Бессолова Н.В.
курсант 241 взвода
факультета правоохранительной
деятельности
Научный руководитель:
Михайлова И.А.
доцент кафедры
уголовно-правовых дисциплин,
к.ю.н., полковник полиции
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫНАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Проблема наркотизации молодежи в России в настоящее время является одной из самых острых социальных проблем, стоящих перед государством. Причины и факторы наркотизации молодежи столь многообразны, что требуется широкий спектр профилактических мер, направленных на борьба с наркоманией молодежи.
В настоящее время профилактикой наркомании и борьбой с ее проявлениями в молодежной среде занимаются в первую очередь правоохранительные органы, в частности участковые уполномоченные полиции, подразделения по делам несовершеннолетних и прочие. Стоит отметить, что силами только силовых структур разрешить проблему, вставшую перед обществом представляется практически невозможным.
Стоит отметить, что возлагать профилактику и борьбы с наркоманией только на правоохранительные органы не правильно и не целесообразно. Мы считаем, что необходимо привлекать к данной деятельности неправительственные общественные организации, создаваемые в целях борьбы с наркоманией.
Создание подобных организаций получило широкое распространение во всех регионах России.
Среди неправительственных организаций, созданных для противодействия наркотизации молодежи в России необходимо выделить Неправительственный совет национальной безопасности России. Данная неправительственная организации создана в 2000 году. Основной целью Неправительственного совета национальной безопасности России является создание устойчивых российских идеологий национальной безопасности, интеллекта, культуры, здоровья и идеологическое противодействие наркотизации совместно с государственными организациями Российской Федерации.[1]
Основными методами работы НСНБР является проведение открытых уроков, конференций и форумов.
Открытые уроки и конференции проводятся с целью показать иную жизнь – жизнь без наркотиков. Учредители НСНБР провозглашают возможность счастливой жизни без наркотической зависимости.
Наркомания молодежи в России приобрела такой размах, что данная проблема угрожает национальной безопасности России в целом.
Для осуществления решительной борьбы с наркоагрессией в Общероссийской общественной организации «Офицеры России» действует Центр по борьбе с наркотиками. Основной задачей данного Центра его учредители называют эффективную профилактику наркомании и реализация решительных мер, напрвленных на противодействие внутренней и внешней наркоагрессии.[2]
Наркомания – угроза не только для развития государства, но и для здоровья нации. Молодежная наркомания разрушает будущее России, создавая условия для деградирующей нации в будущем.
Для противодействия наркомании в России была создана и утверждена указом Президента № 690 от 9 июня 2010 года Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. В данном документе наряду с государственными мерами, которые осуществляются непосредственно органами государственной власти и местного самоуправления, к противодействию наркомании среди молодежи должны активно привлекаться общественные организации и объединения, то есть гражданское общество. По мнению Д.А. Медведева гражданское общество имеет, может быть, лучшие шансы, чем государство, справиться с этой проблемой.[3]
На основе Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» был разработан проект «Общество против наркотиков». Данный проект направлен в первую очередь на объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления и общественных организации с целью эффективной профилактики наркомании и алкоголизма, пропаганды здорового образа жизни, отказа от совершения противоправных действий в молодежной среде на территории России.
Также целью данного проекта провозглашается активизация гражданского общества в деле защиты здоровья и понимание того, что здоровый образ жизни может стать важнейшей составляющей нашей общенациональной идеи.[4]
Задачами акции являются:
- привлечение внимания населения к проблемам безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма среди детей и молодежи;
- информирование населения о причинах, формах девиантного поведения, социальных и медицинских последствиях злоупотребления наркотиками и алкоголем;
- информирование общественности о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления в области профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних,лечения наркомании и алкоголизма, борьбы с наркопреступностью;
- формирование в обществе через средства массовой информации, другие информационные каналы негативного отношения к потреблению наркотиков и наркопреступности, пропаганда преимущества здорового и безопасного образа жизни;
- активизация межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными структурами, в том числе с общественными организациями и религиозными объединениями, в решении проблем профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма среди детей и молодежи.
- формирование общественного мнения о необходимости толерантного отношения к несовершеннолетним, склонным к употреблению наркотических и психоактивных веществ, оказании помощи этой категории лиц.
- формирование общественного мнения о необходимости ужесточения мер ответственности лиц, вовлекающих детей и молодежь в незаконный оборот наркотиков, а также о введении обязательного обследования и лечения (при наличии достаточных оснований) подростков в возрасте до 18 лет, без их согласия, с участием родителей либо лиц, их заменяющих.[5]
Таким образом, «Лига здоровья нации» ставит перед собой цель привлечь гражданское общество России к проблемам девиантного поведения молодежи, употребления ими наркотиков. Одной из форм противодействия наркомании является формирование нетерпимости у значительной части молодежи, которые не употребляют наркотики, к данной зависимости. Что касается наркоманов, то для них разработана отдельная методика, в соответствие с которой каждый из употребляющих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, должен осознать опасность, нависшую над его здоровье и жизнью. Каждый наркоман в результате воплощения в жизнь данного проекта должен знать каковы последствия его вредной привычки для его здоровья, для здоровья его будущей семьи и детей.
Стоит отметить, что разработанный проект пытается реализовать очень правильные и нужные начинания широкого привлечения гражданского общества к решению насущных проблем наркомании среди молодежи. Подчеркнем, что если сравнивать Россию с европейскими государствами, то мы можем сказать, что гражданское общество в нашей стране находится на невысокой ступени своего развития. Необходим толчок для стимуляции эволюции гражданского общества в России, для участие его в государственных программах, в том числе программе борьбы с наркоманией.
Какова же роль неправительственных организаций в борьбе с наркоманией молодежи?
Неправительственные организации пользуются более широким спектром методов и методик профилактики наркомании, нежели органы государственной власти, органы местного самоуправления и правоохранительные органы. Использования разнообразных методов и методик профилактики в большей степени отвечает необходимости индивидуального подхода к различным группам молодых людей и к каждому из них в отдельности. Данный факт не может не влиять положительно на профилактическую деятельность наркомании среди молодежи в целом.
Положительной тенденцией в деятельности неправительственных организаций по профилактике наркомании молодежи является то, что данные организации в своей деятельности используют новейшие научные разработки, что позволяет совершенствовать методологическую базу воздействия на профилактируемые группы молодежи. Однако необходимо осуществлять контроль за методами, используемыми в деятельности неправительственных организации по профилактике наркомании со стороны государственных органов, так как в профилактической деятельности должны использоваться только те методы, которые отвечают безопасности личности и целесообразности применения. Государственные органы должны обеспечивать охрану граждан от применения, угрожающих их здоровью, жизни, чести и достоинству методов профилактики.
Неправительственные организации практикуют в своей деятельности сочетание различных методов работы. Например, в профилактической деятельности нередко применяются методы, когда профилактируемые беседуют между собой в составе интегративных групп. Данный метод позволяет сравнять участников, что облегчает общение, раскрепощает, а также на примере всегда легче понять и усвоить какую – либо информацию.
Интегративная работа в группах включает в себя ролевые игры, мозговой штурм, тренинги, групповые дискуссии. Подобные профилактические мероприятия позволяют молодежи формировать свои собственные убеждения на основе полученной информации, способствуют разрешению конфликтов, возникающих между участниками, сглаживает напряжение в общении и добавляет участникам уверенности в себе.
Сложность и взаимосвязь множества причин и условий наркотизации молодежи требует комплексного подхода к работе с профилактируемыми. Неправительственные организации по профилактике наркомании среди молодежи, используя множество методов, однако не ставят себе целью наказание оступившихся, принявших неправильное решение и употребивших наркотические средства. Возможно, этот факт делает данные организации успешнее в профилактике и борьбе с наркоманией молодежи, нежели правоохранительные органы. Наркоманы охотнее идут на контакт с работниками данных общественных организации нежели с сотрудниками правоохранительных органов. Все это способствует некому продвижению в борьбе с наркоманией и наркотизацией молодежи в России.
Таким образом, в завершении данного параграфа необходимо отметить, что создание неправительственных организаций, основной целью которых является профилактика и борьбы с наркотизацией молодежи в России, набирает обороты. Круг организации, занимающихся подобной деятельностью постоянно пополняется. Стоит отметить, что данный факт укрепляет позиции гражданского общества в России. Как известно, развитость гражданского общества – один из показателей развитости правового государства. Проблема наркомании молодежи для современной России – очень серьезная проблема, угрожающая национальной безопасности страны, здоровью нации. Для эффективной борьбы с данной проблемой необходимо объединение сил как государственных органов, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и неправительственных общественных объединений. Общественные объединения зачастую имеют больший успех в борьбе с наркотизацией молодежной среды, так как в их арсенале сочетаются разнообразные методы профилактической работы, начиная с индивидуальных тренингов, заканчивая групповыми играми, мозговыми штурмами и прочим.
Необходимо продолжать развивать институты гражданского общества, направленные на профилактическую работу, для этого государственные органы должны оказывать поддержку организационного и материального характера для реализации смелых начиная специалистов, работающих в данных неправительственных организациях профилактического характера.
[1] См.: Интернет портал НСНБР URL: https://www.nsnbr.ru/
[2]См.: Информационно – правоохранительный портал «Офицеры России», URL: https://oficery.ru/content/center
[3]См.:Форпост – союз поддержки молодежных инициатив, URL: https://forpostmir.ru/proekty/obshherossijskij-molodezhny-j-marafon-skazhi-net/
[4]См.:Форпост – союз поддержки молодежных инициатив, URL: https://forpostmir.ru/proekty/obshherossijskij-molodezhny-j-marafon-skazhi-net/
[5] См.: Там же