- Каждой игре свое место и время.
- Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей, однако нельзя выбрасывать из нее и трудные правила. Детям наскучит игра, если игровые результаты даются слишком легко.
- Игра не должна быть излишне азартной, не должна унижать достоинства играющих. (Иногда дети придумывают обидные оценки за поражение или такие правила, выполнение которых граничит с оскорблением достоинства.)
- Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
- Если игры основаны на решении задач, преодолении трудностей, следует начинать с более простых, переходя к сложным.
- Нарушение, невыполнение правил учитывается системой штрафов, штрафных очков, баллов или оценкой.
- Конец игры должен быть результативным, ярким, эмоциональным, содержать анализ, возможные формы поощрения. Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету игры.
- Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
- Не следует разучивать с детьми сразу много новых игр. Когда педагог «забрасывает» детей играми, предлагая то одну, то другую, то третью, дети, как правило, не успевают полюбить, принять эти игры в свою игропрактику. Для того чтобы игра осталась в детской среде, необходимо проиграть каждую игру до конца, чтобы дети «распробовали», «прочувствовали» ее, освоили содержание и правила. Кроме того, когда дети будут иметь ограниченный запас игр и каждая игра будет проживаться ими до конца, только тогда это будет толкать их к тому, чтобы начать ее варьировать, а может быть и создавать новую.
- Необходимо уделять особое внимание развитию субъектности детей в организации игры, научить играть детей без педагога! Условиями реализации этого требования выступают выбор педагогом позиции оптимального участия в игровой деятельности школьников, развитие у детей потребности быть инициаторами и организаторами своих игр.
Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы организации, и для каждой
игры могут быть выделены свои специфические условия эффективности ее проведения.
Особенности взаимодействия детей и взрослых обусловлены степенью включенности педагога в игру. Педагог в игре может занимать следующие игровые позиции (игровые роли): эксперт (наблюдатель), организатор, ведущий, арбитр, участник игры. Рассмотрим позиции, занимаемые педагогом в игре.
Эксперт (наблюдатель). Дети сами выбирают игру, сами организуют, сами обеспечивают ее процесс и результат. Воспитатель дает сигнал к началу игры, дипломатично влияет на нравственную атмосферу игры, непосредственно в игре не участвуя.
Организатор осуществляет выбор игры (один или вместе с детьми), подготовку, вовлечение детей в игру, подводит итоги игры.
Ведущий — тот, кто ведет игру: разъясняет ее правила, распределяет роли, руководит процессом игры, активизирует действия участников.
Арбитр (судья, член жюри, советник и т. п.), участвуя в качестве нейтрального лица, контролирует соблюдение правил, при их нарушении назначает штрафные санкции, оценивает качество выполнения игрового задания и т. п.
Участник играет по общим правилам. Может быть, в свою очередь, водящим — это тот, кого испытывают в игре, кто должен повторить, угадать, догнать и т. д.
Часто в процессе игры педагог выступает в нескольких ролях, переходя из одной роли в другую. Например, он может организовать несколько первых этапов игры, затем принять роль наблюдателя (в зависимости от того, какую информацию он хочет получить); также во время игры он может быть как ведущим, так и водящим или же просто участником.
Независимо от позиции педагог всегда активен (например, при проявлении асоциального поведения необходимо корректно вмешаться в игру).
Каждому вожатому необходимо иметь свой банк игр (игры, которые имеют определенное назначение, нравятся, отвечают вашему настроению, темпераменту, организация которых вам удается лучше всего).
Банк игр предполагает описание игр, которые могут быть классифицированы по одному или нескольким признакам (может использоваться несколько классификаций). Для удобства использования игры рекомендуется записывать ее по плану.
План описания игры
1. Название игры.
2. Цель (назначение) проведения (использования) игры.
3. Характеристика участников: рекомендуемые для успешного проведения игры возраст; количество игроков; соотношение мальчиков и девочек (при необходимости) и т. д.
4. Реквизит — то, что используется при проведении игры (перечень предметов, количество экземпляров каждого).
5. Роли (если есть).
6. Игровая задача — что необходимо делать (сделать) водящему (участникам).
7. Правила и ограничения — как действовать, что можно или нельзя делать во
время игры.
8. Варианты игры (описать вариант игры или указать отличительные особенности).
9. Источник (название, автор, издательство, год издания книги; полное название организации или Ф.И.О. человека, который рассказал правила, научил вас этой игре).
Часто вожатый использует такую форму работы как игровой час.
Название «Игровой час» достаточно условно, по времени он может занимать от 40 минут до 1,5–2-х часов. Игровой час предполагает организацию системы игр с определенной целью (знакомство в отряде, сплочение команды и др.).
План описания игрового часа
1. Цель (зачем, для чего, ради чего проводится игровой час).
2. Характеристика участников (количество; возраст; соотношение мальчиков и девочек).
3. Реквизит — то, что используется при проведении игр (перечень предметов, количество экземпляров каждого, особенности — способ изготовления и т. п.).
4. План проведения игрового часа.
5. Описание игр.
6. Советы по организации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Задание 1. Как уже отмечалось, каждому вожатому важно формировать банк игр. Создайте свой банк игр — заведите тетрадь/блокнот, в которую запишите (по предложенному плану) все игры, которые вы знаете. Пополняйте банк новыми играми.
Задание 2. Используя различные основания (признаки), составьте 2–3 классификации игр, имеющихся в вашем игровом банке. При составлении каждой классификации отметьте основание для ее составления, разделите игры на соответствующие группы: укажите их тип (класс) и приведите название всех игр, подходящих под этот тип, например:
Подвижные игры:
ПараЛов,
Пятнашки,
Казаки-разбойники,
Меня укусил гиппопотам.
Обратите внимание, что одна и та же игра может быть отнесена к нескольким типам.
Задание 3. Любая игра многогранна, она может иметь несколько назначений и служить нескольким целям и выбирается по наиболее значимой в данный момент. Например, игра «Снежный ком» может быть использована как игра на знакомство, а также может быть включена в систему игр, демонстрирующих эффективные приемы запоминания и способствующих развитию памяти.
Проанализируйте игры, представленные в вашем игровом банке, на предмет их потенциала в работе вожатого детского оздоровительного лагеря.
Укажите всевозможные задачи, которые могут быть решены посредством игры, и проранжируйте их по следующей схеме:
1. Название игры.
2. Назначение игры:
- назначение № 1, которое игра в большей степени выполняет;
- назначение № 2, которое игра выполняет в большей степени, чем назначение № 3, и в меньшей, чем назначение № 1;
- назначение № 3 и т. д.
Задание 4. Представьте себе, что вы наблюдаете, как кто-то проводит игры с детьми. Сделайте стенограмму (дословное цитирование слов организатора игры) проведения трех игр различного назначения (например, игра-знакомство, игра-кричалка, подвижная игра). Составьте советы вожатому, проводящему эти игры.
Задание 5. Подберите и запишите в свой банк игр 7–10 считалочек.
Задание 6. Подготовьте к проведению с участниками занятий три игры (разных по характеру: подвижная, тихая, игра-кричалка и т. п.). После проведения игр дайте письменный самоанализ и самооценку процессу организации игр.
Задание 7. Разработайте игровой час для младших школьников и составьте его описание по предложенному плану. Продумайте особенности организации вашего игрового часа. Задание выполняется в микрогруппах по 5–6 человек.
Задание 8. Проведите разработанный игровой час с детьми. Каждый участник микрогруппы должен выступить в роли организатора игры. После проведения организуйте устный самоанализ проведения игрового часа. При самоанализе следует отразить: достигнута ли поставленная цель, что помогало ее достижению, что мешало, что было предпринято для изменения ситуации, охарактеризовать эмоциональное состояние участников во время игрового часа, что можно посоветовать себе на будущее.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
2. Гороховская И. В. Игра: Воспитательный потенциал, педагогическое руководство и организация: учебно-методическое пособие / И. В. Гороховская. — 3-е изд., испр. и доп. — Вологда: Легия, 2007. — 100 с.
3. Игры — обучение, тренинг, досуг: в 7-ми кн. / под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994–1995.
4. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / О. С. Газман, З. В. Баянкина, В. М. Григорьев и др. — М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
5. Куприянов Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: учебно-методическое пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 216 с.
6. Репринцева Е. А. Педагогика игры: Теория. История. Практика / Е. А. Репринцева. — Курск: Изд-во Курс. гос. ун-та, 2005. — 422 с.
7. Фришман И. И. Игры без проигравших (результаты исследований особен
Организация игровой деятельности в лагере 150
ностей игрового взаимодействия в детских объединениях): учебное пособие / И. И. Фришман. — Н. Новгород: Педагогические технологии, 2003. — 90 с.
8. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
9. Шмаков С. А. Уроки детского досуга: В помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю / С. А. Шмаков. — М., 1992. — 56 c.
10. Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию — сборник игр-коррекций / С. А. Шмаков, Н. Я. Безбородова. — М.: Новая школа, 1993. — 76 с.