Местное самоуправление и управление




Местное самоуправление и управление в Японии в соответствии с законом 1947г. основано на принципе местной автономии. Япония разделена на префектуры (43 обычные префектуры, префектура Токийского столичного округа и входящие в него две столичные префектуры, префектура острова Хоккайдо). Правовое положение всех этих единиц, включая столичный округ, одинаково. Токийский столичный округ делится на городские районы (их более 20), а также на примыкающие к Токио города, поселки, деревни, входящие в этот округ. Остальные префектуры (в том числе две столичные) делятся на города, поселки и деревни. Наряду со столичным округом другие крупные города (с населением более 1 млн. человек) также имеют внутригородские районы, но в этих районах нет самоуправления, главы их исполнительных органов назначаются мэрами городов; не избираются и районные представительные органы. Существуют также специальные округа: финансово-промышленные корпорации регионального развития и др. Их органы, избираемые и делегируемые, занимаются в основном координирующей деятельностью.

В административно-территориальных единицах, обладающих правом местного самоуправления, граждане избирают сроком на 4 года префектуральные, городские, деревенские собрания, состоящие из профессиональных и не освобожденных депутатов (последние совмещают депутатскую деятельность с другой работой). Эти депутаты иммунитета не имеют. Они получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских дел (в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные поездки в другие префектуры для изучения опыта работы в размере 380 тыс. иен (около 4, 7 тыс. долл.) Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирателей большинством голосов. В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания избирателей (практически жителей).

На тот же срок, что и советы, граждане избирают органы управления административно-территориальных единиц – префектов (губернаторов), мэров городов, старост деревень. Эти должностные лица созывают собрания на очередные и внеочередные сессии, имеют право вето по отношению к решениям собраний (вето преодолевается вторичным принятием решения собранием большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при определенных условиях (с назначением даты новых выборов). Губернатор префектуры может быть смещен с должности премьер-министром, а мэр города и староста деревни – губернатором. Все должностные лица общей компетенции (губернаторы, мэры и др.) вправе на своей территории приостанавливать исполнение актов центральных органов управления (но не правительства).

Система управления на местах, как и в центре, бюрократична. В ней все четко расписано. В частности, губернаторы ведают решением 126 вопросов, мэры крупных городов – 28, главы других городов и поселков – 51. Исполнительными полномочиями обладают также постоянные комиссии местных собраний: по труду, по образованию, по делам персонала и др. Комиссии избираются собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания, их деятельность рассматривается как особый вид публичной службы (как и все местное самоуправление и управление).

Как отмечалось, на местном уровне в Японии имеются различные формы участия населения в решении местных вопросов. Выше говорилось о праве определенной части избирателей требовать созыва собрания, принятия решении, кадровых изменений в местной муниципальной службе и др.

Хотя в Японии существует развитая система органов местного самоуправления (их нет лишь в городских районах), в стране действует довольно жесткий прямой контроль центральных ведомств за деятельностью органов местного самоуправления и управления. За деятельностью местной полиции, школ, больниц следят определенные министерства, они же контролируют осуществление делегированных ими полномочий. Большое значение имеет финансовый контроль, так как в Японии более 70% всех налогов идет в государственный бюджет и только 30% – в местные бюджеты. О праве смещения губернаторов премьер-министром, о возможности смещения других избранных должностных лиц уже говорилось выше.

Деятельность органов местного самоуправления координирует специальное Министерство по делам местного самоуправления. На деле оно фактически руководит ими, давая советы и осуществляя инспекции на местах.

Заключение

Япония – конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент.

Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.

Конституция на новой основе установила статус человека и гражданина. Японцы обладают широким кругом основных прав и свобод. Конституционные нормы упразднили привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации).

Конституционная доктрина исходит из естественной концепции прав и свобод. Основные права и свободы человека, гарантируемые действующим Основным Законом, «предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав». Широким является круг социально-экономических прав.

Органом конституционного контроля является Верховный суд, которому принадлежит право окончательного решения по вопросу о неконституционности нормативного акта.

По способу изменения Конституция Японии является жесткой. До сих пор в Конституцию не было внесено ни одной поправки.

Список литературы

1.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.

2. Малько А.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методический комплекс. – М.: Норма, 2004.

3. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004.

4. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 19.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: