- Предмет и задачи педагогической науки. Раскройте содержание основных категорий педагогики.
- Методы изучения коллектива и личности, применяемые учителем в педагогической работе.
- Развитие личности, движущие силы развития личности.
- Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.
- Возрастная периодизация развития личности: педагогические критерии ее выделения и учета в учебно-воспитательной работе.
- Особенности развития детей в дошкольном возрасте.
- Особенности развития детей в младшем школьном возрасте.
- Особенности развития личности в подростковом возрасте.
- Особенности развития личности в юношеском возрасте.
- Сущность процесса воспитания, содержание и его особенности на каждом возрастном этапе.
- Принципы и закономерности процесса воспитания.
- Характеристика процесса самовоспитания: его сущность, содержание и формы.
- Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и принципы. Опыт А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков и его современное значение.
- «Трудные подростки»: проблемы их воспитания и перевоспитания, причины конфликтов. Основные принципы в работе с трудными подростками.
- Формирование личности в коллективе, его признаки, этапы развития. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о значении детского коллектива в формировании личности.
- Проблема классификации методов воспитания, их характеристика.
- Методы формирования сознания личности. Специфика их использования на каждом возрастном этапе.
- Методы формирования положительного опыта поведения личности; воспитательные возможности и возрастные особенности применения.
- Методы стимулирования в педагогической работе. Педагогический опыт А.С. Макаренко.
- Формирование сознательной дисциплины и культуры поведения в процессе воспитания.
- Семья как социальный институт воспитания: особенности современной семьи, специфика семейного воспитания.
- Задачи и содержание воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений.
- Эстетическое воспитание школьников – составная часть системы воспитания. Его цель, задачи, содержание.
- Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, проблемы на современном этапе.
- Акселерация и проблемы полового воспитания школьников. Задачи, содержание и возрастной подход.
- Трудовое воспитание в современной школе. Педагогический опыт А.С. Макаренко по трудовому воспитанию.
- Физическое воспитание (задачи, содержание и особенности физического воспитания в современных условиях; учет возрастных особенностей в организации физического воспитания школьников).
- Сущность процесса обучения, его функции и основные этапы.
- Принципы и закономерности процесса обучения и их реализация в деятельности учителя.
- Функции процесса обучения и их реализация в деятельности учителя.
- Современные дидактические концепции и их философская основа.
- Научное мировоззрение личности и проблемы его формирования в практике современной школы. Дидактические принципы формирования современного научного мышления.
- Методы обучения, их значение, классификация.
- Репродуктивные методы обучения, их дидактическое назначение и особенности применения.
- Характеристика исследовательских методов обучения.
- Методы словесного обучения, их характеристика, педагогические требования к ним.
- Практические методы обучения, их характеристика, педагогические требования к ним.
- Урок как основная форма обучения учащихся. Требования к уроку.
- Пути повышения эффективности урока в современных условиях.
- Внеурочные формы учебной работы, их необходимость. Особенности их применения.
- Формы организации обучения, их дидактическая целесообразность для развития личности. Характеристика каждой формы.
- Контроль результатов обучения, его функции, требования к организации и проведению контроля. Образовательное и воспитательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
- Индивидуализация и дифференциация в обучении: понятия, пути и формы.
- Домашняя работа школьника, ее особенности и формы. Дифференциация домашних заданий.
- Неуспеваемость как педагогическая проблема.
- Формы и виды самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
- Способности и одаренность. Проблемы формирования способностей в процессе обучения.
- Передовой педагогический опыт. Проблемы и достижения (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, М. Ф. Шаталов и др.).
- Мотивы учения школьников. Познавательный интерес как ведущий мотив учения.
- Воспитательно-образовательный процесс и здоровье школьников (Закон «Об образовании в Российской Федерации», и другие документы об образовании).
- Коллективная познавательная деятельность учащихся на уроке («Погружение», «Мозговая атака», «Инверсия» и др.).
- Анализ документов об образовании в РФ.
- Система образования в нашей стране. Принципы организации. Основные тенденции ее развития. (Закон «Об образовании в Российской Федерации», и др. документы об образовании).
- Принципы государственной политики, задачи, государственные гарантии в области образования (Закон «Об образовании в Российской Федерации»). Контроль и руководство системой образования в Российской Федерации.
- Содержание образования в современной школе, ведущие идеи, его определяющие. Требование к содержанию образования в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Понятие «федеральный государственный образовательный стандарт».
- Современная школа зарубежных стран: принципы образования, проблемы, перспективы развития. Характеристика школ в одной из стран.