Программа практики
В колледже
для специальности 050706 «Педагогика и психология»
Документ: программа практик Дата разработки: | Номер и дата регистрации в УМУ: №__________от_________________ №__________от_________________ №__________от_________________ |
Ханты-Мансийск
2010 год
Предисловие
1. Программа практик (учебных и производственных) составлена на основе ГОС ВПО второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14.04. 2000 № 399 пед/сп., и «Положения о порядке проведения практики студентов» Югорского государственного университета, утвержденного 17.12. 2003 г.
Одобрена на заседании выпускающей кафедры «Педагогики и психологии» протокол
№ _____ от __________________
2. Разработчик
К. пс. н., доцент | _________________ | С.А. Зайкова |
3. И.о. заведующего обеспечивающей кафедрой
Доцент, к.п.н., доцент | _________________ | В.А. Мищенко |
4. Программа СООТВЕТСТВУЕТ ГОС ВПО второго поколения по специальности, действующему учебному плану.
И. о. зав. выпускающей кафедрой специальности 050706 «Педагогика и психология»
Доцент, к.п.н., доцент | _________________ | В.А. Мищенко |
Введение
Учебная практика в колледже является третьим этапом непрерывной практической подготовки студентов. Данный вид практики проводится на базе педагогических колледжей, педагогических институтов и университетов. В ходе практики студенты работают в качестве преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла, педагогов-психологов, кураторов студенческой группы, методистов по учебной работе. Практика проводится способом «погружения» (с отрывом от обучения) в жизнь педагогического коллектива учебного заведения и полную включенность в его деятельность.
|
Продолжительность
Продолжительность практики – 4 недели (продолжительность и сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом).
Сроки прохождения
Практика в колледже проводится на 5-м курсе очного отделения, в 9-м семестре.
Цели и задачи практики
Цели практики:
Обеспечение участия студентов в обучении и воспитании учащихся педагогических училищ (колледжей), приобщение к профессии педагога психолога. Овладение методами и приемами преподавательской деятельности.
Задачи:
• познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в училище, с особенностями работы учителей-предметников, классного руководителя;
• освоить педагогические формы образовательного взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;
• научиться планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеучебных занятий, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития;
• приобрести начальный опыт ведения научно-методической работы, опытно-экспериментальных форм педагогической деятельности;
• ознакомиться с опытом учителей, опробовать наиболее эффективные из применяемых ими приемов и методов обучения;
• получить навыки индивидуальной работы с учащимися и их родителями.
Требования к уровню освоения профессиональных знаний, умений и навыков в ходе психолого-педагогической практики
|
Знать содержание, специфику, основные направления, формы будущей профессиональной психолого-педагогической деятельности.
Уметь осуществлять психологическое обеспечение образовательного процесса; формировать общую и психологическую культуру личности; разрабатывать коррекционные и развивающие программы образовательной и воспитательной деятельности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся; конструировать любой вид психолого-педагогической деятельности.
Владеть умениями и навыками проведения исследовательской работы, анализа психолого-педагогических явлений, способами межличностного общения, формами профилактичекой работы и психологического просвещения.
Структура и содержание практики
Первая неделя практики является ознакомительной, остальные три недели – активная работа студентов-практикантов в роли преподавателей педагогики и психологии, психологов-педагогов, кураторов учебных групп. Этот вид практики отличается от предыдущих своей активностью, самостоятельностью, ответственностью. Студенты приобретают опыт проведения различных видов учебных занятий, воспитательной работы со студентами, выступают в качестве психологов-исследователей, консультантов.
Практиканту устанавливается рабочий день продолжительностью не менее шести часов с предоставлением ему одного методического дня в неделю, совпадающего с методическим днем учителя-предметника. Все занятия проводятся в присутствии руководителя, преподавателя -предметника, студентов- практикантов.
|
Таблица 1
Основные этапы учебной практики в колледже
Задания | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | ||
1.Познакомиться с программой практики, распределением, со своими групповыми руководителями. 2. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте | Участие в работе установочной конференции. | Оформить в дневнике практики: - цель и задачи практики, - содержание заданий. |
Основной этап | ||
1-я неделя (ознакомительная) 1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте 2. Осуществить общее знакомство с колледжем | -знакомство с типом образовательного учреждения, профилем подготовки студентов, учащихся, знакомство с педагогическим коллективом, учебными планами и программами по курсу психолого-педагогических дисциплин; -изучение документации педагогического колледжа (Устав; нормативные документы с должностными обязанностями преподавателей, кураторов, психологов; годовой план учебно-воспитательной работы; изучение традиций учебного заведения) | привести в документации: -общие сведения о колледже, его структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; -о контингенте обучающихся. |
2. Знакомство со спецификой деятельности психологической службы колледжа | -ознакомление с системой работы психологической службы педколледжа, оснащением кабинета психолога, арсеналом средств по оказанию профессиональной помощи, нормативной документацией, рабочими местами основными аспектами работы психологической службы | - отразить в документации цели, задачи психологической службы, основные направления деятельности педагога-психолога. |
3. Индивидуальное планирование студентом-практикантом своей деятельности на период практики (совместно с преподавателем, руководителем практики) | -составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя. - обсуждение и утверждение тем учебных занятий по педагогике и психологии, тематики воспитательных и психолого-педагогических мероприятий на период практики (с руководителями практики в) | - отразить в документации индивидуальный план работы на каждую неделю прохождения практики; - учебно-тематический план по педагогике и психологии на период практики. |
4. Знакомство с учебной группой | - предварительная беседа с куратором группы и обучающимися; - наблюдение за обучающимися на занятиях и учебных и внеучебных мероприятиях; - посещение учебных занятий, психолого-педагогических и воспитательных мероприятий преподавателей учебного заведения, их методический анализ. | - отразить в документации состав учебной группой, профиль профессиональной подготовки индивидуальные особенности обучающихся (направленность интересов, способности и склонности, коммуникативные навыки и т.п.). |
2 - 4 недели (активная, самостоятельная работа студентов-практикантов) 5. Преподавание дисциплин психолого-педагогического блока. | -самостоятельное проведение учебных занятий по педагогике (6 часов); по психологии (6 часов); формы проведения занятий как традиционные, так и нетрадиционные (лекции, семинары, практикумы, спецкурсы и др.); - посещение занятий, проводимых другими практикантами (4 часа по педагогике, 4 часа по психологии) с их последующим анализом и оценкой учебно-воспитательной эффективности. | - конспекты занятий по психологии и педагогике (всего 4 конспекта) с самоанализом, утвержденные руководителем; - психологический анализ занятий других практикантов (3 конспекта) |
6. Диагностическо-коррекционная работа | -проведение исследование личностных качеств, особенностей и стилей общения, учебной деятельности, особенностей реагирования в конфликтной ситуации, самооценка психических состояний, направленности интересов и др., 2 диагностических исследования за период практики (возможные методики: К Леонгарда, опросник САН, Шмишека, тест тревожности Филлипса, формула темперамента по А. Белову, методика Айзенка (диагностика экстра-интроверсии и нейротизма), методика К. Томаса и др.) -исследование психологического климата, уровня сплоченности, социометрическое исследование; - оказание индивидуальной помощи по поводу профессиональных и личностных проблем студентов (1-2 человека). | - аналитические справки по результатам проведения 2 диагностических исследований; - 2 конспекта индивидуальных бесед с учащимися. |
7. Воспитательная работа с учебной группой | - выполнение функции куратора учебной группы: проведение воспитательных мероприятий индивидуального, группового, массового характера (беседы, консультации, исследования, часы общения, тренинги, конференция, вечер, викторина, психологический час и др.) | - конспекты 2 мероприятий с самоанализом, утвержденные руководителем |
8. Учебно-методическая работа со студентами | -проанализировать методическую работу педучилища (колледжа), ее содержания, формы; - разработать методическое оснащение учебной дисциплины (например, тестовый контроль, задания для самостоятельной работы обучающихся, наглядные пособия, презентации и т.п.) - работа по подготовке реферата, курсовой работы; - участие в работе педсовета колледжа (возможно выступление с результатами исследования учебной группы), в методической конференции студентов. | - отразить в документации специфику методической работы колледжа; - 4 методические разработки; - конспект выступления или другой равноценный вид представления результата работы студента-практиканта по данному направлению. |
Итоговый этап | ||
1. Обобщить полученные на практике результаты. | -Проанализировать свою деятельность за период прохождения практики, выявить свои достижения и недостатки, а так же наметить пути их исправления. | -Написать отчет по практике по установленной форме. |
2.Подготовить выступление к заключительной конференции | -Выступление на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией. |