Органы судейского сообщества России




Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов Российской Федерации;

· Совет судей Российской Федерации;

· советы судей субъектов Российской Федерации;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

· квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации»1.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами), положениями. К таковым относятся следующие основные правовые акты:

Постановление Совета судей РФ от 19 октября 1994 г. "Об образовании комиссии Совета по вопросам финансирования судов (финансовая комиссия)";

Постановление Совета судей РФ от 20 октября 1995г. "О созыве 4 Всероссийского съезда судей";

Постановление Совета судей РФ от 20 октября 1995г. "Об актуальных проблемах функционирования судебной системы РФ и прогнозе её развития";

Указ Президента РФ "О мерах по реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации" (в ред. от 14 октября 1997г. № 1115);

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996г. № 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" (в ред. от 30 декабря 2002г. № 12);

Регламент арбитражных судов Российской Федерации;

Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 31 мая 1999г. № 54 "Об объявлении положения об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции";

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2002г. № 61 "Об утверждении формы документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи";

Положение о квалификационных коллегиях судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 15 июля 2002г.;

Регламент Высшей квалификационной коллегии судей РФ, принят на V Всероссийском съезде судей 29 ноября 2000г.;

Положение о квалификационной аттестации судей (в ред. от 14 марта 2002г. № 30-ФЗ), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993г. № 4960-1;

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (зарег. в Минюсте РФ 4 февраля 1997г. № 1250);

Кодекс чести судьи РФ, утв. Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993г.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Рассмотрим первую задачу – содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства.

В Российской Федерации суды подразделяются на два вида – суды федеральные и суды субъектов РФ. Статья 4 ФКЗ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" определяет перечень федеральных судов общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции занимают военные суды: гарнизонов, соединений, флотилий, армий, военных округов, флотов, видов и групп войск, а также Военной коллегии, как подразделения Верховного Суда РФ.

Второй блок – арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о судебной системе РФ (с последующими изменениями и дополнениями) в субъектах Федерации могут создаваться конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов о соответствии законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Указанные суды не образуют стройную судебную систему (подсистему), ибо конституционные (уставные) суды не имеют взаимосвязанных и взаимоподчиненных структур и функционируют автономно друг от друга.

Судопроизводство в буквальном значении – производство в суде. Очевидно, не случайно законодатель в п. 2 ст. 118 Конституции РФ указывает: "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". "Судопроизводство – также совокупность процессуальных (процедурных) норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, право участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права"

Совершенствование судебной системы и судопроизводства. Прежде всего, к совершенствованию указанных систем мы отнесём факт распространения и публикаций Советом судей РФ и ВКК судей РФ разъяснений по вопросам применения материальных и процессуальных правовых норм, а также постановлений Совета судей РФ.

Так, в 2002г. вышел в свет первый номер "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации". В нем председатель ВКК судей РФ В. Кузнецов отметил: "Еще недавно мы вели лишь разговоры о том, что наша работа не находит адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации, что судебная власть является единственной ветвью государственной власти, не имеющей собственной системы информационного обеспечения. Сегодня от слов мы перешли к делу. Система информационного обеспечения судебной власти начинает формироваться. И "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации" является одним из первых и надежных звеньев этой системы".

Представляя "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации", следует выразить слова благодарности Российско-Американскому судейскому партнерству и его руководителю судье Бетти Барто за участие в подготовке нашего информационного издания и финансовую поддержку. Издание "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации" является реальным вкладом американских коллег в укрепление судебной власти в нашей стране.

В первом номере "Вестника" даны сведения о членах Высшей квалификационной коллегии судей РФ, помещен обзор результатов деятельности ВКК судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001г., представлены решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о прекращении полномочий судей по подп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" за совершение поступков, позорящих честь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти.

К совершенствованию работы органов судейского сообщества следует также отнести аналитическую работу Совета судей РФ и совета судей различных уровней, а также ВКК и квалификационных коллегий нижестоящих судебных звеньев по выявлению нарушений отдельными судьями РФ сроков рассмотрения различных категорий дел. Целесообразно указать и на публикацию ВКК судей РФ (например, 17 - 21 марта 2003г.) разъяснений и рекомендаций в форме "вопрос – ответ".

О второй задаче органов судейского сообщества – защите прав и законных интересов судей.

Это защита чести, достоинства и деловой репутации как судей, так и конкретного суда. В этом плане заслуживает внимания Постановление Совета судей РФ от 26 декабря 2002г. № 79 "О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей", которым утверждены Рекомендации Совета судей Российской Федерации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.

О третьей задаче органов судейского сообщества – об их участии в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении.

Организационное участие предполагает участие всех органов судейского сообщества РФ в их деятельности.

Кроме того, Совет судей РФ, ВКК (включая советы и квалификационные коллегии нижестоящих уровней) направляют деятельность судебной системы страны, дают рекомендации, разъяснения и издают различные постановления и приказы, направленные на качественное улучшение организационной деятельности всех звеньев судебной системы РФ.

О четвертой задаче органов судейского сообщества – об утверждении авторитета судебной власти, обеспечении выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Авторитет судебной власти базируется на конституционном правоустановлении (ст. 121 Конституции РФ) о несменяемости судей и о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья, вступая в свою должность, принимает присягу. Общие требования, предъявляемые к судье, правила осуществления профессиональной деятельности судьи, внеслужебная деятельность судьи и морально-этические требования, которыми должен руководствоваться судья, изложены в Кодексе чести судьи Российской Федерации, утвержденном Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993г.

Схема органов судейского сообщества:

 
 


Всероссийский съезд судей – высший

орган судейского сообщества

формирует:

       
   


Совет судей РФ Высшую

квалификационную

коллегию судей РФ

 

Схема органов судейского сообщества на примере

конкретной области, в частности, Вологодской области:

 
 


Конференция судей Вологодской

области – высший орган судейского

сообществаформирует:

       
   


Совет судей квалификационную

Вологодской области коллегию судей

Вологодской области

       
   

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия; органы судейского сообщества России.

Судебная власть – это инструмент, посредством ко­торого право воздействует на общественные отношения. Инстру­мент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Потребность в суде как социальном институте защиты, способном разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость. Граждане обращаются в суд в надежде получить государственную защиту. С другой стороны, суд, являясь государственным учреждением, представляет интересы государства. Может ли суд быть в связи с этим не заинтересованной стороной в споре между государством и гражданином? В уголовном процессе, где индивид, обвиняемый в совершении преступления, всегда противостоит обществу и государству в целом, таким образом, оказывается лицом к лицу с государственной машиной.

Из всех властей судебная власть – самая слабая, так как она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю.

Не случайно в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно – не исполнить решение суда.

Дальнейшее совершенствование и проведение реформы судебной власти послужит развитием и создаст условия реализации естественных неотчуждаемых прав и свобод человека. Естественные права являются требованием отражения к условиям существования человека в обществе.


Список используемой литературы:

· Конституция РФ 1993г.

· ФЗ от 14.03.2002г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005, с изм. от 02.02.2006).

· Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб.,2001, с. 384.

· Качалов В. И. Правоохранительные органы: Курс лекций / Под ред. В. И.Качалова и О. В Качаловой. М., 2005, с. 320.

· Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н. Загорского. М., 2003, с. 504.

· Чарыев М. Р. Судебная власть в системе обеспечения государственной безопасности // Российский судья, 2006, № 3.


[1] Чарыев М. Р. Судебная власть в системе обеспечения государственной безопасности // Российский судья, 2006, № 3.

1 Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н.Загорского. М., 2003, с. 45.

1 ФЗ от 14.03.2002г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005, с изм. от 02.02.2006).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: