Пояснительная записка
Актуальность
Танцы - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.
На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.
Танцы воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Таким образом, именно эти функциональные особенности бального танца, определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста.
Новизной и отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Танцы для дошколят» (далее – Программа) является:
- поэтапное освоение танцевальной культуры;
- комплексный подход в обучении, его разноплановый характер;
- формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям.
Направленность Программы: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Цель Программы: привитие интереса детей к хореографическому искусству.
Задачи Программы:
Образовательные:
1. Формировать правильную осанку, укреплять суставно-двигательный и связочный аппарат.
2. Формировать умение ориентироваться в пространстве.
3. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
4. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение.
Воспитательные:
1. Развивать у детей активность и самостоятельность.
2. Формировать и совершенствовать коммуникативное межличностное общение (исполнитель-педагог), (партнер-партнерша), (участник-коллектив).
3. Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности.
2. Развивать музыкальный слух и чувство ритма.
3. Развивать элементарные пространственные представления, ориентацию детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур.
4. Развивать воображение и фантазию.
Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-7 лет.
Срок реализации Программы – 1 учебный год.
Форма обучения – групповая, численность 10-15 человек.
Этап обучения | Возрастная группа/возраст детей | Количество занятий | Продолжительность занятия (мин) | ||
неделю | месяц | всего | |||
год обучения | Младшая группа (дети 3-5 лет) | 15-20 | |||
Старшая группа (дети 5-7 лет) | 25-30 |
По результатам обучения ожидаются следующие результаты:
1. укрепление и развитие мышц корпуса;
2. развитие координации движения;
3. умение слушать музыку и двигаться в соответствии с музыкой;
4. знание и умение исполнять игровые детские танцы;
5. достижение гармонии движения рук и корпуса;
6. умение ориентироваться на танцевальной площадке, знать основные направления и построение (по линии танца, диагонально лицом к стене, диагонально лицом в центр).
Способ и форма определения результативности ожидаемых результатов – открытое занятие
- мониторинг («Методика выявления уровня развития чувства ритма» разработана на основе методик А.Н. Зиминой иА.И. Бурениной)) (см. приложение)
Учебно-тематический план
№ № | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
Вводное занятие. «Давайте познакомимся». | ||||
Элементы общей физической подготовки. Азбука ритмики «от простого хлопка - к притопу». | ||||
«Танцевальные игры» | ||||
Работа над хореографией | ||||
Знакомство с парным танцеванием | ||||
«Бальный танец» | ||||
«Пространство и мы». Основы ориентирования на площадке | ||||
«Танцевальная мозаика» | ||||
Итоговое занятие | ||||
Итого часов: |
Содержание Программы
1. Вводное занятие. «Давайте познакомимся». Техника безопасности в занимательной форме, поклоны. Организационные моменты, линейное построение. Знакомство с педагогом. Радостные поклоны - психологическая установка на занятие - введение детей в мир музыки и танца с радостью и улыбкой. Моменты этики в общении мальчика с девочкой.
Основные задачи занятия: заинтересовать, заинтриговать ребенка, ввести его в мир танцевальной образности.
2. Элементы общей физической подготовки. Азбука ритмики. Элементарные упражнения на разогрев мышц шеи, плеч, рук, корпуса и ног. Простейшие виды хлопков и притопов в различных метроритмических сочетаниях.
3. «Танцевальные игры». Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения. Танцы: «Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Кошки-мышки», «Стирка», «Буратино». Танцевальные этюды на современном материале.
4. Работа над хореографией. Основы образно-игровой партерной гимнастики на середине зала («Буратино», «Бабочка», «Складочка» и др.). Элементарные формы растяжек, наклонов и слитных движений.
5. Знакомство с парным танцеванием. Игровые упражнения в паре, первые перестроения.
6. Бальный танец. Содержание: изучение основ танца «Полька» (подскоки, галоп), положения в паре - «лодочка»; изучение основ танца «Вальс» - основные элементы («качели», «перемена», покачивание в разные стороны), работа в паре.
7. «Пространство и мы». Основы ориентирования на площадке. Рисуем собой танцевальные узоры: линеечки, круг, цепочку, змейку и др. фигуры. Ориентация в ограниченном пространстве зала. Изучение основных направлений при построении: по линии танца и против линии танца, лицом к стене.
8. «Танцевальная мозаика» (репетиционно-постановочная работа). Детские танцы «Барбарики», Танец гномиков, «Раз, ладошка», «Весенняя фантазия». Танцы народов других стран: «Украинская полечка» «Веселый рок-н-рол». Образные танцы «Пингвины», «Бабочки», «Стирка», «Снеговики», «Гномики».
9. Итоговое занятие. Может проходить в игровой форме, в форме отчетного занятия.
Методическое обеспечение Программы
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией возможно только при использовании педагогических принципов:
· принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка);
· принцип систематичности;
· игровой принцип;
· принцип сознательности, активности;
· принцип повторяемости материала;
· принцип наглядности.
Ведущими методами обучения детей танцам являются:
· наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
· объяснение методики исполнения движения.
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
· качественный показ;
· словесное (образное) объяснение;
· повторение.
Приложение
«Методика выявления уровня развития чувства ритма»
(разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной)
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.