В процессе практики студент может использовать деловые и ролевые игры, решение конкретных ситуаций, методы активного социального обучения, компьютерные симуляции.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Студентов на практике
I. Составление индивидуального плана работы.
Индивидуальный планработы составляется студентом совместно с групповым руководителем в самом начале практики на весь ее период. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практикант, с указанием сроков.
Продуманный, правильно составленный индивидуальный план работы позволяет студенту более четко и последовательно организовать свою деятельность.
Перед составлением индивидуального плана студент должен провести тщательную подготовительную работу, ознакомившись предварительно с различными планами учреждения и согласовав задания практики со своим групповым руководителем.
Содержание работы в каждом разделе определяется программой практики, на основании которой студент подбирает те формы работы, которые он обязан и может провести в данном учреждении.
Для выполнения намеченных заданий студенту необходимо продумать организационную, подготовительную, текущую и индивидуальную работу, которая в плане-графике не отражается. Поэтому на каждую неделю студент составляет конкретный недельный план. В нем отражается то, что необходимо сделать для реализации заданий практики, а также текущие дела, которые не вошли в план-график. Недельный план работы пишется в дневнике в начале каждой недели.
II. Этапы планирования уроков психологии:
• разработка системы лекционных и практических занятий по теме или разделу (учебно-тематическая программа);
|
• определение образовательно-развивающих задач занятия на основе программы, методических пособий, учебников для студентов колледжа и дополнительной литературы;
• отбор оптимального материала по содержанию занятия, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, выделение опорных знаний дидактическая обработка;
• выделение главного материала, который учащийся педагогического колледжа должен понять и усвоить на уроке;
• разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных приемов и методов обучения на нем;
• планирование действий преподавателя и учащихся на всех этапах занятия; определение объема и форм самостоятельной работы учащихся в течение занятия;
• составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами в соответствии с учетом уровня их сформированности;
• определение содержания, объема и форм домашнего задания продумывание методики его предъявления учащимся;
• продумывание форм подведения итогов занятия;
• планирование внеурочной работы по данной теме;
• составление конспекта.
Планы лекционных и практических занятий имеют строгую структуру оформления. Ниже представлен пример оформления учебно-тематической программы, рассчитанной на 24 часа.
Цель:
Задачи:
Учебно–тематический план
№ п/п | Тема | Аудиторные часы | Итого | |
Лекции | Практические занятия | |||
… | ||||
Итого |
|
III. Структура психологического анализа урока.
1. Логичность и содержательность урока (выдержанность всех компонентов структуры урока).
2. Соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям: а) ведущему сенсорному каналу, б) колебаниям работоспособности, в) темпу психической деятельности, г) уровню общей и предметной подготовки учащихся.
3 Темп урока: адекватный, неадекватный.
4. Эмоциональный фон (положительный, психосберегающий, отрицательный, истощающий).
5. Преобладание поля (визуального, аудиального, кинестетического, все виды).
6. Речевая среда (преобладание речи а) педагога (многословие, постоянное многократное повторение вопросов, инструкций); б) преобладание речи учащихся.
7. Формирование общеинтеллектуальных умений: а) умение выделять и осознавать учебную задачу, б) умение удерживать учебную задачу, в) умение строить план деятельности и способы се осуществления, г) умение строить гипотезу и прогнозировать результат, д) осуществление контроля и самооценки, е) умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, ж) умение пользовать вспомогательными материалами (таблицами, схемами и т.д.), з) умение слушать и слышать речь другого.
В. Личностно-мотивационный компонент: а) побуждение учащихся к самоанализу, б) применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор, в) использование ошибок как обучающих моментов, г) использование проблемных и творческих заданий.
9. Позиция педагога, психолога по отношению к учащимся: а) взрослый-ребенок, б) родитель-ребенок, в) взрослый-взрослый, г) ребенок-ребенок.
|
10. Поведение педагога-психолога на уроке а) авторитарное, б) развлекательно-заигрывающее, в) заинтересованное-демократическое.
11. Реакция педагога, психолога на неуспех в деятельности учащихся, на неправильные ответы и неудачные вопросы а) адекватная, б) неадекватная.
12. Поведение учащихся а) подчинение, б) свободное общение в рамках темы, в) пассивное участие, г) отсутствие интереса, д) свободное общение не по теме урока.
IV. Структура самоанализа занятий студентом-практикантом.
1. Подготовка студента к собственным урокам:
- анализ собственной теоретической подготовки
- подготовка и проведение урока, который вызвал особые трудности, пути их преодоления,
- поведение студентов колледжа, формы активизации, используемые на уроке, количество активно работающих, пути установления контакта с учебной группой.
- Применение учебно-наглядных пособий и технических средств, отметить пособия изготовленные самим студентом,
- Оценка руководителем практики и самим практикантом проведенных учебных занятий; достоинства и недостатки.
- Какое задание было для Вас самым трудным (легким), интересным (неинтересным)?
- Удалось ли Вам реализовать свои замыслы, план работы?
- Были ли в ходе практики условия для самостоятельной деятельности, для проявления Вашей индивидуальной позиции?
2. Самоанализ проведенного занятия:
1. Как удалось мне почувствовать аудиторию в новом ролевом статусе?
2. Сумел ли я найти способы или приемы вызвать с первых минут познавательную активность каждого студента и поддержать ее на всем занятии?
3. Сумел ли я найти способы плавного перехода от одного этапа занятия к другому?
4. Сумел ли я добиться усвоения знаний и умений каждым студентом. Каков критерий эффективности?
5. Удалось ли мне сломать психологический барьер принятия новой социальной роли?
6. Что бы я изменил в проведении занятия в следующий раз?
V. Самоанализ деятельности студента – практиканта (отчет).
1. Ваши достижения?
2. Какие трудности возникали? Каковы причины этих трудностей? Каким образом эти трудности были решены? Кто оказывал помощь в решении трудностей?
3. Что полезного вы извлекли для себя, как будущего специалиста, из этой практики?
5. Какие знания, умения, навыки получили?
6. Совпали ли ваши ожидания от проделанной работы с реальными результатами?
7. Чего Вы ожидаете от следующей практики?
8. Ваши замечания и предложения по организации и проведению практики.