ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Игра для вожатого — это палочка-выручалочка.
В игре можно познакомить детей друг с другом, подружить их, узнать о них больше (например, кто кому симпатизирует, кто в компании лидер и т. д.), можно легко и непринужденно научить ребят чему-то новому, с помощью игр можно интересно и весело организовать свободное время или занять время в долгой дороге, сделать скучную работу, в игре можно и отдохнуть (после трудного интеллектуального задания провести игру-кричалку и т. д.). Важно, чтобы игры использовались осознанно, то есть вожатый понимал, с какой целью именно эту игру он проводит в данный момент.
Характерные признаки игры
Существует большое количество определений игры. Игра определяется исследователями с точки зрения ее источников, характерных признаков, структуры, педагогического значения и др.
Из всего многообразия определений понятия «игра» выделим общие признаки, характеризующие ее как вид деятельности:
- игра является самостоятельным видом деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);
- игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не
Организация игровой деятельности в лагере
в ее результатах, а в самом процессе (О. С. Газман, И. Кант, С. Л. Рубинштейн, Й. Хейзинга и др.);
- содержание игр дети черпают из реальной жизни (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Признаками игры, отличающими ее от других видов деятельности (учение, труд, общение), выступают:
- условность ситуации (наличие воображаемой ситуации);
- наличие прямых или косвенных правил;
- творческий, импровизационный характер деятельности;
- эмоциональная приподнятость;
- добровольность участия;
- высокая активность участников;
- соревновательность, соперничество;
- контактная зависимость участников;
- многоплановость отношений участников. Различают два плана отношений между играющими: собственно игровые отношения — отношения между персонажами и реальные межличностные отношения играющих по поводу игры (Н. П. Аникеева, А. С. Прутченков, И. И. Фришман, С. А. Шмаков).
Отдельные признаки из приведенных выше присущи не только игре, но и общению, труду, учению. Однако необходимо подчеркнуть, что наличие всей совокупности этих признаков и отличает игру от других видов деятельности.
Классификация игр позволяет ориентироваться в многообразии игр, дает о них точную информацию.
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются специально под определенную группу игр (чаще всего имеющихся в арсенале вожатого). Приведем некоторые классификации игр.
Игры различаются по времени проведения (время порождает специфические игры, стимулирует их появление; такие игры называют сезонными или природными — зимние, весенние, летние, осенние); по длительности проведения (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки); по месту проведения (настольные, комнатные, уличные; игры на воздухе, игры на местности, игры на эстраде).
Различают игры по составу (возрасту — игры младших школьников, игры подростков и т. д., полу — игры мальчиков, юношей, девочек и т. д.) и количеству участников (одиночные, групповые, командные, массовые). Существует достаточно большой круг игр, не имеющих жесткой адресности, в них охотно играют люди разного пола и возраста.
По степени регулирования, управления различают игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по желанию детей.
По наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т. п.) различают игры без предметов и с предметами (предметные игры — с мячом, веревкой и т. д.); компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы и др.
Не отрицая представленных подходов к классификации игр, мы предлагаем классификацию И. В. Гороховской, в основу которой положены группы
воспитательных задач, решаемых классным руководителем, педагогом детского оздоровительного лагеря, воспитателем групп детей, нуждающихся в поддержке государства, в работе с детским коллективом. Классификация учитывает особенности деятельности этих категорий воспитателей. Выделяются три целевые группы: игровая диагностика; игры, направленные на развитие группы (коллектива); игры, используемые в организации культурообразующего досуга (схема 1).
Охарактеризуем каждую группу игр.
Игровая диагностика. Диагностическая функция игры описана в работах С. А. Шмакова, Н. П. Аникеевой и др. Отметим дополнительно, что использование игры в целях изучения детей и детского коллектива позволяет увидеть реальных и потенциальных лидеров; проявление организаторских способностей участников; особенности характера, поведения ребенка, взаимодействия в группе; групповой статус личности и др. При реализации данных целеустановок, как правило, педагог либо выступает в качестве наблюдателя за спонтанной (самопроизвольной) игровой деятельностью детей, либо после ввода в игру, объяснения правил занимает позицию наблюдателя.
Примером диагностических игр служат «Фигуры», «Азбука», «Построения»,
«Большая семейная фотография», «Двойники» и др.
Наиболее информативны игры со скрытыми или неполными правилами, в которых алгоритм достижения цели не задается правилами, участникам необходимо самим найти способы решения игровой задачи, путь к победе.
Следует иметь в виду, что делать окончательный вывод из наблюдений процесса и результата только одной игры неправомерно.
Игры на развитие группы (коллектива). Заметим, что эмоциональный контакт, который возникает в ходе игры, совместные переживания (процесса игры, успеха, поражения и др.) естественным образом влияют на процесс коллективообразования, конечно, если игра «правильная и хорошо организованная». В этой целевой группе выделяются следующие подгруппы игр.
Игры на знакомство предполагают не только узнавание и запоминание имен участников, но и особенностей их характера, увлечения, предпочтений в музыке, литературе и т. п. («Снежный ком», «Имя в кругу», «Двойники», «Угадай, кто», «Брачное объявление», «Общее и особенное» и др.).
Игры на снятие тактильного барьера (тактильные игры) — игры, в процессе которых необходимо прикасаться к игрокам, предполагающие тесное игровое пространство и т. п. («Коленочки», «Человек-человеку», «Обрыв» и др.). В игре снятие тактильных барьеров проходит практически незаметно («так нужно по правилам!»), и, следовательно, после игры может быстрее начаться взаимодействие — работает механизм переноса игровых чувств и отношений в реальность.
Игры на взаимодействие. Для решения этой задачи используются чаще всего игры со скрытыми или неполными правилами. Участникам дается задание, далее организатор игры самоустраняется, и группа без внешнего участия обсуждает пути решения и проверяет их. Такие игры часто сопровождаются физическими и пространственными ограничениями (при выполнении задания нельзя разговаривать, необходимо выполнять действия с закрытыми глазами, поместиться в квадрате площадью 1 м2 и др.), а также элементом повтора (при ошибке, нарушении правил, ограничений — принудительное возвращение всех участников на начальный этап игры). Ярким примером таких игр выступают игры «Стульчики», «Лабиринт», «Плот», «Обрыв» и др.
Заметим, что игры на взаимодействие обладают большим диагностическим потенциалом, так как именно здесь можно увидеть, кто инициирует идеи и как проводит их принятие (убеждая, настаивая и т. п.); чьи идеи принимает группа; кто поддерживает, подбадривает участников, вселяет веру в успех; кто берет на себя управление, кто способен подчинить свои личные цели групповым; реакцию группы на неудачу и многое другое.
Для достижения большего эффекта рекомендуется после проведения игры проанализировать процесс достижения результата.
Игры на доверие, как правило, сопряжены с физическим или психологическим дискомфортом, высокой степенью риска; выполнение задания в них достигается при доверии к участникам группы («Колокол», «Ведомые и ведущие»).
Рекомендуется не использовать эти игры на первом этапе формирования группы, не оказывать давление при их проведении (антипример: «пока все не выполнят задание, отряд не может покинуть станцию»), проводить их без зрителей.
Организация культурообразующего досуга. Возможности и место игры в организации свободного времени детей подробно представлены в работах С. А. Шмакова.
В данной целевой группе выделяются следующие подгруппы игр.
Подвижные игры — самые распространенные и широко представленные в психолого-педагогической литературе игры. Наиболее актуальны для дошкольников и младших школьников, но вместе с тем могут иметь свое место и в организации свободного времени подростков и старшеклассников, приближаясь по сложности правил, игровых заданий и связанных с ними действий к спортивным играм.
В таких играх от участников требуется проявление высокой двигательной активности («ПараЛов», «Воробьи и кот», «Менялочки», «Анюта-Васюта», «Прятки», «Догонялки», «Вышибало» и др.). Для их проведения желательно использовать большое по площади, просторное игровое место.
Игры в ненастную погоду — условное название группы игр, используемых в ограниченном игровом пространстве, как правило, в помещении (игровая комната, учебный класс). Часто организация игры предполагает размещение игроков, сидящих по кругу, поэтому в качестве реквизита требуются стулья и т. п. («Ассоциация», «Цепочка противоречий», «Маска» и др.).
В качестве подгруппы можно выделить «Тихие игры» (игры для тихого часа и т. п.), которые отличаются меньшей эмоциональной экспрессией и зачастую минимальным количеством участников (играют в парах, «сам с собою»). К ним можно отнести игры интеллектуального плана — кроссвордные игры, «Наборщик», «Крестики-нолики», «Морской бой» и др.
Также можно выделить «Игры в пути», они, как правило, еще более ограничены в игровом пространстве (в автобусе, поезде, в походе во время ходьбы). Это в большинстве своем игры, связанные с отгадыванием слов, словесными аукционами и т. п. («Города», «Что в природе бывает…» и др.).
Название группы «Игры для снятия напряжения, поднятия настроения» говорит само за себя: они позволяют снять скованность, усталость, напряжение, создать мажорное настроение. Это игры с голосовой и эмоциональной активностью: мы как бы выплескиваем, выкрикиваем свое напряжение, усталость; чаще всего кратковременные — 1–3 мин. В этой группе игр выделяются «кричалки», прообразом которых служат октябрятские и пионерские речевки («Алабу-чико-бу» и др.), а также «кричалки с движениями» («Ежики», «Обсерватория» и др.) и розыгрыши — игры-шутки.
Игры этой группы используются также для «разогрева» зала в массовых конкурсно-игровых программах.
Игры на праздниках, дискотеках — тоже говорящее название. Здесь можно выделить танцевальные игры: «Стирка», «Танец со шляпой», «Танец под счастливой звездой»; песенные: петь песни, в которых встречаются имена, спеть песню на другой мотив и т. п.; творческие: представить «видеоклип», «театр- экспромт» и др.; интеллектуальные: угадать песню, придумать оригинальную подпись к фотографии и т. п.; также имеют место игры-шутки.
Любая игра многогранна, она может иметь несколько назначений и служить нескольким целям. Для решения конкретной воспитательной задачи выбирается игра по наиболее значимой на данный момент ее функции.
Отметим, что наибольшим потенциалом обладают не единичные игры, а игровые и конкурсно-игровые программы, представляющие собой совокупность конкурсов и игр, объединенных некоторой идеей, которые предлагаются участникам в определенной логической последовательности и направлены на достижение системы поставленных воспитательных задач.
Организация игры
Методика организации игры подробно представлена в монографии С. А. Шмакова «Игры учащихся — феномен культуры», а также в учебно-методическом пособии И. В. Гороховской «Игра: воспитательный потенциал, педагогическое руководство и организация». Здесь мы представим лишь некоторые общие рекомендации по организации игры.