Испытание совести по десятословию (десяти заповедям Закона Божия)




Полная исповедь: испытание совести

 

Как должно каяться

Из слова свт. Феофана Затворника

Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Тайн, к принятию Самого Господа, который говорит: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.

Как Господь есть Пречист, а мы нечисты, то приобщению Святых Пречистых Христовых Тайн предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в таинстве покаяния.

Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель: Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и если не общится, причина этому – наша нечистота. Стало быть, главное в нас дело есть очищение совести и получение прощения в таинстве покаяния. Вот на это и обратим ныне всю свою заботу и попечение.

Очистится в совести и получит прощение тот, кто как должно покается. Спрашивается теперь: кто же как должно кается? Тот, кто познаёт свои грехи и сознаётся в них искренне; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их. Сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога своими грехами и, наконец, в этих расположениях смиренно исповедует все грехи свои перед духовником, чтобы получить разрешение в них и явиться к Чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими.

Итак, озаботьтесь познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи – значит сказать, что такой-то и такой грех совершен нами; а сознаться в них – значит осудить себя в них, сказать «виноват», не допуская никаких оправданий и извинений. «Согрешил», «виноват» – эти два слова надобно произнести прежде всего, и произнести искренно.

Посмотрите же: в чем и как согрешили вы? Не думаю, чтобы это было трудно. Заповеди ведомы, и совесть есть. Заповедь укажет, что следовало нам делать, а совесть засвидетельствует, сделано ли то нами или нет.

Для сего просмотри Заповеди десятословия и Заповеди о блаженствах и смотри, какая заповедь нарушена и каких добродетелей недостает в сердце. Как в зеркале чистом, когда в него смотрят с незакрытыми и незапорошенными глазами, видны и малые крапинки на лице, так обнаружатся все наши проступки и грехи в словах, делах и помышлениях, когда заставим совесть свою смотреться в зеркало заповедей Божиих, в Слове Божием указанных.

Останется только приложить к этому осуждение себя, сознание своей виновности, и это придет, когда отвергнем всякое оправдание себя ни обстоятельствами жизни, ни родом служения и условием отношений, ни увлечениями, ни неведением, – словом, ничем, а сделаем так, чтобы, коль скоро замечен грех, искренно говорить: «Виноват, безответно виноват».

Сознав, грехи, надобно оплакать их, сокрушаться о том, что они сделаны. Кто искренне сказал «виноват», тому недалеко до того, чтобы сказать: «Зачем же все это мной наделано?» – пожалеть о том, устыдить себя, поболеть перед Господом, устрашиться суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих!

Недалеко до сего, однако ж и это требует труда над собой, самоуправления и самопринуждения, ибо есть окаменение сердца, по которому, и сознавая грехи, и не имея чем оправдаться в них, говорят: «Что же такое?». Помяни, сколько раз говорил ты «не буду», «не буду» и все грешил, и еще более и упорнее, чем прежде. Помяни, что никто тебя не принуждал, сам, по злому нраву своему, грешил и оскорблял в лицо Бога, который все видит, и руку Его, которою Он останавливал тебя, ты отривал. Помяни смерть, суд, ад; помяни и прочее все, чем надеешься сокрушить упорное сердце свое. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи в движение. К этим размышлениям приложи молитву к Господу, чтобы Владыка всяческих дал тебе возобладать над сердцем своим. Что за покаяние, в котором нет печали, сокрушения!

Вслед за болезнью сердца о грехах придет намерение отстать от них, не оскорблять ими более Господа и не губить себя. А за этим последует исповедание грехов самое искреннее и разрешение их самое действенное. И совершится покаяние воистину спасительное.

А то, что пользы, если без чувств, со скукой или рассеянием будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся; время, свободное от служб, будем проводить в полусне и бездействии, затем холодно проговорим на духу «грешен» про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главной у нас целью должно быть совершенное исправление жизни... Что пользы? Это будет значить исполнить обычай говения, а не говеть во спасение.

Блюдите, како опасно ходите, паче в дни сии, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божией средства к очищению от грехов и тем продолжить владычество свое над нами.

Испытание совести по десятословию (десяти заповедям Закона Божия)

Исход, гл. 20:2–17; Второзаконие, гл. 5:6–21

Первая заповедь

«Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня».

Кайся, христианин, в чем согрешаешь ты против этой заповеди.

1. Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?

2. Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?

3. Во всяком ли деле с молитвой обращаешься к Богу, надеясь на Его помощь?

4. Благодаришь ли Бога за все от чистого сердца? Не ропщешь ли иногда, осуждая дела Его творений и Его Промысл?

5. Не открывал ли своих сомнений в вере другим с намерением породить и в них такие же сомнения и неверие?

6. Не допускал ли сомнения в Промысле Божием? Не терял ли веры в Промысл при виде, как зло торжествует, а добродетель угнетена? Не допускал ли мысли или не говорил ли: «чем я грешнее других?», «почему неверующие благоденствуют, а верующие терпят скорби?»

7. Не был ли ты когда безбожником или в душе не сочувствовал ли когда безбожникам?

8. Не хулил ли имени Божия, Божией Матери или святых?

9. Не повинен ли ты в грехе ереси или сочувствия еретическим или сектантским учениям?

10. Не одобрял ли когда раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью?

11. Не подвергался ли когда малодушию или унынию или даже отчаянию в своем спасении с потерей всякой надежды на милосердие Божие по случаю каких-либо тяжких грехов, тобою содеянных?

12. Хорошо ли знаешь истины и заповеди православной веры и стараешься ли исполнять их?

13. Не допускаешь ли нерадения к чтению Слова Божия? Стараешься ли читать Святое Евангелие, творения святых отцов и другие спасительные книги?

14. Не позволяешь ли себе небрежного обращения с книгами Священного Писания? Не читаешь ли книг, противных учению веры и добрым нравам и не занимаешься ли подобными разговорами?

15. Не обращался ли когда к «волшебникам», или ворожеям, или предсказателям будущего? Не гадал ли сам?

16. Не ворожил ли сам на Библии или Псалтири?

17. Не имеешь ли чрезмерной веры без разбору всем снам?

18. Не веришь ли в существование домовых?

19. Не ставил ли свечи за упокой живых и тем самым не проявлял ли двойной грех и зложелательство в злоупотреблении священным обычаем?

20. Не ленишься ли молиться Богу? Не страдаешь ли рассеянностью на молитве, употребляя только молитву умственную, а не сердечную? Не пропускал ли утренних и вечерних молитв, перед пищею и после нее, перед началом и по окончании всякого труда и работы? Не был ли на молитве обуреваем богохульными помыслами?

21. Не любил ли тварь больше Творца: отца, мать, жену, мужа, сына больше Бога? Не пристращался ли к чему-либо до забвения Бога?

22. Не допускал ли греха человекоугодия, т.е. не льстил ли кому, не одобрял ли его плохих дел?

23. Не надеялся ли на человека более, чем на Бога, сказавшего: «проклят тот, кто надеется только на человека»?

24. Не обращал ли священных слов в шутку, в глупый смысл и кощунство?

25. Не отвергал ли явной истины, касающейся веры, и не утверждал ли чего-либо против совести?

26. Не повинен ли в грехе неблагодарности Богу за Его бесчисленные благодеяния тебе?

27. От малодушного стыда перед неверующими не убоялся ли ты или не постыдился ли поддерживать славу имени Божия, или защитить священные предметы от поругания их людьми нечестивыми или кощунниками?

28. Всецело ли и всегда ли предаешь себя на волю Божию? Не роптал ли на Бога во время болезни или в других несчастных случаях в жизни и вообще при разных неприятностях и скорбных обстоятельствах?

29. Не допускал ли неверия в чудеса, часто встречающиеся в жизни нашей и совершающиеся силой Божией?

30. Не согрешал ли вольным мнением о Божественных предметах, противным учению Православной Церкви?

31. Не согрешал ли несбыточными мечтаниями и построением своих самонадеянных и счастливых планов для жизни своей, а также упрямым исканием мнимого счастья, без веры и без Бога?

32. Не согрешил ли суеверием каким-нибудь, например, перемешиванием трав (ладанок) для предохранения от болезней или несчастья, ворожбой, гаданием ради узнавания будущего или какой-нибудь тайны; заговорами болезней, верой в неизбежную судьбу, в слепой случай, в дни черные, тяжелые, легкие; ложным мнением, будто от встречи со священником случится несчастье, или другими суевериями?

33. Не имеешь ли неразумного страха, боязни?

34. Не согрешил ли самонадеянностью, т.е. надеждою на одни свои способности, силы, труды, добродетель или богатство и т.п., а не на милость Божию?

35. Не согрешил ли надеждою на сильного, богатого человека с забвением Бога?

36. Не согрешил ли недостатком преданности воле Божией, покорности распоряжениям Промысла Божия, упрямым желанием, чтобы все было только по твоему хотению?

37. Не согрешил ли нерадением о своем спасении и в неразумной надежде на милосердие Божие?

38. Не согрешил ли нетерпимостью и ропотом в болезни, несчастье и вообще, когда Бог делает с нами не то, чего бы нам хотелось? (Например, мы часто грешим ропотом на скверную погоду, которая также зависит от Промысла Божия.)

39. Не согрешил ли человекоугодием в неправых делах, во вред другим, вообще в нарушение заповедей Божиих?

40. Не имел ли пристрастия к какому-либо человеку или вещам больше, чем любви к Богу?

Первая заповедь, запрещая означенный грех, обязывает нас: приобретать правильное познание о Боге, Его воле, твердо веровать в Него, надеяться на Него, любить Его с совершенной преданностью Его воле и с благодарностью и с благоговением или сыновним страхом, как бы не оскорбить Его чем-нибудь.

Стараетесь ли вы расширить в себе эти добродетели?

Вторая заповедь

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху на небе, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли. Не кланяйся им, и не служи им».

Грехи против этой заповеди:

1. Обоготворение икон и называние их «богами» и «божествами».

2. Представление Бога в виде какой-нибудь вещи и убеждение, что Он в существе Своем таков, каков на изображениях.

3. Невнимание к святым иконам, несодержание их в чистоте.

4. Употребление иконы, совсем утратившей свое изображение. Здесь не может служить оправданием даже и родительское благословение этой иконой.

5. Убеждение, что некоторые места и вещи спасают сами по себе.

6. Поставление рядом с иконами, без всякого промежутка и расстояния, портретов, картин и вещей.

7. Считать храмы Божий наряду с другими общественными домами.

8. Опущение долга зажигать масло и свечи перед иконами, что заповедано Самим Богом и Священным Писанием (Исх. 30: 7–8) и утверждено Вселенским Собором.

9. Неимение дома святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников Божиих.

10. Имение и содержание в доме вещей, наговоренных ворожеями.

11. Считать идолопоклонством поклонение святым иконам и святым вещам.

12. Небрежное отношение к святым иконам, к Кресту Господню, которое выражается в том, что в божницах с иконами полагают какие-либо неосвященные предметы, не обметают и не обтирают пыли со святых икон, прикладываются к иконам в нетрезвом виде или в телесной нечистоте.

13. Хождение без креста на груди. Привязывание к кресту чего-либо из вещей житейских, неосвященных.

14. Ношение всевозможных украшений: бус, ожерелий, цепочек, медальончиков и проч.

15. Небрежное изображение на себе крестного знамения, или в перчатках, или по небрежности всеми пальцами разом, или крестятся, полагая персты на чело, на грудь, а до плеча не доносят, чем отнимается у крестного знамения весь смысл и достойная честь, а у молитвы сила.

16. Хождение в церковь и прикасание к святыне в нечистоте телесной (женщины и девицы в период месячных очищений) и в нетрезвом виде.

17. Многолетнее непричащение Святых Тайн.

18. Нерадивая неприготовленность к исповеди, без должного говения по уставу святой Церкви. Идя на исповедь не примирился с людьми и не простил им за причиненную обиду.

19. Намеренное утаение греха на исповеди вследствие ложного стыда перед духовником.

20. Холодность и бесчувственность на исповеди. Отсутствие сердечного раскаяния.

21. Недостойное или с малой подготовкой причащение Святых Тайн. Причащение без страха Божия, без благоговения, без сокрушения сердечного. Причащение без всякого приготовления с опущением полноценного правила, без прочтения накануне причащения положенных молитв и канонов.

22. Приобщение Святых Тайн, несмотря на запрещение духовника.

23. Уход из церкви тотчас после причащения, не выслушав благодарственных молитв.

24. Упивание вином в этот день допьяна, излишнее принятие пищи, играние в карты и неудержание себя от супружеских ласк и проч.

25. Почитание святых Тайн Тела и Крови Господни как простого хлеба и вина.

26. Воздаяние Божеской чести Божией Матери и ангелам или кому-либо из святых.

27. Ложное юродство.

28. Ложное странничество.

29. Ложное отшельничество среди мира и ложное ношение одежды лиц монашествующих или духовенства.

30. Неисполнение епитимьи, наложенной от духовника, как и произвольное изменение ее, или же саморазрешение от нее после смерти духовника.

31. Нетерпеливость при исполнении Богу достойной молитвы.

32. Гнев во время молитвы, а также сразу по приходе из церкви.

33. Молитва о чем-либо неразумном или прямо противном Богу, например, о том, чтобы Бог наказал обидчика, чтобы послал богатство для роскошной жизни и т.п.

34. Принятие на себя трудов для своего спасения сверх своих сил.

35. Желание себе смерти или скорби.

36. Объедение и пьянство. Посещение пивнушек.

37. Уединенное ядение, тайноядение.

38. Приготовление у себя самогонных опьяняющих напитков и распространение их.

39. Пристрастие к табаку, курение, жевание табака и проч.

40. Карточная игра и другие азартные игры.

41. Пристрастие к мирским зрелищам и разгульным увеселениям.

42. Самолюбие, самомнение.

43. Чревоугодие, ненасытность.

44. Гневливость, сердитость, раздражительность.

45. Выхождение из себя.

46. Беспорядочный, неразумный крик, вопли.

47. Неразумная радость.

48. Сребролюбие, страсть к деньгам.

49. Корыстолюбие.

50. Страсть к принятию даров.

51. Честолюбие, превозношение и величание себя, желание себе чести.

52. Роскошь.

53. Презрение священных вещей: освященной воды, мира, просфор – и небрежное отношение к ним. Держишь ли ты их у себя, окропляешь ли свой дом, вкушаешь ли их с чистой верой?

54. Любовь к вещам, которые чтут раскольники, еретики и безбожники, но которые сами по себе внимания не заслуживают.

55. Славолюбие, любовь к чинам и пристрастие к нагрудным знакам отличия.

56. Пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям, украшениям, нарядам.

57. Щегольство, украшение себя модными одеждами, ароматами, драгоценностями, прикрасами для своего возвеличивания и соблазна других.

58. Женственность (женоподобие).

59. Неразумная привязанность к одобрению, к добрым друзьям и подругам.

60. Гордость.

61. Высокомерие.

62. Состязание в неразумных делах и забавах.

63. Хвастовство.

64. Напыщенность.

65. Тщеславие.

66. Чванство.

67. Бессовестность.

68. Болтливость.

69. Шутки, глупые речи.

70. Порабощение себя какой-нибудь страсти, как-то: пьянству, необузданному сладострастию, корыстолюбию, гордости, раболепству духу времени, погоне за модами и подражание всяким пустым вкусам и недобрым обычаям с нарушением заповедей Божиих, с потерею чистоты, совести и скромности.

71. Лицемерие или притворная набожность для достижения каких-либо земных благ, выгод, а не для угождения Богу.

Третья заповедь

«Не произноси имени Господа Бога твоего понапрасну».

Грехи против этой заповеди следующие:

Принуждение других к божбе и клятве понапрасну, в безделии.

Ропот на Бога.

Принятие присяги без страха Божия.

Двоедушная или лукавая присяга.

Употребление имени Божьего часто без нужды, без благоговения, в шутках, сказках и песнях, и такое же употребление имени Божией Матери, святых ангелов, угодников Божиих.

Клятвопреступление.

Клятва безрассудная, или когда призывают Бога быть посредником своего злодеяния (заклинание, например, именем Божиим друг друга совершать какое-либо преступление). Упорное выполнение неразумной клятвы или, наоборот, невыполнение клятвы не совершать злодеяние.

Заклятие себя разными словами, как, например: «отсохни у меня руки» или «чтоб мне света Божьего не видеть» и т.д.

Божба без нужды или в простых разговорах, во время игры, в торговле, а также принуждение другого к божбе.

Свидетельство о себе Божией Матерью или кем-либо из святых, когда, например, говорят: «Вот порукой за меня будет Матерь Божия» или «ручаюсь чудотворцем Николаем» и др.

Непамятование и несохранение обетов и обещаний Крещения, а также обетов, данных при соединении с Православной Церковью.

Неисполнение обетов, данных Богу или какому-нибудь угоднику во время тяжких обстоятельств, например, во время болезни или опасных случаев жизни.

Утаение на исповеди греха или пересказывание чего-нибудь ложного.

Употребление бумаг, на которых написано имя Божие, Пресвятой Богородицы или святых как простой бумаги и выбрасывание ее как мусора.

Неправильные обеты, когда, например, возлагают на себя обеты физически и нравственно невозможные для исполнения или произносят обеты, которых исполнить не могут, не испросив прежде согласия старших, мужа.

Самовольное отменение или изменение данного обета.

Произношение имени Божия, Пресвятой Богородицы, святых ангелов, святых угодников без всякого благоговения. Употребление их в словах праздных и пустословных: «Ах, Боже мой!..» или «Ой, Господи, я ведь забыла...» или даже в гневе: «Христос с тобой, образумься!..», «Бог с тобой, уходи».

Частое упоминание врага Божия (чернословие).

Богохульное и безрассудное суждение о действиях Промысла Божия.

Кощунство, т.е. осмеяние каких-нибудь священных предметов или слов Священного Писания или обращение их в шутку.

Невнимательность на молитве.

Ложная клятва, нарушение клятвы, присяги, обетов, данных Богу. Легкомысленная божба.

Презрение к благочестию и людям благочестивым, называние их образа жизни ханжеством.

Стыдливость показаться набожным, стыдливость перекреститься, молиться в кругу мирских людей или защищать славу имени Божьего или священные предметы перед людьми нечестивыми, кощунниками. Спаситель говорит: «Если кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Отца Своего со ангелами святыми».

Четвертая заповедь

«Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу Богу твоему».

Вот грехи против этой заповеди:

1. Оскорбление или поругание воскресных и праздничных дней, устройство вечеринок и гульбищ под праздник, хождение на зрелища.

2. Пение разгульных и часто крайне неприличных песен под праздничный день, а иногда и в самую позднюю пору ночи.

3. Ожидание Святой Пасхи и других праздников не с мыслью о Господе, а только с плотскими помышлениями и приготовлениями, например, чтобы получше одеться или с целью получше угоститься, и т.д.

4. Редкое хождение в церковь, до опущения кряду трех воскресений. На Вселенском Соборе было определено и записано: «Аще кто мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго был отстранен от Церкви, но пребывая во грехе, не придет в церковь три воскресных дня подряд, то таковой подлежит отлучению». (Это правило и после было подтверждено на Соборах.) Если за непосещение церкви три воскресных дня кряду и в продолжение трех недель налагается уже отлучение от Церкви, то, значит, вину составляет и отсутствие в церкви и одного воскресения.

5. Неупотребление свободного времени на чтение священных книг, на молитву и духовные размышления.

6. Нехождение в церковь совсем. Жизнь без очищения совести в таинстве исповеди и без святого Причащения.

7. Неисполнение долга посвящать день воскресный и праздники на дела благочестивые, как, например, на домашние чтения среди семьи Слова Божия и других душеспасительных книг, на домашнюю с кем-либо беседу о духовных предметах и т.п.

8. Обычная работа по воскресеньям и в праздничные дни: например, косить, строить, копать, стирать, мыть, затевать уборку квартиры, дома или начинать копаться по хозяйству, в огороде и проч. Или занятие в эти святые дни нескромными играми, разгулом, пьянством.

9. Сельские помощи и праздники.

10. Торговля по воскресным и праздничным дням.

11. Препровождение рождественских святок не по-христиански: допущение «ряжения», когда, например, люди меняют вид человека на чужой, надевают всякие глупые маски или даже наряжаются под вид зверей, или гадают на олове, на воске, через зеркало и т.п.

12. Такое же нехристианское препровождение Пасхи: пьянство, непосещение богослужения, глупые игры, разгульные увеселения и т.п.

13. Нехристианское празднование именин. Именины это личный праздник каждого. В этот день следует сходить в храм Божий, причаститься Святых Тайн за литургией. Вот истинно христианское провождение дня своих именин.

14. Питие и ядение прежде окончания Божественной Литургии в праздники и в воскресенье.

15. Неразличение часов относительно принятия пищи: полуночи на постный день, когда уже начинается утро следующего дня.

16. Несоблюдение поста в среды и пятницы и четырех постов, установленных Церковью.

17. Разговоры, посторонние мечтания и рассматривание по сторонам во время божественной службы. Засматривание в лица с нечистыми желаниями. Уход из храма прежде окончания службы.

18. Употребление рыбы и вина в те дни поста (особенно – Великого), когда нет на них разрешения.

19. Употребление рыбы и вообще нехранение в строгом посте особых дней: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня и навечерий Рождества Христова и Богоявления.

20. Пьянство, посещение театральных зрелищ, хождение и езда с песнями в дни сырной седмицы и масленицы, которая является преддверием Великого Поста. Такое нехристианское проведение масленицы есть не что иное, как пережитки древнеславянского язычества.

21. Пресыщение в посты и постною пищею.

22. Нарушение любого поста (особенно – Великого) скоромною пищею. В Номоканоне пишется: «Аще кто не хранит поста Апостолов и Рождества Христова и Богородицы, того в Церковь не приемлеши». А 69-е правило Апостольское гласит: «Аще кто не постится во Святую Четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесной, тот да будет отлучен».

23. Пощение с ропотом.

24. Отвлечение других от поста, когда, например, гостям без разбора подают в постный день скоромные блюда и бывают недовольны, когда гость постник от них отказывается, или, приняв квартирантов, не приготовляют постного стола для желающих соблюдать постные дни.

25. При посте телесном несоблюдение поста душевного.

26. Опущение в посты чтения священных и душеспасительных книг.

27. Светские увеселения и удовольствия в посты, особенно в пост Великий.

28. Сонливость и привычка долго спать и поздно вставать.

29. Полная праздность, эта «мать пороков», которая, как сказано в Священном Писании, «многим порокам научила людей».

30. Нехождение в храм по лености.

31. Хождение в храм поневоле или из любопытства, а не из сердечного желания участвовать в Богослужении.

32. Нищенство по лености или по нетрезвости.

33. Неразборчивое подаяние милостыни и злоупотребление ею, как, например, дача просящему на водку.

34. Неблагоговейное стояние в церкви на молитве: невнимание к чтению и пению, блуждание помыслами или суетные разговоры и смех в церкви.

35. Имеешь ли усердие к чтению и слушанию Слова Божия и других благочестивых книг для узнавания и исполнения Слова Божия?

36. Не оставлял ли по лености или пренебрежению положенных Церковью молитв утром, вечером, перед принятием пищи и после принятия? Также, перед началом всякого дела нужно испрашивать у Бога благословения и помощи, и по окончании дела надо благодарить Его за ниспосланную помощь или успех в деле. Вообще, не ленишься ли ты молиться? Молитва есть дыхание нашей души. Как тело без воздуха, так и душа без молитвы жить благочестиво не может.

37. Не уклонялся ли ты, по нерадению своему о спасении своем, долгое время от причастия Святых Тайн для очищения души?

38. Не злоупотреблял ли Святыми Тайнами, т.е. не утаивал ли грехов на исповеди перед священником? С нечистою совестью, без надлежащего приготовления и без благоговения не приступал ли к причастию Святого Тела и Крови Христовых?

39. Не согрешил ли неуважением к священным вещам? небрежным изображением на себе крестного знамения?

40. Не ленишься ли трудиться в простые, будничные дни? Всегда ли рачительно, исправно и добросовестно исполнял порученные от других работы, особенно по должности? По должности не допускал ли каких упущений, растраты, вреда казне или обществу?

41. Не тратишь ли много времени в праздности, рассеянности, забавах и пиршествах?

Пятая заповедь

«Чти отца твоего и матерь твою».

Этой заповедью Господь требует почитать и любить родителей. Вот грехи против этой заповеди:

Грубое обращение с родителями, укоры и злословие им.

Неповиновение родителям.

Ропот на родителей.

Пренебрежение родительскими молитвами и родительским благословением.

Нежелание молиться о родителях.

Проклятие детьми родителей.

Бегство от родительских наставлений либо скорое забвение их наставлений.

Оставление бездомными родителей в несчастии их, в болезнях и при старости лет.

Препятствие родителям ходить в церковь, запрещение им приготовлять для себя постную пищу в пост, нежелание через руки престарелых родителей делать милостыню и всяческое стеснение их.

Поднятие руки на родителей, хотя бы даже в нетрезвом виде. По церковным правилам отцеубийца подлежит епитимьи даже и в том случае, если обиженные им родители простили его.

Неотдание по христианскому обычаю последнего долга родителям по смерти их и непоминовение их, особенно в положенные для этого дни.

Нарушение завещания родительского.

Презрение, ненависть, зависть родителей к детям.

Ненависть, зависть, гордость и злопыхательство против своих наставников, начальников, духовников, всех высших и старших, вообще против духовного и монашеского чина.

Почитание родителей больше Бога, неговение ради их поста и непосещение церкви.

Пренебрежение к своим дедушке и бабушке.

Грубые чувства к своим родным братьям и сестрам.

Вражда и тяжба с родственниками.

Физическое небрежение о своей беременности и происходящие от этого тяжкие и ранние роды.

Некрещение своих детей.

Засыпание младенца у груди.

Небрежный уход за детьми, который выражается в том, что вовсе оставляют их без надзора, вследствие чего ребенок может сгореть, изувечиться и т.д.

Невоспитание своих детей в вере и благочестии.

Неприучение детей с раннего возраста к молитвам и к хождению в церковь.

Оставление ребенка надолго без Причастия.

Пристрастная любовь к одному из детей.

Непопечение о девственности и трезвости своих детей, когда, например, допускают их дойти до потери целомудрия и нетрезвости, и когда дают им всякую свободу, не следят за их поведением, не заботятся о христианском воспитании и дают им во всем своевольную свободу.

Невзыскание за недобрые поступки детей или, наоборот, слишком частые и жестокие взыскания с них.

Немоление родителей о своих детях, малых и взрослых.

Стеснение детей в делах богоугодных, например: в говений, более частом хождении в церковь, задерживание их дома ради домашней суеты и отвлечение их разными другими занятиями.

Проклинание детей.

Намеренное пред детьми унижение отцом матери их, или матерью отца.

Ропот на многочадие или большую семью.

Лишение детей всякой поддержки или наследства.

Обучение детей ложным искусствам или пустым и ненужным вещам: всяким привычкам, чуждым закону Божию и портящим детскую скромность и их чистую совесть.

Насильственное принуждение детей к браку.

Подавание детям худого примера или разговора или повода к ним.

Непопечение восприемников о своих крестниках и христианском воспитании их.

Непочтение к своим крестным родителям.

Неблагодарность к своим родителям и прямая плата им за добро злом.

Непочтение к пожилым людям, например, оскорбление достопочтенной старости или осмеяние ее.

Слабость и бездействие в управлении подчиненными, или, напротив, жестокость и притязательность.

Попрание своей властью низшей власти иных лиц.

Стеснение подчиненных в исполнении ими своих христианских обязанностей.

Подавание соблазнительных примеров людям подчиненным.

Неуважение к епархиальному Епископу.

Грехи против приходских священников:

осуждение и ослушание священника;

оскорбление священника словом, делом или лжедоносом;

избрание себе другого прихода, пренебрежение своей приходской церковью.

Оскорбление, непочитание, а также осуждение и ослушание своего духовного отца.

Неисповедание перед ним грехов своих по забвению, или нерадению, или по ложному стыду.

Старание узнать и распространить о священнике худые слухи.

Непочтительность к монахам.

Презрительное отношение и осуждение нищих, отказ им в подаянии.

Непочитание родителей, неповиновение им, недоставление пропитания по старости, холодность к своим родственникам.

Непочитание начальников духовных и гражданских, неповиновение и ропот на них, порицание их или пересуживание действий их.

Непослушание своим наставникам, учителям, воспитателям и вообще неуважение ко всем людям старше себя.

Неблагодарность к благодетелям за их благодеяния. Неуважение к старшим по достоинству.

Отягощение людей чем-либо.

Беззаботность о пропитании, здоровье, обучении и особенно нравственном воспитании своих детей; потворством им, попущением портиться или, напротив, слишком суровое обращение и различные оскорбления.

Нерадение о благосостоянии и спасении своих подчиненных, попущение им бедствовать или развращаться и погибать. Не обижал ли их жестокими поступками?

Стараешься ли в своей жизни: на работе, в своем семействе вести дела так, чтобы своим христианским благочестием служить добрым примером для других?

Шестая заповедь

"Не убий".

Этой заповедью Господь напоминает то, что относится к телесной жизни других и нас самих. Кроме того, в этой заповеди напоминаются нам некоторые обязанности наши по отношению к животным. Вот обычные грехи против этой заповеди:

Обижание работников одеждой, пищей, платой, что является смертным грехом пред Богом.

Употребление противозачаточных средств, лекарств или даже вытравливание плода.

Совершение абортов.

Вообще наличие в характере расположения к гневу, ссоре, драке, буянству и желанию мстить.

Предание немощного в руки сильного.

Умышленное убийство ближнего.

Телесное наказание кого-либо по жестокости до смерти.

Намеренное отравление тяжко больных для облегчения их телесных страданий.

Покушение на чью-либо жизнь, не исполнившееся только по случайным препятствиям.

Самоубийство или только покушение на свою жизнь, соединенное с решительными действиями, или даже только мысль лишить себя жизни.

Убийство по наущению, по приказанию или по угрозе, по принуждению со стороны другого.

Доставление убийцам убежища.

Доставление убийце или самоубийце средств к преступлению (яда, пистолета и проч.), доставления средства, производящего недонашивание плода, что наказуется церковью наравне с человекоубийством.

Побои, от которых произошла или могла произойти смерть.

Оставление без помощи человека погибающего, который просил о помощи: тонущего в воде, находившегося в огне во время пожара, подвергшегося нападению хищного зверя или злонамеренного человека, или страдавшего от вьюги или мороза, в то время, когда ему можно было помочь.

Умолчание о чьем-либо приготовлении или самом покушении к убийству, а также о совершенном убийстве.

Содействие к ускорению чьей-либо смерти, подвержение человека опасностям, грозящим его жизни, или отказ в помощи в беде или в болезнях.

Равнодушное или даже со смехом смотрение на чью-то драку или побои, наносимые другому, нежелание разнимать дерущихся.

Отказ врача в помощи заболевшему, особенно при опасном заболевании.

Умышленное замедление в лечении больного или лечение небрежное.

Разрешение больному без особой на то нужды употреблять скоромную пищу в посты. Больные могут решиться есть в пост скоромную пищу только с разрешения своего духовного отца.

Притеснение вдов, сирот, больных, слабых и беспомощных.

Наказание по праву, но с излишней злобой и жестокостью.

Вызов на поединок.

Драка.

Недосмотр за больным в беспамятстве.

Непредостережение себя и других от опасности быть застигнутым скоропостижной смертью там, где эта опасность была ясно видна. Несоблюдение предосторожности против надрывания: женщин на фабриках, на заводах, на рынках, железных дорогах и проч.

Язвительные слова на человека, злословие на него или даже угроза убить его.

Проклятие.

Биение.

Злая и нескрываемая ненависть.

Воздаяние злом за зло.

Памятозлобие.

Оклеветание.

Жестокость к убогим или уродам.

Решимость на преступные дела, соединенные с истреблением в утробе как законного, так и незаконного плода, могущие повредить и собственной жизни женщины.

Пьянство и запойство, ведущие к неизбежному сокращению, а иногда и прекращению жизни.

Случайное или невольное убийство.

Доведение кого-либо до внезапной смерти или до самоубийства.

Убиение кого-либо или только покушение на чью-либо жизнь во время беспамятства.

Побои, нанесенные беременной женщине, от которых произошли преждевременные роды или смерть младенца. В Ветхом Завете убийца беременной осуждался на смертную казнь, если побои были нанесены во вторую половину беременности, когда младенец успел уже достаточно развиться. Кроме того, убийца виновен в том, что подвергает опасности жизнь матери.

Нанесение увечья кому-либо или самому себе злоумышленное (например, самоповреждение с целью избегнуть военной службы и т.п.), или даже непроизвольное.

Подстрекание к драке, поединку, убийству, или советование дела, опасного для жизни и здоровья.

Убивание человека злобным словом, или проклятие его черным словом.

Склонение к отступлению от веры или к расколу, или другому подобному греху.

Упущение случая отвлечь кого-либо от убийства, самоубийства или повреждения чьего-либо здоровья.

Неоказание помощи человеку в случаях, когда видно было, что человек нуждается в помощи, и оказать ее было вполне возможно, но ты не оказал ее только потому, что тебя не попросили об этом прямо.

Г<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: