Экономические учения древнего мира.




Рабовладельческий строй представляет первую классово-антагонистическую общественно-экономическую формацию.

На Востоке рабство зародилось в 4 тыс. до н.э. Особенностью восточного рабства являлось существование наряду с частной собственностью рабовладельцев, сельской общины, закабаление широких масс населения государством, в руках которого находилась ирригационная система, и распространение долгового рабства. Одним из наиболее крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское. В законах царя Хаммурапи (1792-1850 г. до н.э.) отражается стремление ослабить классовую борьбу в целях укрепления рабовладельческого строя, сохранность частной собственности. Вместе с тем они выражают заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, стремясь поставить их на службу государству. В Китае первое рабовладельческое государство возникло в 2 тыс. до н.э. Коллективный трактат «Гуань-Цзы» относится к периоду дальнейшего развития рабства, ремесла, торговли. Труд провозглашается в нем источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности обмена «Гуань-Цзы» содержит вывод в том, что народ создает доход для знатных и прибыль для торговцев. Важнейшим памятником Древней Индии является «Артшастра», создал которую Каутилье Вишнугупте. Её цель укрепить рабовладельческое государство. «Артшастра призывает развивать производственные силы, регулировать цены на товары и соблюдать активный баланс государственного бюджета.

В классической форме рабство, известное под названием античного, существовало в Древней Греции и в Древнем Риме с 1 тыс. до н.э. По сравнению с Востоком становление рабовладельческого строя в Греции происходило при более высоком уровне развития производственных сил. Вот почему этот процесс протекал там почти одновременно с развитием с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества. Он сопровождался ликвидацией долгового рабства и более быстрым разложением общины. Наиболее известными деятелями Древней Греции были: Ксенофон (430-354 г. до н.э.), рассматривающий хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительских стоимостей; Платон (427-347 г. до н.э.) и его книга «Политика или государство» и Аристотель, в первые проанализировавший меновую стоимость.

Основателями экономической мысли Древнего Рима были Катан Старший (234-149 г. до н.э.). одним из трудов Катана стала книга «Земледелие»; Граххи Тиберий и Гай; Варрон (116-27 г. до н.э.), Колумелла (1 век до н.э.).

Экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой господствовавшего натурального рабовладельческого хозяйства. С этой позиции рассматривались товарно-денежные отношения, в связи с чем выдвигалась идея эквивалентного обмена вещей, по их стоимости. Однако, последняя не рассматривалась ещё как закон цен.

Деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства (при этом частное и национальное богатство не различается). Предметом исследования выступает почти исключительно сфера обращения. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи благородных металлов.

В экономических учениях феодального общества присущий ему способ рассматривается как естественный. По мере его развития усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений, а разложение феодализма - возникновением буржуазной политической экономии.

Меркантилизм

В эпоху первоначального накопления экономической идеологией буржуазии был меркантилизм. Он выражал интересы торговой буржуазии и представляя собой попытку теоретического обоснования отстаиваем ости ею экономической политики.

Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя к середине 16 века. Его важнейшие представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруфери (Италия) и другие. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшего политику на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами и т.п. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, полагая, что в результате обесценивания денег иностранцы за то же количество национальной монеты смогут приобрести больше, товаров и поэтому будут заинтересованы обменивать свои деньги на туземные.

Ранние меркантилисты считали целесообразным:

Установить максимально высокие цены на экспортируемые товары.

Ограничить импорт товаров.

Не допускать вывоз из страны золота и серебра в силу своих природных свойств исполнявших роль денег и функцию меры стоимости.

Последний меркантилизм, более развитая меркантилистская система, возник во второй половине 16 века и достиг расцвета в середине 17 века. Его главные представители Т.Мен (Англия), А.Серра (Италия), А.Монкретьен (Франция) и другие.

На этом этапе торговые связи между странами становятся более развитыми и регулярными. Центральным пунктом позднего меркантилизма являлась «система торгового баланса», в соответствии с которым считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Эту разницу стремились обеспечить двумя способами; во-первых за счет вывоза готовых изделий своей страны и запрещении ввоза предметов роскоши; во-вторых (и это было главным), при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешнего рынка, поздние меркантилисты отстаивали политику протекционизма, которая предусматривала обложение высокими пошлинами иностранных товаров и поощрение вывоза.

Меркантилисты не придавали значения привлечению в национальную экономику заграничных инвестиций.

Разложение меркантилизма и развитие относится к 17 веку. Этот период ознаменовался развитием отдельных отраслей промышленности, росту капиталистического производства.

Если прежде главной сферой приложения капитала было обращение, то в результате капиталистической мануфактуры капиталисты все более перемещались в сферу производства. В этих условиях учение меркантилистов, ограничивших объект своего исследования лишь сферой обращения и игнорировании производства, перестало соответствовать экономическим интересам буржуазии

Физиократы

В 18 веке Франция продолжала оставаться аграрной страной. В борьбе против феодального строя буржуазия выдвинула своих идеологов, среди которых одно из первых мест занимал Ф.Кенэ – основоположник и глава школы физиократов.

