Формирования религиозных верований в военном сословии Якутов




 

Вопросы военной и социальной организации, уровня и состояния всех аспектов военного механизма являются важными и сложными проблемами истории позднесредневековых скотоводческих племен Якутии. Изучение военного дела в комплексе неизбежно затрагивает многие стороны социально экономических отношений, раскрывает важные, недостаточно изученные вопросы материальной и духовной культуры.

Исследователей того времени вопрос военного дела якутов волновал еще до революции. Перед ними в то время военное дело якутов встает, как отдельная проблема, но военная дело как основным разделом своих трудов ни кто не изучал, но как подраздел общественного строя изучали проблемы воина или боотура такие исследователи как Окладников А.П., Иохельсон В.И., Стрелов Е.Д., Токарев С.А., Линденау И.Я. Их вклад в разработке самой проблеме и по сбору материалов был огромен. После установления советской власти этот вопрос специально изучали Васильев Ф.Ф. и Гоголев А.И.

Анализ существующих исследований в области военного дела однозначно показывает войну как социальное явление и в них же раскрыты закономерные связи между развитием военного дела и характером общественно политического строя; доказано, что уровень и развитие всех аспектов военной деятельности общества определяются, прежде всего, экономическими факторами. Рассматривая исследователями время характеризуется дальнейшим распадом всех наиболее ранних форм коллективных отношений, усиленной социальной дифференциацией, ростом имущественного неравенства, развитием процесса классообразования и заполнена непрерывными межплеменными столованиями и военным конфликтом с окружающими иноэтническими племенами.

Поэтому в условиях постоянных военных конфликтов каждый мужчина имел какое-либо отношение к военному делу, к тому же, если он был с рождения отменным охотником.

Однако, как было сказано, у якутов существовала определенная социальная прослойка профессиональных воинов (боотуров). Иерархизация не только пронизывала все социальные слои общества, но и ставили в обособленное положение людей, занимающихся военной деятельности, чем-то напоминающее кастовость.

Религиозные верования якутов, связанные с военной деятельности, остаются до настоящего времени не затронутыми исследователями. Между тем отправляясь в поход, «вознамерившийся» сразиться с врагом древний воин выполнял целый ряд обрядов, строго придерживался обычаев, установленных его не менее воинственными предками. Ритуал, обрядовая практика военной сферы религии якутов обнаруживают архаичные, весьма любопытные черты, показывающие шаманизм в несколько необычном ракурсе.

Бог войны и кровопролития древним якутам был известен как Илбис-Хаан. У А.Е.Кулаковского, об этом же есть глава «Сверхъестественные существа» где написано: «Отправители культа и воины поклонялись также духам войны и кровопролития Илбис Кыыһа(Дочь Илбисэ) и Оһол Уола (сын Увечий), которые являлись родными детьми Илбис-Хаана. Интересно, что сам Илбис-Хаан - один из семи братьев божеств, называемых Күрүө Дьөһөгөй Айыы, т.е., относится к светлым божествам. В то же время, Илбис Кыыһа и Оһол Уола в большинстве случаев считаются злыми, темными божествами. Воины воспринимали Илбис Кыыһа и Оһол Уола в образе ворона» [4, 22; 23]. Г.В. Ксенофонтов об этом в своем труде «Эллеяда» написал так: «В героическом эпосе Олонхо Илбис Кыыһа представляет в образе трехгорбого железного ворона. Певицы импровизаторы характерезуют образ многочисленными эпитетами. Илбис Кыыһа безразлично кто победит было бы много крови пролито. Перед сражением воины взывали божествам Илбис Хаан, Илбис кыыһа, Оһол уола распевая песни кровопролития- илбис ырыата. Распевающий «илбис ырыата» начинал с импровизированной истории всей своей родословной, затем переходил на поношение противника и всех его предков. Заключительная часть «илбис ырыата» включала проклятия, угрозы и подробные описания того, как воин расправится со своим врагом. Представление о содержании песен с достаточной полнотой дают тексты из эпических произведений Олонхо.

Характерные черты ранних религиозных верований военного мира якутов: Вера в существовании высшего божества, образ которого ассоциировался с «голубым небом» или «солнцем».

1. соответствии с дуалистической концепцией, делились на две большие группы- злых и добрых духов.

2. Кровавые жертвоприношения (в жертву приносились как животные, так и люди), ритуальное жертвоприношение совершал шаман.

. практика предсказывания будущего, насылания болезней и смерти на врагов: зашита с помощью магии от злых духов.

. Выявление предназначенности человека шаманы при его способности впадать в состояние транца, которое считался обязательным условием для общения с духами.

. Существование особой категории людей, как мужчин, так и женщин, которые совершали жертвоприношения, обслуживали похоронные обряды, лечили людей, гадали, были искусны в черной магии.

. Использование при отправлении культов ударных инструментов, оружия, знаков власти, масок, головных уборов и ритуальной одежды.

. Почитание отдельных животных и птиц (орел, медведь, волк, ворон и др.), якобы наделенных сверхъестественными силами.

. Вера в продолжение жизни после смерти человека. Считалось также, что небо и земля соединены древом жизни [2,151].

Анализ военного искусства скотоводческих племен, изложенный в предлагаемом исследователями ракурсе, не бесспорен, но вполне приемлем. Недостаточность фактологических источников ощутимо ограничивает разработку интересных вопросов более углубленно. Серьезные затруднения в изучении рассматриваемых нами проблем вызывают односторонность опубликованность литературы, где вопросы религиозно-мировоззренческой дисциплины, связанной с военным делом упоминаются вскользь, в связи с отдельными событиями, военными столкновениями и т.д. исследователи ранних и наших времен придают особое значение комплексному использованию археологических материалов со свидетельствами писменных и фольклорных источников. Только такой метод позволяет с возможной полнотой воссоздать характер и содержание военного дела далеких наших предков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: