(практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Мир Петербурга в романе.
2. Система образов романа.
3. Истоки и мотивы преступления Раскольникова.
4. Содержание теории Раскольникова.
5. Своеобразие наказания Раскольникова. Раскольников и Соня.
6. Формы и средства психологического анализа. Роль снов в романе.
7. Авторская позиция и средства ее выражения.
Список литературы:
1. Алексеев А.А. От замысла к воплощению: проблема авторской позиции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». //Филологический класс. - 2004. - № 12.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979.
3. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. - М., 1976.
4. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. – М., 1996.
5. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. - М., 1970.
6. Кожинов В.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Три шедевра русской классики. - М., 1971.
7. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995.
8. Писарев Д.И. Борьба за жизнь (любое изд.).
9. Фридлендер Г.М., Опульская Л.Д., Коган Г.Ф., Григорьев А.Л. Примечания к роману «Преступление и наказание» // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. - М., 1973. Т.7.
10. Щенников Г.К. Целостность Достоевского. – Екатеринбург, 2001.
Тема 3. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот» (практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Жизненные и литературные основы образа князя Мышкина. Достоевский о замысле образа главного героя.
2. Система образов романа. Раздвоенность как важнейшая черта всех героев.
3. Философия страсти в романе.
4. Тема красоты в романе. Трагедия Настасьи Филипповны.
5. Смысл финала романа.
Список литературы:
1. Битюгова И.В., Соломина Н.Н., Фридлендер Г.М. и др. Примечания к роману «Идиот» // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. - Л., 1974. Т. 9.
2. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. - Л., 1974.
3. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995.
4. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. - М., 2001.
5. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. - М., 1972.
6. Тяпугина Н.Ю. Поэтика Ф.М.Достоевского: символико-мифологический аспект. - Саратов, 1996.
7. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. - М.; Л., 1964. Гл. 5.
8. Щенников Г.К. Целостность Достоевского. – Екатеринбург, 2001.
Тема 4. Жанровое своеобразие романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. История создания романа.
2. Система образов романа.
3. «Бесы» как роман-предупреждение. Осуждение революционных методов переустройства общества, неприятие идеи социализма.
4. Отцы и дети в романе.
5. Философская проблематика романа. Образ Ставрогина.
6. Трагическое и комическое в романе. Образ Степана Трофимовича Верховенского.
7. Смысл эпиграфов к роману.
Список литературы:
1. Булгаков С.Н. Русская трагедия // О Достоевском: творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М., 1990.
2. Евнин Ф.И. Роман Ф.М.Достоевского «Бесы» // Творчество Ф.М.Достоевского. - М., 1959.
3. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. - М., 1989.
4. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.
5. Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. - М., 1990
6. Сараскина Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение. - М., 1990.
7. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. - Свердловск, 1987.
Темы 5 - 6. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» (практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. «Война и мир» как роман-эпопея. Композиция. Система образов. Смысл названия.
2. «Мысль народная» в книге. Изображение войны 1812 года.
3. Философия частной жизни в романе. Образы Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
4. Философия истории в «Войне и мире». Образы Кутузова и Наполеона.
Список литературы:
1. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (любое изд.).
2. Линков В.Я. «Война и мир» Л.Н.Толстого. - М.,2000.
3. Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. – М., 2005.
4. Сабуров А.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. - М.,1959.
5. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война мир». - М.,1983.
6. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л.Н.Толстого в 1860 – 1870-е годы. - Саратов, 1974.
Тема 7. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Образ времени в романе.
2. Трагедия Анны Карениной, ее причины. Смысл эпиграфа к роману.
3. Духовные искания К.Левина.
4. «Закон свода» сюжетных линий Анны Карениной и Константина Левина в романе.
5. Новые черты поэтики Толстого в романе «Анна Каренина» (по сравнению с «Войной и миром»).
Список литературы:
1. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. - М.,1978.
2. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981.
3. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. - М; Л., 1964.
4. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Н. Толстого, И.А. Бунина. - М.,1987.
5. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. - 1990. - № 3.
6. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-е годы. - Саратов, 1974.
Тема 8. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» (практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Мир города Калинова. Особенности хронотопа. Система персонажей пьесы.
2. Сущность конфликта. Основные этапы его развития. Катерина и Кабаниха
3. Итоги конфликта. Смысл финала.
4. Смысл названия. Символические образы.
5. «Гроза»: драма или трагедия?
6. «Гроза» на современной сцене.
Список литературы:
1. Анастасьев А. «Гроза» Островского. – М., 1975.
2. Вишневская И.Л. Таланты и поклонники: А.Н. Островский и его пьесы. – М., 1999.
3. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве (любое издание).
4. Журавлева А. И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский (из серии «Перечитывая классику»). – М., 1998.
5. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. – М., 1976.
6. Свердлов М.И. Почему умерла Катерина? «Гроза» вчера и сегодня. – М., 2005.
7. Щукин В. Заметки о мифопоэтике «Грозы» // Вопросы литературы. - 2006. - № 3.
Тема 8. Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад» (практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Система образов пьесы.
2. Символика хронотопа.
3. Своеобразие драматургического конфликта.
4. Образ вишневого сада. Роль символических деталей.
5. Жанровое своеобразие. Трагическое и комическое в пьесе.
6. Сценические интерпретации «Вишневого сада».
Список литературы:
1. Бердников Г.П. Чехов-драматург. - М.,1981.
2. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998
3. Клинг О.А. Божественная комедия Антона Павловича Чехова. – М.,2004.
4. Кубасов А.В. Творческое завещание А.П. Чехова: Время и времена в «Вишневом саде» // Филологический класс 2004. № 12.
5. Полоцкая Э.А. О названии последней пьесы Чехова //Русский язык. - 2003. - № 16.
6. Собенников А.С. Художественный символ в драматургии Чехова. - Иркутск,1989.
7. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. - М.,1961.