Физиократы – Французские экономисты 18 века, представители классической буржуазной политической экономии.

Физиократы выступали с решительной критикой меркантилизма. В противоположность меркантилистам, сосредоточившим свое внимание на анализе явлений в сфере обращения, к анализу производства. Они исследовали вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. В этом состоит главная научная заслуга физиократов.

Кенэ выдвинул учение об эквивалентности обмена. Он доказал, что “обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена,ничего, стало быть не производит*(Кенэ Ф. Избр. Экономическое производство М.Ю 1960 г., с.359) и объяснил это тем, в сфере обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают ещё до того, как поступают на рынок. Отсюда следовало, в обмене богатство не создается и прибыль не возникает.

Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о “чистом продукте”, под которым Кенэ утверждал, что «чистый продукт» создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительных стоимостей. В промышленности «чистый продукт» не возникает, богатство не создается.

Заслугой физиократов является данный ими в пределах буржуазного кругозора анализ капитала. Причем капитал они рассматривали не как деньги (они лишь средства приобретения капитала), а как производительный капитал.

Кенэ дал разграничения между отдельными частыми капитала по характеру их оборота. Одну часть капитала он называл первоначальными авансами (сельскохозяйственный инвентарь, постройки, скот…); другую, названную им ежегодными авансами, составляли затраты на семена, рабочую силу. Первая часть капитала полный оборот совершала за ряд производственных циклов (ряд лет), тогда как вторая часть проделывала оборот в течение одного производственного цикла (1 год). Таким образом Кенэ впервые дал примерное разделение капитала на основной и оборотный.

Кенэ сделал первую в истории политической экономии попытку представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта в целом. Этот процесс схематически изображен в «Экономической таблице», в которой показывается, как произведенный в стране готовый продукт распределяется посредством обращения, в результате чего создаются предпосылки для возобновления производства в прежнем масштабе.

В таблице нашли отражение основные стороны экономической теории Кенэ, его учение о «чистом продукте» и капитале, о производительном и непроизводительном труде, о классах, в ней видна классовая позиция автора, как защитника капиталистического способа производства.

В отличии от меркантилистов физиократы отвергали вмешательство государства в экономическую жизнь, требовали предоставления полной свободы капиталистам, промышленникам, фермерам и торговцам.

В качестве министра финансов Франции Анн Роббер Хак Тюрго (один из последователей Кенэ) в 1776 году опубликовал шесть законоположений, имеющих целью уничтожить феодальные ограничения и развитие буржуазных торгово-денежных отношений. Его намерения вызвали протесты защитников феодализма, и Тюрго вынужден был уйти в отставку.

Классическая школа

Классическая школа возникла в эпоху, когда капитализм завоёвывал свое господство. Он уже создал мощные промышленные предприятия и шёл по пути их совершенствования, осуществляя промышленный переворот.

Меркантилисты искали происхождение богатства во внешней торговле. Физиократы перенесли исследования из сферы обращения в сферу производства. Заслуга классической школы состоит в разработке теории трудовой стоимости.

Ранним экономистом-классиком можно признать крупнейшего английского экономиста 17 века Вильяма Пети наиболее крупным экономистом-классиком мануфактурного периода является выдающийся мыслитель 18 века Адам Смит. Наибольшего развития и своего завершения классическая школа достигла к концу промышленного переворота в Англии (начало 19 века) в трудах Давида Рикардо

Проведенный А.Смитом анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия «экономический человек», хотя само это понятие возникло позднее. А Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с другими людьми результатами частной экономической активности, иначе говоря, в процессе разделения труда. Процветание общества, таким образом, возможно только на путях индивидуального благополучия, а частный интерес – это настолько мощный стимул, который готов преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумнее человеческих законов так часто затрудняет его деятельность.* (*А.Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962, с 393). Порядок свободного проявления эффективного удовлетворения частного экономического интереса, а также стихийного функционирования объективных экономических законов называется по Смиту «естественным порядком».

Основой экономического учения Смита был принцип свободной конкуренции. Только при свободном передвижении капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества могут использоваться оптимально. Политика «естественной свободы» была фундаментально основана в теории Смита и включала следующие элементы:

– свободное движение рабочей силы;

– свободная торговля землей;

– отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли;

– свобода внешне торговли.

Экономическая политика многих стран через столетия испытала на практике теорию А.Смита, добившись экономического возрождения. В реальной жизни ведь так просто и одновременно так трудно создать условия, при которых могла бы воплотиться его мысль: для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении, а все остальное сделает естественный ход вещей.

Виднейшей фигурой английской классической политэкономии стал Давид Рекардо, опубликовавший свои работы в начале 19 века. Отличительной чертой его научной системы стало признание закона стоимости, фундаментом на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии.

Д.Рекардо анализировал количественные показатели и связи при капитализме, являющимися символом экономического прогресса, а возникающие проблемы можно решить с его точки зрения, через решение проблемы накопления.

Однако буржуазная политэкономия могла оставаться научной лишь до тех пор, пока противоречия капитализма и классовая борьба находились ещё в неразвитой форме.

На смену классической школы пришла вульгарная политэкономия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: