Перечень вопросов к курсовому экзамену по дисциплине «Педагогические теории, системы и технологии»




  1. Предмет и задачи педагогической науки. Раскройте содержание основных категорий педагогики.
  2. Методы изучения коллектива и личности, применяемые учителем в педагогической работе.
  3. Развитие личности, движущие силы развития личности.
  4. Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.
  5. Возрастная периодизация развития личности: педагогические критерии ее выделения и учета в учебно-воспитательной работе.
  6. Особенности развития детей в дошкольном возрасте.
  7. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте.
  8. Особенности развития личности в подростковом возрасте.
  9. Особенности развития личности в юношеском возрасте.
  10. Сущность процесса воспитания, содержание и его особенности на каждом возрастном этапе.
  11. Принципы и закономерности процесса воспитания.
  12. Характеристика процесса самовоспитания: его сущность, содержание и формы.
  13. Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и принципы. Опыт А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков и его современное значение.
  14. «Трудные подростки»: проблемы их воспитания и перевоспитания, причины конфликтов. Основные принципы в работе с трудными подростками.
  15. Формирование личности в коллективе, его признаки, этапы развития. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о значении детского коллектива в формировании личности.
  16. Проблема классификации методов воспитания, их характеристика.
  17. Методы формирования сознания личности. Специфика их использования на каждом возрастном этапе.
  18. Методы формирования положительного опыта поведения личности; воспитательные возможности и возрастные особенности применения.
  19. Методы стимулирования в педагогической работе. Педагогический опыт А.С. Макаренко.
  20. Формирование сознательной дисциплины и культуры поведения в процессе воспитания.
  21. Семья как социальный институт воспитания: особенности современной семьи, специфика семейного воспитания.
  22. Задачи и содержание воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений.
  23. Эстетическое воспитание школьников – составная часть системы воспитания. Его цель, задачи, содержание.
  24. Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, проблемы на современном этапе.
  25. Акселерация и проблемы полового воспитания школьников. Задачи, содержание и возрастной подход.
  26. Трудовое воспитание в современной школе. Педагогический опыт А.С. Макаренко по трудовому воспитанию.
  27. Физическое воспитание (задачи, содержание и особенности физического воспитания в современных условиях; учет возрастных особенностей в организации физического воспитания школьников).
  28. Сущность процесса обучения, его функции и основные этапы.
  29. Принципы и закономерности процесса обучения и их реализация в деятельности учителя.
  30. Функции процесса обучения и их реализация в деятельности учителя.
  31. Современные дидактические концепции и их философская основа.
  32. Научное мировоззрение личности и проблемы его формирования в практике современной школы. Дидактические принципы формирования современного научного мышления.
  33. Методы обучения, их значение, классификация.
  34. Репродуктивные методы обучения, их дидактическое назначение и особенности применения.
  35. Характеристика исследовательских методов обучения.
  36. Методы словесного обучения, их характеристика, педагогические требования к ним.
  37. Практические методы обучения, их характеристика, педагогические требования к ним.
  38. Урок как основная форма обучения учащихся. Требования к уроку.
  39. Пути повышения эффективности урока в современных условиях.
  40. Внеурочные формы учебной работы, их необходимость. Особенности их применения.
  41. Формы организации обучения, их дидактическая целесообразность для развития личности. Характеристика каждой формы.
  42. Контроль результатов обучения, его функции, требования к организации и проведению контроля. Образовательное и воспитательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
  43. Индивидуализация и дифференциация в обучении: понятия, пути и формы.
  44. Домашняя работа школьника, ее особенности и формы. Дифференциация домашних заданий.
  45. Неуспеваемость как педагогическая проблема.
  46. Формы и виды самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
  47. Способности и одаренность. Проблемы формирования способностей в процессе обучения.
  48. Передовой педагогический опыт. Проблемы и достижения (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, М. Ф. Шаталов и др.).
  49. Мотивы учения школьников. Познавательный интерес как ведущий мотив учения.
  50. Воспитательно-образовательный процесс и здоровье школьников (Закон «Об образовании в Российской Федерации», и другие документы об образовании).
  51. Коллективная познавательная деятельность учащихся на уроке («Погружение», «Мозговая атака», «Инверсия» и др.).
  52. Анализ документов об образовании в РФ.
  53. Система образования в нашей стране. Принципы организации. Основные тенденции ее развития. (Закон «Об образовании в Российской Федерации», и др. документы об образовании).
  54. Принципы государственной политики, задачи, государственные гарантии в области образования (Закон «Об образовании в Российской Федерации»). Контроль и руководство системой образования в Российской Федерации.
  55. Содержание образования в современной школе, ведущие идеи, его определяющие. Требование к содержанию образования в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Понятие «федеральный государственный образовательный стандарт».
  56. Современная школа зарубежных стран: принципы образования, проблемы, перспективы развития. Характеристика школ в одной из стран.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: