Оглавление
Введение
Воспитание воина у якутов
Формирования религиозных верований в военном сословии Якутов
Древние якутские обычаи, обряды и ритуальные действия воинов
Заключение
Использованная литература
верование обряд военное сословие якут
Введение
Религиозно-мировоззренческая дисциплина, связанная с военным делом у народа Саха в ночных трудах с глубоким анализом мало освещены.
Этот вопрос в исторических, этнографических и культурологических работах встречается лишь как краткое упоминание. На самом деле изучение военного дела якутов имеет большое научное значение, изучение вопроса о военном деле и воспитании воина у якутов помогло бы пониманию общественно-политического строя того времени то есть до революционного периода.
Актуальность данной тематики, состоит в том, что в духовной сфере военный аспект общественной жизни всегда опирался на соответствующие религиозно-мировоззренческие категории. Как и все религиозные системы и учения, идеологические представления раннее якутского воина имели ярко выраженную социальную направленность. А обычаи и обряды, связанные с военным делом, являются неразрывной частью религиозно-мировоззренческой категории.
Объект исследования: Религиозно мировоззренческая дисциплина народа Саха, связанное с военным делом.
Предмет исследования: являются ранние обычаи, обряды, ритуальные действия, а также дисциплинированные военные организации якутов.
Целью данной курсовой работы является определение религиозно мировоззренческого дисциплины народа Саха, связанное с военной организацией.
Задачи:
1. Рассмотреть ранний период формирования религиозных верований в военном сословии Якутов;
|
2. Используя труды исследователей рассмотреть и по возможности выяснить, раскрыть вопрос воспитания воина у якутов.
. Изучение религиозного положения ритуальных действий, обрядов и обычаев в военном обществе;
. Рассмотреть особенности дисциплинированную военную организацию народа Саха;
Воспитание воина у якутов
Поэтому война, являясь наибольшим социальным злом, причиняемый к обществу, диктовал ей свои жесткие условия. Прежде всего, общество должно было обладать хорошо обученной и вооруженной дружиной. Потому обучение воина обращали самое серьезное внимание. И наши предки военному искусству обучали не всех представителей мужского пола. Существовала определенная система отбора, и по вероятности, обучение стоило немалых средств. Боотурам становились, прежде всего, дети людей, принадлежащих к тойонату. Серьезное обучение было доступно лишь детям представителей военного сословия, как того и требовал кодекс обычного права.
Следует остановится на отдельных этапах системы обучения:
. Обряд определения будущего новорожденного с точки зрения перспектив на военном поприще (чинчилээhин).
2. Начальный этап обучения (детский возраст с 3 - 4 лет).
. Завещающий этап обучения (подростковый возраст).
. Обряд посвящения в воина и наречение взрослого имени (по достижении совершеннолетия) [2, 129].
Новорожденных мальчиков показывали самому старейшему и мудрому человеку, умеющему по внешнему миру предсказывать будущее. Не исключено, что обряд в некоторых случаях выполнялся шаманом. Исполнитель обряда определял по внешним данным, будущего воина и говорил: «Хорошо воспитывайте этого ребенка, пожалуй, из него выйдет боотур». Будущего воина обучали с трехлетнего возраста (уллуңађын хараарыыта - когда ребенок не только начинал ходить, но и бегать) [3, 122].
|
Воинскому искусству обучали старые, опытные воины. Предположительно, существовала категория людей, специализировавшихся на воспитания и подготовке профессиональных воинов. Интересен сам процесс обучения: «учили мальчиков увертливости и ласковости, кидая в раздетого мальчика горящими угольями, потом, когда он подрастал, то стреляли в него настоящими стрелами» [7, 118].
С возрастом условия воспитания военного характера становились жестче. В программу входили стрельба из лука, искусство владения холодным оружием, умения пользования защитным оружием. А также в старину существовал обособленный вид игр, которые можно охарактеризовать как военные. К ним относится, борьба хапсагай.
Особые воспитательную роль в жизни кочевых или полукочевых народов средневековья играла загонная охота, включавшая все элементы действий военно-спортивного характера. Человек получал возможность полностью использовать свои физические ресурсы, приобретая навыки твердой дисциплины и самое главное, приобщался к коллективу, ощущая, себя как неотъемлемая часть социума, подчиненного единой, четко поставленной цели [2, 139].
Распределение воспитательного процесса по возрастным категориям совпадает с обрядами наречия имен. От рождения до перехода в категорию взрослого, ребенок получал два имя. Первое давали ребенку в возрасте трех месяцев, когда он «начинал сидеть». Ребенок этого возраста якуты называют баччыр. По всей вероятности, в этом возрасте ему давали прозвище, которое он носил до трех лет. Прозвище, прежде всего, носило оберегательные функции. Второе имя давали в трех летнем возрасте или по данным Вацлава Серошевского, когда он мог натянуть детский лук. Судя по многочисленным якутским именам, зафиксированным в архивных документах и исторических преданиях, окончательное имя (взрослое) давалось человеку зрелому возрасту [8, 256]. По именам во многих случаях можно угадать профессию или род занятия. Это указывает на то, что обряд наречения «взрослого» имени проводился по достижении соверщеннолетия, когда окончательно определялось соответствующее место личности в обществе. Содержание и характер старинных якутских имен отчетливо подчеркивают социальную направленность выбора имен. Исходя из вышеизложенного, обряд присвоения имени воину следует отнести к заключительной стадии воспитательного процесса. Имя должно было указывать, что человек обучен военному делу следовательно, относится к определенной категории общества. Как правило, имя человека, принадлежащего к военному сословию, состоит из двух слов. Во многих случаях к имени прилагались социальные термины «дархан», «бөђө», «боотур» например: Тыгын Дархан, Салбык Бөђө, Кургумар Боотур и др. в данном случае, термины - приложения конкретно указывают на социальное положение человека и подобные имена правомерно расценивать как своеобразные воинские звания.
|
По завершению всех стадий воспитательного процесса устраивался обряд посвящения в воины, где присутствовали многие элементы общих военных обрядов «илбис түhэрии» и «сэби хааннааhын». По своей форме посвящение в воины было чисто инициационных обрядов, поэтому он содержал в себе элементы многих самостоятельных обрядов и большое значение придавалось морально - религиозным фактором.