ПЛАН
Как можно потерять право на вычет НДС
Позиция ВАС РФ и как к ней относиться
Как проверить партнера
Информация о конкретном налогоплательщике
Доступ к реестрам в целом
Многим налогоплательщикам знакома ситуация, когда налоговый инспектор отказывает им в возможности произвести вычет НДС на том основании, что их контрагент указал в счете-фактуре недостоверные сведения о себе. Недавно такую позицию поддержал в своем постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Как это отразится на налогоплательщике? На что в первую очередь необходимо обратить внимание, чтобы избежать налоговых споров?
Как можно потерять право на вычет НДС
В Налоговом кодексе Российской Федерации есть следующие обязательные условия, выполнив которые налогоплательщик может принять к вычету налог на добавленную стоимость:
- налог должен быть предъявлен налогоплательщику (ст. 172 НК РФ);
- налогоплательщику должен быть выдан счет-фактура, оформленный с соблюдением требований п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ;
- товары (работы, услуги, имущественные права) должны быть приобретены для перепродажи или проведения других операций, облагаемых НДС (ст. 171 НК РФ);
- товары, работы, услуги или имущественные права должны быть приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов (ст. 172 НК РФ).
С 1 января 2006 г. условие об обязательной уплате НДС своему контрагенту отменено.
Итак, выполнив все предусмотренные гл. 21 НК РФ условия, налогоплательщик может принимать НДС к вычету. Но, как показывает практика, налоговому инспектору, проводящему мероприятия налогового контроля, важно знать, попала ли вычитаемая из налоговой базы сумма в бюджет. О том, что этого не произошло, могут свидетельствовать и косвенные признаки: в документах указаны ложные сведения о партнере, сведения о нем отсутствуют в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, счета-фактуры подписаны неизвестными лицами и др. И если такие факты будут установлены, то скорее всего налогоплательщику откажут в вычете.
|
Почему же это происходит, несмотря на то что требование проверять своего партнера законодательно не установлено? Потому что налоговые органы занимают позицию, в соответствии с которой к вычету можно принять только тот НДС, который попал в бюджет. Поэтому им настолько важно подтвердить достоверность данных счетов-фактур.
Позиция ВАС РФ и как к ней относиться
Не принимать во внимание позицию налоговых органов нельзя, тем более что ее поддержал Президиум ВАС РФ. В своем Постановлении от 18 октября 2005 г. N 4047/05 (далее - Постановление N 4047/05) он сделал вывод, что требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений. Этот вывод, в частности, основывается на том, что данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке и приему груза, должны соответствовать фактическим - - обстоятельствам. Счета-фактуры составляются на основании уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами.
Отметим, что до принятия этого Постановления судебная практика была неоднозначной. В основном суды поддерживали налогоплательщиков и указывали, что ни одной нормой права, определяющей порядок вычета НДС налогоплательщиком, не установлена в качестве обязательного условия для применения налогового вычета уплата НДС в бюджет контрагентом.
|
Хотя встречались и решения, в которых поддерживались выводы налоговых органов о неправомерности налогового вычета в рассматриваемых ситуациях. Например, на основании того, что в счетах-фактурах указаны ложные сведения о контрагенте или не может быть подтвержден факт уплаты им НДС в бюджет. Но, принимая такую позицию, суды всегда оценивали ситуацию в плоскости "добросовестность-недобросовестность", и если решение принималось не в пользу налогоплательщика, то оно выносилось именно с учетом его недобросовестности.
Часто суды в своих решениях указывали на то, что налоговое законодательство исходит из признания презумпции добросовестности действий налогоплательщика, пока не доказано обратное. Об этом же говорится и в Определении Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 329-О. Там, в частности, указано, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими ее положениями не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
|
Изменится ли подход арбитражных судов после принятия Постановления N 4047/05?
Полномочия Президиума ВАС РФ установлены в ст. 16 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Там сказано, что он рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ, отдельные вопросы судебной практики, а о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в РФ.
Во втором случае речь идет о рекомендациях, выработанных на основе обзора практики разрешения арбитражными судами дел. О них Президиум ВАС РФ сообщает в своих информационных письмах. Это некое обобщение судебной практики и выработка единой позиции, которая потом используется всеми арбитражными судами.
Что касается рассмотрения в порядке надзора вступивших в силу судебных актов, то выводы, сделанные в Постановлении N 4047/05 с учетом конкретных обстоятельств дела, не являются обязательными для всех арбитражных судов при принятии решения по аналогичным делам. Но практика показывает, что Президиум ВАС РФ и в этих случаях часто закладывает в своих постановлениях принципы, которые в дальнейшем принимаются во внимание арбитражными судами.
Как же относиться к таким выводам Президиума ВАС РФ?
Минфин России в своих разъяснениях не раз указывал на то, что решения судов принимаются в связи с рассмотрением ими конкретных обстоятельств дела и не могут автоматически приниматься как методологическая основа для применения норм налогового законодательства (см., в частности, Письмо Минфина России от 22 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/221).
По нашему мнению, такая позиция справедлива. Конкретные факты способны полностью изменить ситуацию. Очевидно, что Постановление N 4047/05 было вынесено с учетом признаков недобросовестности налогоплательщика. Например, выявлено, что некоторые представленные им документы не соответствовали действительности, на практике описанные в них операции не проводились. Но специального указания на признак недобросовестности суд не дал.
Вероятнее всего подход налоговых органов не изменится. Если при проверке возникнет риск, что контрагент не перечислил в бюджет НДС, в вычете налогоплательщику скорее всего откажут. А в судебной практике еще более закрепится подход, в соответствии с которым вычет НДС может быть признан неправомерным, если будут выявлены признаки недобросовестности налогоплательщика.
Тем налогоплательщикам, которые хотят избежать как судебных, так и досудебных налоговых споров, можно посоветовать провести ряд контрольных мероприятий в отношении своих партнеров. Рассмотрим, какие для этого есть возможности.
Как проверить партнера
Что же можно предпринять, чтобы не попасть в ситуацию, когда при проверке ваш партнер не будет обнаружен или выяснится, что в документах о нем указаны неверные сведения?
Можно воспользоваться доступными средствами и проверить информацию о своем контрагенте. Сделать это можно двумя путями.
Первый: запросить сведения у самого контрагента (свидетельство о регистрации в налоговом органе, в котором указаны адрес и ИНН, документы, подтверждающие полномочия лиц подписывать документы, можно проверить указанные в документах телефоны, адреса и т.п.).
Второй: обратиться с запросом в налоговый орган. Речь идет о получении сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
С первым все ясно. Количество и достоверность полученных сведений зависят от самого партнера и ваших с ним отношений.
Что касается второго пути, то его стоит рассмотреть подробнее. Сразу оговоримся, что данные из указанных реестров предоставляются за плату, размер которой зависит от объема необходимой информации и сроков ее получения. Процесс получения сведений и размер платы жестко регламентированы.
Основные нормативно-правовые акты, которые могут понадобиться для получения информации о своем контрагенте, - Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения ЕГРЮЛ), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438, и Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения ЕГРИП), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630. Указанные Правила разъясняются письмами ФНС России.
Какие конкретно сведения включаются в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, указано в Приложениях 2 Правил ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В частности, там есть данные о местонахождении налогоплательщика, его ИНН и КПП, о прекращении им деятельности, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, его филиалах и представительствах, полученных лицензиях и т.д.
Обратите внимание: в соответствии с изменениями, внесенными в Правила ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2005 г. N 760, основанием для исключения из реестра недействующего юридического лица является непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев налоговой отчетности, а также отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (отсутствие открытых банковских счетов).
В налоговых органах можно получить информацию о конкретном налогоплательщике в интересующем объеме, а можно получить доступ ко всему реестру. Рассмотрим нюансы каждого способа получения информации.