парламенте главньм образом боролся за предоставление права голоса женщинам и, поскольку такого рода деятельность не пользовалась популярностью среди избирателей, на следующих выборах проиграл.
Маркс (1818-1883)
Карл Маркс родился в семье адвоката. Основатель современного международного коммунизма. Учился в Бонне и Берлине. Заинте-
ресовавшись философией Гегеля, понял, что гегельянство может быть применено к экономической истории и в целях радикальной политики.
Став политическим беженцем, Маркс перебрался в Лондон, где его и всю его семью материально поддерживал богатый фабрикант Фридрих Энгельс.
|
философия Маркса — своего рода гегельянство, поставленное с ног на голову. Так, Гегель говорит, что государство есть шествие Бога по земле, Маркс же видит в государствах и правителях лишь инструменты подавления. Гегель говорит, что диалектические силы истории — столкновение идей, Маркс же заявляет, что эти диалектические силы материальны.
Марксова философия значима не как таковая, но скорее из-за ее огромного влияния на политическую историю XX в. Маркс был бы удовлетворен таким положением дел, поскольку писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Джеймс (1842-1910)
Уильям Джеймс, американский психолог и философ, брат писателя Генри Джеймса, учился сначала в Нью-Йорке, а потом в Гарварде, где изучал медицину.
В психологии Джеймс был бихевиористом; утверждал, что эмоции суть восприятия физиологических изменений. В философии был прагматистом; по его мнению, истинно то, что обеспечивает практический успех действия.
Ницше (1844-1900)
Фридрих Ницше родился в семье лютеранского пастора, учился в Бонне и Лейпциге. Его способности считали столь блестящими, что еще до окончания учебы ему предложили кафедру классической филологии в Базеле, и он принял предложение. Ему было тогда 24 года. В молодости чрезвычайно восхищался Шопенгауэром (с которым не был знаком) и Рихардом Вагнером (с которым дружил), но в конечном счете разочаровался в обоих.
Ницше оставил академическую работу во время франко-прусской войны и отправился служить санитаром в госпиталь. Но очень скоро оставил и эту службу и повел жизнь, полную скитаний; она стала возможна благодаря пенсии по болезни, которую выплачивал университет. Говорят, что, находясь в прусской армии, он заразил-
|
ся сифилисом. Последние двенадцать лет жизни страдал психическим расстройством.
Ницше стремится опровергнуть традиционные моральные ценности и заменить их своего рода аристократическим эгоизмом (см. гл. 7 и 8). Но его проект еще более широк — подорвать не только нравственность, но и метафизику, логику и, видимо, даже рациональность. Он часто пишет в том духе, что религия, философия, наука, да фактически и все системы мысли, суть не что иное, как мошеннические попытки профессионалов захватить власть.
Теории Ницше были с энтузиазмом восприняты нацистами, поощряемыми сестрой Ницше Элизабет, которая дружила с Гитлером.
Фреге (1848-1925)
Готлоб Фреге — немецкий математик и логик, преподавал в Йене. Некоторые ученые считают его самым крупным логиком после Аристотеля. В 1879 г. изложил полную систему символической логики; однако она содержала противоречие (парадокс классов), замеченное Расселом, который попытался его разрешить.
Фреге проводит различение между смыслом и предметным значением (референцией), — различение, которое сыграло важную роль в современной философии. Его лучше всего разъяснить на ^примерах. Например, два выражения — «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» — имеют одно и то же предметное значение (поскольку указывают на одну и ту же планету — Венеру), но разные смыслы.
|
Приложение II
ФИЛОСОФИЯ В XX СТОЛЕТИИ
Гуссерль (1859-1938)
Эдмунд Гуссерль стал профессором Фрайбургского университета в 1916 г. Он заложил основы феноменологии — теории или школы мысли, получившей сегодня признание во многих университетах континентальной Европы, Индии и Японии. Гуссерль вновь ввел в философию термин ЕРОСНЕ, обозначив им процесс, составляющий важную часть феноменологического метода. Термин ЕРОСНЕ, заимствованный из философии древнегреческих стоиков, означает воздержание от суждения. Первый принцип феноменологии суммирован в тезисе: открытие истины о некоторых вещах предполагает воздержание от суждения о других вещах.
Дьюи (1859-1952)
Джон Дьюи стал профессором Колумбийского университета (Нью-Йорк) в 1904 г. Оказал значительное влияние на идеологию образования в Соединенных Штатах; по его мнению, главной целью образования должно быть социальное и психологическое развитие, приспособление ребенка к условиям жизни в сообществе.
Создал также десятичную систему, используемую для классификации библиотечных книг.
Рассел (1872-1970)
Бертран Рассел оспаривает у Фреге титул крупнейшего логика после Аристотеля. Изучал математику и философию в Кембридже, экономику — в Берлине, переписывался с Фреге. В 1910 г. опубликовал (в соавторстве с А.Н. Уайтхедом) большую книгу Principia
Mathematica, которая считается краеугольным камнем математической логики. Так же расценивается и его теория дескрипций.
Во второй половине жизни Рассел написал множество популярных книг и очерков, в том числе «Завоевание счастья», «Брак и мораль», «Почему я не христианин» и «Об образовании».
Рассел был широко известен как политический полемист. В 1907 г. он безуспешно баллотировался в парламент, выступая за предоставление женщинам права голоса. Во время Первой мировой войны стоял на позициях пацифизма и был заключен в тюрьму за распространение памфлетов против призыва на военную службу. После Второй мировой войны написал ряд писем мировым лидерам, предупреждая их об опасностях ядерной войны. Уже в старости снова оказался в тюрьме — за блокировку автомагистрали перед министерством обороны в Лондоне.
Витгенштейн (1889-1951)
Людвиг Витгенштейн родился в Вене, учился инженерному делу в Берлине и Манчестере, потом заинтересовался математической логикой. Он нанес визит Фреге, который рекомендовал ему обратиться к Расселу. В 1912 г. Витгенштейн прибыл в Кембридж и стал учеником Рассела. Молодой Витгенштейн произвел сильное впечатление на Рассела, который во многом способствовал установлению его философской репутации.
Во время Первой мировой войны Витгенштейн служил офицером в австрийской артиллерии. Попал в плен к итальянцам, где написал свою первую книгу, «Логико-философский трактат» (опубликована в 1921 г.), в которой излагалась теория, названная Расселом «логическим атомизмом».
В 30-е годы идеи Витгенштейна коренным образом изменились. Он пришел к убеждению, что философские вопросы и проблемы возникают в результате неверного понимания языка или порождаются языком. Однако, как он отмечает в предисловии [к «Философским исследованиям»], он оказался не способен написать книгу, в которой были бы последовательно изложены его новые взгляды. После смерти Витгенштейна его рукописи были отредактированы и переведены Дж.Э.М. Энскомб, Г.Х. фон Вригтом и Рашем Рисом. Среди них — «Голубая и коричневая книги», «Философские исследования», «Замечания по основаниям математики» и «О достоверности».