Календарный учебный график




Государственное бюджетное общеобразовательное

Учреждение средняя общеобразовательная школа № 376

Московского района Санкт-Петербурга

 

СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № 1 от «25» августа 2017 г. УТВЕРЖДЕНА Приказом № 72 от «01» сентября 2017 г. Директор ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга   _______________ М.А. Дмитриенко

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Струнные инструменты: Ансамбль гитаристов»

 

Срок реализации: 3 года

Возраст учащихся: 7-17 лет

Разработчик:

Педагог дополнительного образования

Бабурина Елена Павловна

 

 

Санкт – Петербург

Учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Ансамбль гитаристов» адаптированная, имеет художественную направленность, разработана для удовлетворения потребностей детей и родителей в обучении игре на гитаре. Программа направлена на расширение музыкального кругозора, развитие интереса учащихся к музыке, формирование потребности учащихся в музыкальной деятельности.

 

Актуальность: Разнообразие музыкально-выразительных возможностей гитары позволяет включать ее в состав ансамбля исполняющих музыку разных жанров - классическую и рок-музыку, блюз и романсы, использовать ее в качестве аккомпанемента авторской песни. Программа «Ансамбль гитаристов» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента и игры в ансамбле.

Актуальность программы заключается в популярности игры на гитаре у детей и подростков, способствующей их личностному самоопределению и самореализации. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре Дети, уже научившиеся играть создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников.

Актуальность программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими учащимися, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Педагогическая целесообразность программы заключается в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях учреждения дополнительного образования, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на гитаре.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведения, развивающая умение слушать друг друга, развить гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятий музыкой

 

Отличительные особенности:. Программа рассчитана на коллективную работу с учащимся, формирования базовых навыков исполнительского мастерства и сольного/ансамблевого музицирования в составе ансамбля гитаристов.

Эффективным способом музыкального развития детей в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведения, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Адресат программы: учащиеся 7-18 лет (1-10 класс)

Объем и срок реализации программы: При реализации программы учебного предмета “Ансамбль гитаристов” со сроком обучения 2 года, продолжительность учебных занятий составляет 36 недель в год. Групповое занятие один раз в неделю.

 

Цели программы: Развитие творческих способностей ребенка посредством обучения игре на гитаре в ансамбле.

Задачи программы:

Образовательные:

-способствовать формированию устойчивого интереса к музыке, к игре на гитаре;

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов;

-обучить азам нотной грамоты;

-обучить приёмам игры на шестиструнной гитаре;

-обучить игре на гитаре в составе ансамбля гитаристов;

-формировать навыки выступления на сцене, навыки саморегуляции психического состояния.

Развивающие:

-способствовать развитию музыкального и ритмического слуха;

-развивать координацию рук и беглость пальцев;

-формировать чувства ансамблевой игры.

-развивать память и внимание;

Воспитательные:

-формировать эстетический вкус у учащихся;

-развивать коммуникативные навыки;

-способствовать развитию личностных качеств: ответственность, усидчивость, трудолюбие и др.;

-расширить музыкальный кругозор.

 

Условия реализации программы:

Условия приема: принимаются все желающие, не имеющие серьезных физиологических патологий и нарушений деятельности слухового и опорно-двигательного аппарата. Программа занятий составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями учащихся.

Условия формирования группы: программа рассчитана на коллективную работу с разновозрастными учащимися от 7 до 18 лет.

Материально – техническое обеспечение:

- кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами

- стол педагога - 1 штука

- гитара - 1 штука

- подставка под ногу – 1 штука

- пюпитры для нот – 1 штука для индивидуальных занятий и 2-3 штуки для групповых занятий

- ноутбук или компьютер - 1 штука

- нотная библиотека

Контрольное прослушивание, показательное выступление. Показателями результативности обучения являются: стабильность и работоспособность в течение учебного процесса, исполнительское мастерство учащихся, а также результаты участия ансамбля в конкурсах, фестивалях, концертах и прослушиваниях к ним

Учебно-тематический план

Планируемые результаты:

 

Личностные:

- устойчивый учебно-познавательный интерес к музыке, к игре на гитаре;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- реализация творческого потенциала;

- формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность, инициативность, усидчивость, уважение к чужому труду;

- адекватная самооценка музыкально-творческих возможностей;

Метапредметные:

- участие в музыкальной жизни группы, школы;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) с другими учащимися при решении различных музыкально-творческих задач, игры в ансамбле;

- Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусства, ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

Предметные:

по истечении срока обучения по данной программе, учащиеся получат опыт, который позволит читать с листа аккомпанимент, играть ритмически ровно, разучить мелодии по нотам самостоятельно (в пределах данной программы).

Учебный план программы

Го года обучения

№ п/п Название раздела/темы Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1. Музыкальная грамота         Наблюдение
2. Приемы звукоизвлечениятирандо, работа над большим пальцем правой руки       Наблюдение Анализ педагога
3. Технические приемы игры, аккомпанимент       Наблюдение Анализ педагога
4. Работа над произведениями – 1 голос - мелодия, 2 й голос - аккомпанемент терциями и арпеджио. 3 голос - басовая линия.       Наблюдение Анализ педагога  
 
  Итого        

Го года обучения

№ п/п Название раздела/темы Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1. расположение нот на грифе, цифровка аккордов в открытой позиции.       Наблюдение
2. Приемы звукоизвлеченияапояндо, арпеджио,       Наблюдение Анализ педагога
3. Технические приемы игры, различные приемы игры аккомпаниманта, арпеджио.       Наблюдение Анализ педагога
4. Работа над произведениями, исполнение песен под аккомпанемент.       Наблюдение Анализ педагога  
 
  Итого        

Го года обучения

№ п/п Название раздела/темы Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
5. расположение нот на грифе, цифровка аккордов в открытой позиции.       Наблюдение
6. Приемы звукоизвлеченияапояндо, арпеджио,       Наблюдение Анализ педагога
7. Технические приемы игры, различные приемы игры аккомпаниманта, арпеджио.       Наблюдение Анализ педагога
8. Работа над произведениями, исполнение песен под аккомпанемент.       Наблюдение Анализ педагога  
 
  Итого        

Календарный учебный график

Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий
1-3 год 02.09.2018 30.05.2019     1 раз в неделю по 1 академическому часу

Рабочая программа

 

Задачи 1-го года: Научиться ритмически ровной игре, слушать другие партии ансамбля. Научиться считать доли в тактах.Способ звукоизвлечениятирандо, работа над штрихом нонлегато.Основы коллективного музицирования.игра одноголосных мелодий, чтение с листа.

 

Ожидаемые результаты 1-го года обучения: В результате обучения учащийся должен уметь исполнить ритмически грамотно и ровно одноголосную мелодию синхронизируя свою партию с партиями других участников ансамбля.

Особенности 1-го года обучения: Эффективным способом музыкального развития детей в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями развивающая умение слушать друг друга, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.

 

Задачи 2-го года: Общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлеченияГаммы соль мажор, фа мажор в открытой позиции. Чтение с листа. Гамма “до” мажор в открытой позиции.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения: - играть ритмично и выразительно простые мелодии;

- владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой

Особенности 2-го года обучения: - различать характер музыки в пределах начальной подготовки, гармонический слух.

 

Задачи 3-го года: Знакиальтерации. Игра мелодий с басовыми нотами, с интервалами.

Ожидаемые результаты 3-го года обучения: арпеджио в различных фигурациях как аккомпанемент мелодии, чтение с листа, создавать художественно-осмысленные трактовки произведения,

Календарно-тематический план

  24.10.19 24.10.19 Упражнения
  29.10.19 29.10.19 Многоголосные мелодии
  30.10.19 30.10.19 Многоголосные мелодии
  31.10.19 31.10.19 Многоголосные мелодии
  05.11.19 05.11.19 Многоголосные мелодии
№ п/п Дата по плану Дата по факту Темы 1-3 года обучения
  03.09.19 03.09.19 Упражнения
  04.09.19 04.09.19 Упражнения
  05.09.19 05.09.19 Упражнения
  10.09.19 10.09.19 Упражнения
  11.09.19 11.09.19 Упражнения
  12.09.19 12.09.19 Упражнения
  17.09.19 17.09.19 Упражнения
  18.09.19 18.09.19 Упражнения
  19.09.19 19.09.19 Упражнения
  24.09.19 24.09.19 Упражнения
  25.09.19 25.09.19 Упражнения
  26.09.19 26.09.19 Упражнения
  01.10.19 01.10.19 Упражнения
  02.10.19 02.10.19 Упражнения
  03.10.19 03.10.19 Упражнения
  08.10.19 08.10.19 Упражнения
  09.10.19 09.10.19 Упражнения
  10.10.19 10.10.19 Упражнения
  15.10.19 15.10.19 Упражнения
  16.10.19 16.10.19 Упражнения
  17.10.19 17.10.19 Упражнения
  22.10.19 22.10.19 Упражнения
  23.10.19 23.10.19 Упражнения

 

  06.11.19 06.11.19 Многоголосные мелодии
  07.11.19 07.11.19 Многоголосные мелодии
  12.11.19 12.11.19 Многоголосные мелодии
  13.11.19 13.11.19 Многоголосные мелодии
  14.11.19 14.11.19 Многоголосные мелодии
  19.11.19 19.11.19 Многоголосные мелодии
  20.11.19 20.11.19 Многоголосные мелодии
  21.11.19 21.11.19 Многоголосные мелодии
  26.11.19 26.11.19 Многоголосные мелодии
  27.11.19 27.11.19 Многоголосные мелодии
  28.11.19 28.11.19 Многоголосные мелодии
  03.12.19 03.12.19 Многоголосные мелодии
  04.12.19 04.12.19 Многоголосные мелодии
  05.12.19 05.12.19 Многоголосные мелодии
  10.12.19 10.12.19 Многоголосные мелодии
  11.12.19 11.12.19 Многоголосные мелодии
  12.12.19 12.12.19 Многоголосные мелодии
  17.12.19 17.12.19 Многоголосные мелодии
  18.12.19 18.12.19 Многоголосные мелодии
  19.12.19 19.12.19 Многоголосные мелодии
  24.12.19 24.12.19 Бас в аккомпанементе
  25.12.19 25.12.19 Бас в аккомпанементе
  26.12.19 26.12.19 Бас в аккомпанементе
  09.01.20 09.01.20 Бас в аккомпанементе
  14.01.20 14.01.20 Бас в аккомпанементе
  15.01.20 15.01.20 Бас в аккомпанементе
  16.01.20 16.01.20 Бас в аккомпанементе
  21.01.20 18.01.20 Бас в аккомпанементе
  22.01.20 21.01.20 Бас в аккомпанементе
  23.01.20 22.01.20 Бас в аккомпанементе
  28.01.20 23.01.20 Бас в аккомпанементе
  29.01.20 28.01.20 Бас в аккомпанементе
  30.01.20 29.01.20 Бас в аккомпанементе
  04.02.20 30.01.20 Бас в аккомпанементе
  05.02.20 04.02.20 Бас в аккомпанементе
  06.02.20 05.02.20 Бас в аккомпанементе
  11.02.20 06.02.20 Бас в аккомпанементе
  12.02.20 11.02.20 Бас в аккомпанементе
  13.02.20 12.02.20 Бас в аккомпанементе
  18.02.20 13.02.20 Бас в аккомпанементе
  19.02.20 18.02.20 Бас в аккомпанементе
  20.02.20 19.02.20 Бас в аккомпанементе
  25.02.20 20.02.20 Арпеджио в аккомпанементе
  26.02.20 25.02.20 Арпеджио в аккомпанементе
  27.02.20 26.02.20 Арпеджио в аккомпанементе
  03.03.20 27.02.20 Арпеджио в аккомпанементе
  04.03.20 03.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  05.03.20 25.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  10.03.20 26.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  11.03.20 10.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  12.03.20 11.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  17.03.20 12.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  18.03.20 17.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  19.03.20 18.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  24.03.20 19.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  25.03.20 24.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  26.03.20 25.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  31.03.20 26.03.20 Арпеджио в аккомпанементе
  01.04.20 07.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  02.04.20 08.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  07.04.20 09.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  08.04.20 14.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  09.04.20 15.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  14.04.20 16.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  15.04.20 21.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  16.04.20 22.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  22.04.20 23.04.20 Арпеджио в аккомпанементе

 

  23.04.20 28.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  24.04.20 29.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  28.04.20 30.04.20 Арпеджио в аккомпанементе
  29.04.20 12.05.20 Арпеджио в аккомпанементе
  30.04.20 13.05.20 Арпеджио в аккомпанементе
  05.05.20 14.05.20 Арпеджио в аккомпанементе
  06.05.20 19.05.20 Арпеджио в аккомпанементе
  07.05.20 20.05.20 Арпеджио в аккомпанементе
  11.05.20 21.05.20 Арпеджио в аккомпанементе
  12.05.20 26.05.20 Арпеджио в аккомпанементе
  13.05.20 27.05.20 Арпеджио в аккомпанементе
  19.05.20 28.05.20 Арпеджио в аккомпанементе

Содержание обучения

Темы 1 года обучения

Упражнения: Для игры в ансамбле кроме точно сыгранных по высоте нот, необходимо научиться играть ритмически ровно, синхронизировав доли, научиться слушать партнера. В упражнениях данной темы обучения даны простые партии начиная с одноголосных мелодий с простыми длительностями начиная с половинных, четвертей, половинные и четверти, размер такта 4/4, ¾, четвертные паузы. Упражнения развивает чтение с листа.

 

Многоголосные мелодии:

Второй голос мелодии в интервал на первую долю такта отображает гармонию. Мелодия второго голоса построена ритмически синхронно с мелодией, полностью или частично. Услышать свой голос в ансамбле не просто, так как необходимо привыкнуть к звучанию других голосов, услышать свой голос в интервал.

 

Бас в аккомпанементе:

Бас по открытым струнам, подчеркивающий гармонию. Шагающий бас в сильные доли такта половинными, четвертями. Мелодии в данной теме выстраиваются четвертями, восьмыми. Басовый голосв партиях на первой и пятой ступеням аккорда отображает гармонию.

 

Арпеджио в аккомпанементе:

Арпеджио в аккомпанементе выстраивается по ступеням аккорда, также отображая мажорный или минорный лад. Первое представление арпеджио в аккомпанементе повторение на двух нотах, построенных по трезвучию аккорда.Арпеджио используется для изображения лирического характера в произведениях.

 

 

Список пьес:
Как пошли наши подружки. Русская народная песня

Джинглбелс. Folk song

Nappy Birthday to you. Русская народная песня

Жил-Был у бабушки серенький козлик

Патока с имбирем. Русская народная песня

Куры гуси да индюшки. Русская народная песня

Полька. Русская народная песня

Во поле берёза стояла. Русская народная песня

Во саду ли в огороде. Русская народная песня

Темы 2 года обучения

Упражнения: Для игры в ансамбле кроме точно сыгранных по высоте нот, необходимо научиться играть ритмически ровно, синхронизировав доли, научиться слушать партнера. В упражнениях данной темы обучения даны простые партии начиная с одноголосных мелодий с простыми длительностями начиная с половинных, четвертей, половинные и четверти, размер такта 4/4, ¾, четвертные паузы, нота с точкой. Далее в упражнениях отрабатывается бас через ноту в мелодии сыгранная разными пальцами pIm.

 

Многоголосные мелодии:

Два звукав аккомпанементе строятся на первой и третьей ступенях аккорда, такой интервал в терцию отображает аккорд в мажоре или миноре. В двух и трехголосных мелодиях отображается гармония произведения, что значительно обогащает игру юных музыкантов.

 

Бас в аккомпанементе:

Басовые ноты построены по закрытым нотам, что добавляет разнообразие в аккордах. Позволяет хорошо выучить ноты на трех нижних струнах. Добавить силу звучания приемом игры правой руки апояндо. Ноты построенные по трезвучию аккорда с проходящими нотами отображают гармонию.

 

Арпеджио в аккомпанементе:

Арпеджио в аккомпанементе выстраивается по ступеням аккорда, также отображая мажорный или минорный лад. Добавив к трезвучию проходящие ноты в басу по ступеням гаммы, получим первое представлении об обыгрывании аккорда. Арпеджио используется в лирических песнях.

 

Список пьес:

Как при лужку. Русская народная песня

Блины. Русская народная песня

Белла Бимба. Folksong

Вот лягушка в огороде 1. Русская народная песня

Вот лягушка в огороде 2. Русская народная песня

Неделька. Русская народная песня

Весёлые гуси. Русская народная песня

Русская народная песня

Одинокая гармонь Бориса Мокроусова

СеньерSol Э. Торлаксон

Темы 3 года обучения

Упражнения: Синхронно ровная игра ритмических рисунков на слабую долю тактав размерах такта 3/4, 6/8,2/4, четвертные, восьмые, шестнадцатые паузы. Ноты, соединенные лигой через сильную долю такта, тактовую черту для смещения акцента на слабую долю такта “синкопа”.

 

Многоголосные мелодии:

Два голосав мелодии каждой партии ансамбля в большей степени отображает гармонию произведения. С басовыми нотам выстроенными в линию или сыгранными одновременно, исполненные различной техникой правой руки.

 

Бас в аккомпанементе:

Шагающий бас по первой и пятой ступеням аккорда. Мелодии в данной теме выстраиваются четвертями. Далее в мелодиях добавляются восьмые ноты, что дает в дальнейшем возможность научиться играть в слабую долю и отработать синхронность в партиях.В ансамбле, когда партнер играет на сильную долю, облегчает обучение игры на слабую долю такта.

 

Арпеджио в аккомпанементе:

Арпеджио построенное на нотах трех нижних струн. Двузвучияв арпеджио аккомпанемента обыгрывает гармонию дает возможность в переходу на игру с аккордами. Игра аккордамив аккомпанементе на сильные доли тактов подчеркивает гамонию. цыфровки, обозначающие аккорды, обыгрываются арпеджио сыгранные четвертями, восьмыми и шестнадцатыми, через басовую ноту в интервал или аккорд, взятый одновременно или ритмическим рисункомигре.

 

Список пьес:

Villancico. Folk song

What Do You Do. Folk song

Bravo French. Folk song

Don simon. Anonimo

Todos a Mirar. Anonimo

Ay como vive don ramon. Folk song

Se N`haanat el sol. Folk song

Ballen les manetes. Catalan folk song

El cucutbromista. E. Schmid

Kritte - Vitte - vit - bom - bom. Danish folk song

ПрелюдияФ. Шопен

Старинная французская песня. П. Чайковский)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: