Требования к уровню освоения профессиональных знаний, умений и навыков в ходе психолого-педагогической практики




Программа практики

В колледже

 

для специальности 050706 «Педагогика и психология»

 

 

Документ: программа практик Дата разработки:   Номер и дата регистрации в УМУ: №__________от_________________ №__________от_________________ №__________от_________________  

 

Ханты-Мансийск

2010 год

Предисловие

 

1. Программа практик (учебных и производственных) составлена на основе ГОС ВПО второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14.04. 2000 № 399 пед/сп., и «Положения о порядке проведения практики студентов» Югорского государственного университета, утвержденного 17.12. 2003 г.

 

Одобрена на заседании выпускающей кафедры «Педагогики и психологии» протокол

№ _____ от __________________

 

 

2. Разработчик

 

  К. пс. н., доцент   _________________   С.А. Зайкова

 

3. И.о. заведующего обеспечивающей кафедрой

 

Доцент, к.п.н., доцент _________________ В.А. Мищенко

 

4. Программа СООТВЕТСТВУЕТ ГОС ВПО второго поколения по специальности, действующему учебному плану.

И. о. зав. выпускающей кафедрой специальности 050706 «Педагогика и психология»

 

Доцент, к.п.н., доцент _________________ В.А. Мищенко

 


Введение

Учебная практика в колледже является третьим этапом непрерывной практической подготовки студентов. Данный вид практики проводится на базе педагогических колледжей, педагогических институтов и университетов. В ходе практики студенты работают в качестве преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла, педагогов-психологов, кураторов студенческой группы, методистов по учебной работе. Практика проводится способом «погружения» (с отрывом от обучения) в жизнь педагогического коллектива учебного заведения и полную включенность в его деятельность.

Продолжительность

Продолжительность практики – 4 недели (продолжительность и сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом).

Сроки прохождения

Практика в колледже проводится на 5-м курсе очного отделения, в 9-м семестре.

Цели и задачи практики

Цели практики:

Обеспечение участия студентов в обучении и воспитании учащихся педагогических училищ (колледжей), приобщение к профессии педагога психолога. Овладение методами и приемами преподавательской деятельности.

Задачи:

• познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в училище, с особенностями работы учителей-предметников, классного руководителя;

• освоить педагогические формы образовательного взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;

• научиться планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеучебных занятий, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития;

• приобрести начальный опыт ведения научно-методической работы, опытно-экспериментальных форм педагогической деятельности;

• ознакомиться с опытом учителей, опробовать наиболее эффективные из применяемых ими приемов и методов обучения;

• получить навыки индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

Требования к уровню освоения профессиональных знаний, умений и навыков в ходе психолого-педагогической практики

 

Знать содержание, специфику, основные направления, формы будущей профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Уметь осуществлять психологическое обеспечение образовательного процесса; формировать общую и психологическую культуру личности; разрабатывать коррекционные и развивающие программы образовательной и воспитательной деятельности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся; конструировать любой вид психолого-педагогической деятельности.

Владеть умениями и навыками проведения исследовательской работы, анализа психолого-педагогических явлений, способами межличностного общения, формами профилактичекой работы и психологического просвещения.

Структура и содержание практики

Первая неделя практики является ознакомительной, остальные три недели – активная работа студентов-практикантов в роли преподавателей педагогики и психологии, психологов-педагогов, кураторов учебных групп. Этот вид практики отличается от предыдущих своей активностью, самостоятельностью, ответственностью. Студенты приобретают опыт проведения различных видов учебных занятий, воспитательной работы со студентами, выступают в качестве психологов-исследователей, консультантов.

Практиканту устанавливается рабочий день продолжительностью не менее шести часов с предоставлением ему одного методического дня в неделю, совпадающего с методическим днем учителя-предметника. Все занятия проводятся в присутствии руководителя, преподавателя -предметника, студентов- практикантов.

 

 

Таблица 1

Основные этапы учебной практики в колледже

 

Задания Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап  
1.Познакомиться с программой практики, распределением, со своими групповыми руководителями. 2. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте Участие в работе установочной конференции.     Оформить в дневнике практики: - цель и задачи практики, - содержание заданий.
Основной этап  
  1-я неделя (ознакомительная) 1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте 2. Осуществить общее знакомство с колледжем       -знакомство с типом образовательного учреждения, профилем подготовки студентов, учащихся, знакомство с педагогическим коллективом, учебными планами и программами по курсу психолого-педагогических дисциплин; -изучение документации педагогического колледжа (Устав; нормативные документы с должностными обязанностями преподавателей, кураторов, психологов; годовой план учебно-воспитательной работы; изучение традиций учебного заведения)   привести в документации: -общие сведения о колледже, его структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; -о контингенте обучающихся.  
2. Знакомство со спецификой деятельности психологической службы колледжа -ознакомление с системой работы психологической службы педколледжа, оснащением кабинета психолога, арсеналом средств по оказанию профессиональной помощи, нормативной документацией, рабочими местами основными аспектами работы психологической службы - отразить в документации цели, задачи психологической службы, основные направления деятельности педагога-психолога.
3. Индивидуальное планирование студентом-практикантом своей деятельности на период практики (совместно с преподавателем, руководителем практики) -составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя. - обсуждение и утверждение тем учебных занятий по педагогике и психологии, тематики воспитательных и психолого-педагогических мероприятий на период практики (с руководителями практики в) - отразить в документации индивидуальный план работы на каждую неделю прохождения практики; - учебно-тематический план по педагогике и психологии на период практики.
4. Знакомство с учебной группой   - предварительная беседа с куратором группы и обучающимися; - наблюдение за обучающимися на занятиях и учебных и внеучебных мероприятиях; - посещение учебных занятий, психолого-педагогических и воспитательных мероприятий преподавателей учебного заведения, их методический анализ. - отразить в документации состав учебной группой, профиль профессиональной подготовки индивидуальные особенности обучающихся (направленность интересов, способности и склонности, коммуникативные навыки и т.п.).
2 - 4 недели (активная, самостоятельная работа студентов-практикантов) 5. Преподавание дисциплин психолого-педагогического блока.   -самостоятельное проведение учебных занятий по педагогике (6 часов); по психологии (6 часов); формы проведения занятий как традиционные, так и нетрадиционные (лекции, семинары, практикумы, спецкурсы и др.); - посещение занятий, проводимых другими практикантами (4 часа по педагогике, 4 часа по психологии) с их последующим анализом и оценкой учебно-воспитательной эффективности.   - конспекты занятий по психологии и педагогике (всего 4 конспекта) с самоанализом, утвержденные руководителем;     - психологический анализ занятий других практикантов (3 конспекта)
6. Диагностическо-коррекционная работа -проведение исследование личностных качеств, особенностей и стилей общения, учебной деятельности, особенностей реагирования в конфликтной ситуации, самооценка психических состояний, направленности интересов и др., 2 диагностических исследования за период практики (возможные методики: К Леонгарда, опросник САН, Шмишека, тест тревожности Филлипса, формула темперамента по А. Белову, методика Айзенка (диагностика экстра-интроверсии и нейротизма), методика К. Томаса и др.) -исследование психологического климата, уровня сплоченности, социометрическое исследование; - оказание индивидуальной помощи по поводу профессиональных и личностных проблем студентов (1-2 человека). - аналитические справки по результатам проведения 2 диагностических исследований;     - 2 конспекта индивидуальных бесед с учащимися.
7. Воспитательная работа с учебной группой - выполнение функции куратора учебной группы: проведение воспитательных мероприятий индивидуального, группового, массового характера (беседы, консультации, исследования, часы общения, тренинги, конференция, вечер, викторина, психологический час и др.) - конспекты 2 мероприятий с самоанализом, утвержденные руководителем
8. Учебно-методическая работа со студентами -проанализировать методическую работу педучилища (колледжа), ее содержания, формы; - разработать методическое оснащение учебной дисциплины (например, тестовый контроль, задания для самостоятельной работы обучающихся, наглядные пособия, презентации и т.п.) - работа по подготовке реферата, курсовой работы; - участие в работе педсовета колледжа (возможно выступление с результатами исследования учебной группы), в методической конференции студентов. - отразить в документации специфику методической работы колледжа;     - 4 методические разработки;   - конспект выступления или другой равноценный вид представления результата работы студента-практиканта по данному направлению.
Итоговый этап  
1. Обобщить полученные на практике результаты.     -Проанализировать свою деятельность за период прохождения практики, выявить свои достижения и недостатки, а так же наметить пути их исправления. -Написать отчет по практике по установленной форме.  
2.Подготовить выступление к заключительной конференции -Выступление на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: