Неолит на территории Украины.




Мезолит на территории Украины.

IX-VI тыс. л. до н.э.

В переходной период мезолита (10.000 - 7.000 лет до н.э.) начало развиваться рыболовство, была приручена собака, человек изобрел лук. Стоянки этого периода обнаружены в Крыму -Таш-Аир, Мурзак-Коба, Замиль-Коба, на нижнем Днестре - Гребенки и другие. В мезолите началось формирование первобытной племенной организации.

Мурзак-Коба — мезолитический памятник, расположенный в одной из пещер Горного Крыма. Основу хозяйства составляло рыболовство с помощью костяных гарпунов. Обитатели пещеры также ели улиток-моллюсков. Одной из особенностей культуры была прижизненная ампутация мизинцев. Антропологически обитатели грота относились к кроманьонцам: они были высоки (180 см.), массивны и широколицы.

Стоянка Фатьма-Коба обнаружена и впервые исследована в 1927 году известным крымским археологом Бонч-Осмоловским. Повторные раскопки проводились в 1956-58 годах Бибиковым. В гроте были найдены костные остатки животных, на которых охотились его обитатели, кремневые орудия, кости собаки, вероятно, уже одомашненной, и захоронение 40-летнего мужчины. По периметру грота прослеживались остатки каменной вымостки. Ученые предположили, что она служила для крепления каркаса из веток, образовывавшего загородку, защищавшего грот от ветра и непогоды.

Вопрос «водоснабжения» пещерного поселения на Фатьме был превосходно решен самой природой. Источник выходит прямо из свода грота, на высоте человеческого роста. Струйка чистейшей воды льется сверху, словно из водопроводного крана. Еще один поток стекает с козырька навеса - это воды небольшой сезонной речушки, добравшись к уступу, срываются вниз небольшим водопадиком. Современных туристов Фатимский водопад радует только в прохладный период года, да и то лишь при достаточном количестве осадков. Во времена, когда Фатьма была обитаема, он, вероятно, был постоянным.

Массовое производство кремневых изделий в виде сегментов, трапеций и треугольников, размеры которых не превышали 5 см — это характернейший признак мезолитической эпохи для многих территорий, в том числе и для Крыма.
Микролиты было невозможно использовать сами по себе. Их применяли для изготовления составных орудий. Для этого палке или кости придавали необходимую форму, делали в ней паз и в него, вплотную друг к другу, вставляли микролиты, укрепляя их с помощью смолы. Выступающие из паза острые края микролитов составляли рабочий край орудия. [6]

В Крыму открыто не менее 30 мезолитических стоянок (рис. 13). В горах, как и в предыдущие эпохи, люди предпочи­тали селиться в гротах и под скальными навесами. Три ставшие уже классическими мезолитические стоянки Шан-Коба, Фатъма-Коба и Мурзак-Коба — расположены неподалеку друг от друга в Байдарской долине. Эти гроты впервые заселили еще в самом конце верхнего палеолита, а затем многократно оставляли и вновь возвращались на протяжении всей мезолитической эпохи. В результате, в них накопилась свита культурных напластований, насыщенных кремневыми орудиями, отходами их производства, костями животных, птиц и рыб, раковинами съедобных улиток. Вполне уверенно, а не предположительно, как для эпохи мустъе, можно утверждать, что люди защи­щались от ветра специальными заслонами. Пищу готовили на очагах, подчас углубляя их в землю и обкладывая камнями. В Шан-Кобе естественную скальную нишу, закрывая ее снаружи камнем, использовали как склад, в котором храни­ли улиток. Перед употреблением в пищу их запекали в специально выкопанных для этой цели ямах.

Карта. Памятники Мезолита Украины.

I-стоянка; II – могильник; III – Камянная Могила.

1- Нобель; 2- Корост; 3- Галич; 4- Атаки; 5-Молодове,Кормань; 6- Таценки; 7-Песочный Ров; 8- Смяч; и т.д.

Неолит на территории Украины.

VI-IV тыс. л. до н.э.

В неолите (7.000 - 3.000 лет до н.э.) население территории Украины переходит к земледелию - тут сеют просо, ячмень, пшеницу, овес; одомашнивают крупный рогатый скот, овец, коз, коней, развивается скотоводство, Люди изготовляли глиняную посуду, начали изготавливать ткани. Неолитические памятники есть на всей Украине. Наиболее интересны Мариупольский Могильник и наскальные рисунки Каменной Могилы возле Мелитополя.

В эпоху неолита произошло формирование аграрной и скотоводческих культур,повлекшее социальные изменения. Если раньше собиратели и охотники рассматривали добытое ими продовольствие как общее для всех членов рода, то в эпоху неолита оно постепенно стало распределяться между отдельными группами или лицами. Появление остатков продовольствия стимулировало возникновение своеобразной военной касты, административного персонала, служителей культа и других групп населения, которые непосредственно не получали его. Через эти процессы и явления началась социальная структуризация населения.

На протяжении VI-IV тыс. до н.э. в жизни человечества произошел качественныйповорот - от сбора даров природы и примитивной охоты люди перешли к воспроизводственным видам деятельности, то есть к обработке земли и разведению домашних животных. Британский ученый В. Чайльд неслучайно назвал этот процесс «неолитической революцией». Это был качественно новый этап в развитии человечества, новой экономики, нового образа жизни.

Характерными признаками неолитической революции были:

· изобретение и распространение качественно новых способов изготовления орудий труда (шлифования, сверления и распыления), появились топоры, долота, стамески, каменные ножи;

· возникновение новых видов производства и изготовление искусственных продуктов: началось производство керамической посуды (что дало возможность готовить вареную пищу), прядение, а впоследствии и ткачество;

· переход к оседлому образу жизни; земледелие и животноводство были продуктивными, нежели охота и собирательство, на смену примитивному мотыжному земледелию пришла значительно производительная обработка земли с использованием рала и тягловой силы животных (быков и лошадей);

· активное формирование стад домашних животных, использование их в качестве тягловой силы;

· существенные сдвиги в демографической сфере; следствием неолитической революции стал не только существенный рост производительных сил, но и заметное улучшение условий жизни, увеличение пищевых запасов, что привело и к увеличению продолжительности жизни (до 30-32 лет).

Появилась керамика (рис. 19). Грубые толстостенные горшки имели заостренное или округлое дно.



Рис. 19. Фрагменты керамической сосудов эпохи неолита


Для придания глине большей пластичности, а сосудам прочности, в нее добавляли измельченные ракушки, камни, песок, а иногда траву, которая при обжиге выгорала и в стенках сосудов образовывались пустоты. Верхняя часть некоторых горшков иногда орнаментировалась насечками, бороздками, ямками или отпечатками штампа, вероятно, имевшего вид деревянной гребенки. При раскопках некоторых стоянок обнаружены кости одомашненных свиньи и быка. В Таш-Аире найдена мотыга из оленьего рога, а также костяная основа серпа, в которую должно быть вставляли микролитические вкладыши. Таким образом, налицо первые свидетельства о появлении производящих форм хозяйства. Однако "неолитическая революция" в неолитическом Крыму так и не завершилась. Костей диких животных на стоянках во много раз больше, чем домашних, а земледельческие орудия буквально единичны. Вероятно, речь может идти лишь о зачатках земледелия и скотоводства, решающую роль в хозяйстве продолжала играть охота. Именно поэтому в Крыму нет памятников, подобных замечательным поселениям Ближнего Востока. [7]
Весьма многочисленные, но недостаточно исследованные стоянки степного Крыма наследуют традициям кукрекской культуры. Их слои содержат много кремневых орудий, подчас весьма своеобразных, и костей животных. В степи обнаружен пока единственный в Крыму неолитический могильник. Он находился на самом севере полуострова у с. Долинка. В неглубокой обширной яме похоронили около 50 человек. Когда дно могилы заполнилось, умерших стали класть во второй ярус, затем в третий и в четвертый. Костяки похороненных ранее во время совершения новых захоронений иногда сдвигали в стороны. Все погребения совершены в вытянутом положении на спи­не, но головами в противоположные стороны. Кости и земля в могиле на момент раскопок были окрашены в красный цвет. Это произошло потому, что умерших посыпали охрой.

Охра — окисел железа всех оттенков красного цвета. Она широко использовалась в первобытности для нанесения наскальных росписей, раскрашивания керамики, орнаментации костяных изделий. Многие пле­мена употребляли охру во время погребальных церемоний, часто ей по­сыпали покойников.
Рядом с костями обнаружено большое количество просверленных зубов оленей и маленьких костяных бусинок, которы­ми, очевидно, расшивали одежду. Кроме того, в могиле най­дены кремневые орудия. Люди, оставившие могильник у с. Долинка, очевидно, пришли в Крым с севера. Во всяком случае, аналогичные погребальные сооружения открыты среди памятников днепро-донецкой культуры в Приднепровье и в Приазо­вье.
Неолитическое население Крыма, вероятно, можно разделить на две отличающиеся происхождением группы. В горах жили потомки людей, оставивших памятники горнокрымского мезолита. В степи ощущается приток мигрантов из северопричерноморских степей.
Рядом с неолитической стоянкой Таш-Аир I обнаружен единственный в Крыму памятник наскальной живописи (Рис. 20). Изображения нанесены на ровный отвесный участок скалы под естественным навесом. Первоначально они занимали площадь около 15 кв. м, сейчас сохранились лишь частично на двух участках. Рисунки выполнены красной охрой, приготовленной, по-видимому, на особом жировом растворе, поэтому они впитались в поверхность скалы. Нарисованы, причем весьма примитивно, фигурки людей, лошади и загадочные знаки довольно сложной конфигурации. Возможно, древний обитатель Качинской долины попытался изобразить какой-то военный конфликт.



Рис. 20. Наскальные рисунки Таш-Аира


Во всяком случае, некоторые люди вооружены, вероятно, копьями, другие нарисованы в горизонтальном положении, по всей видимости, убитыми. Очевидно, что все рисунки относятся к одному времени: они расположены на одной высоте, выполнены одной краской и в одном стиле [8]. Гораздо сложнее ответить на вопрос, когда это было сделано? Стилистических аналогий в Крыму и на сопредельных территориях нет. Стоянка, рядом с которой они обнаружены, сохранила культурные слои разных эпох, от мезолита до раннего железного века. Да и не обязательно древний художник был постоянным обитателем этого грота. Основываясь на косвенных данных, некоторые исследователи относят таша-ирские рисунки к эпохе энеолита или бронзового века. Однако, это лишь одно из возможных решений проблемы. Время нанесения изображений в гроте ТашАир и смысл древних рисунков остаются пока неустановленными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: