Всякое общество как социальная система состоит из отдельных людей, индивидов как ее элементов. Поэтому благо системы в конечном счете определяется благополучием составляющих ее людей. Если система существует и развивается за счет поддержания и активизации каждого отдельного индивида, как элемента этой системы, она проявляется как персоноцентристская.
Вместе с тем человеческое общество, как и любая саморегулируемая система, обладает самоценностью, которая заключается в том, что человек не может существовать вне общества. Если система оказывается во враждебной среде, то ей приходится жертвовать благополучием и даже существованием части своих элементов, т.е. людей ради сохранения самой себя, как целого, которое есть необходимое условие бытия людей. Такая система проявляется как системоцентристская.
В ранних цивилизациях, возникающих из родоплеменного сообщества, как уже говорилось, действуют так называемые “мононормы”, в массе которых еще трудно различить моральные, религиозные и политические нормы. Если цивилизация развивается как системоцентристская, в ней постепенно дифференцируются системоцентристские моральные, религиозные и политические нормы, подчиняющие жизнедеятельность человека интересам сообщества как целого. Наоборот, если цивилизация несет в себе начало персоноцентризма, то разложение мононорм, с одной стороны, приводит к появлению морали и религии, допускающих свободомыслие, возможность противопоставления человеком своих интересов воле богов и мнению коллектива, с другой – возникают правовые нормы, закрепляющие свободу и независимость человека, частную собственность и равенство свободных граждан.
|
Все виды социальных норм имеют свою сферу действия и свое, только им присущее содержание, обладают собственным принципом регулирования общественных отношений. Это -- обычаи, мораль и нравственность, корпоративные нормы, политические и религиозные нормы, правовые нормы.
Моральные нормы побуждают людей поступать, руководствуясь критериями добра и зла и поддерживаются силой личных убеждений, совести, привычек, общественного мнения.
Религиозные нормы также побуждают людей творить добро и избегать зла, заставляют искупать грехи благодеяниями. В отличие от морали, основным побудительным мотивом здесь является вера человека в неизбежность наказания за грехи в реальном или загробном мире, страх наказания и нередко вера в награду за добродетели. Религиозные нормы в первую очередь регулируют не отношения между людьми, а общение человека с Богом, так что грехи и благодеяния могут и не затрагивать отношения человека с другими людьми.
Политические нормы определяют организацию, распределение и осуществление политической власти в обществе. В соответствии с ними власть в обществе организуется как монархическая или и республиканская, демократическая или аристократическая и т.д. Субъектами политических отношений в основном являются не отдельные люди, а социальные группы, общественные объединения, политические партии и государства. Политические нормы могут быть различными. Они либо признают политическую свободу и равное право граждан на участие в политике, либо дают привилегии только некоторым, либо вообще отрицают политическую свободу. Чем меньше у граждан политической свободы, тем шире в обществе сфера действия силовых политических норм, причем в отсутствие политической свободы личности политика представляет собой господство силы.
|
Правовые нормы определяют меру свободы людей в отношениях собственности и политической власти. Право обеспечивает свободу людей независимо от их моральных убеждений и религиозных верований, от их физической силы, от их участия в общественных объединениях. При правовом общении все люди равны в своей свободе.
Мораль и религия, с одной стороны, и право, с другой, по-разному воспринимают человека как субъекта соответственно морально-религиозных и правовых отношений. Право регулирует лишь внешне выраженное поведение человека вне и гарантирует ему свободу совести и вероисповедания. Человек как адресат правовых норм – это автономный индивид, формально независимый от других, таких же автономных индивидов, его партнеров в общественных отношениях. Право гарантирует формальную свободу индивида. В то время моральные или религиозные нормы могут запрещать пользование правовой свободой, использовать ее “неправильно”, например, во зло другим, или даже обязывают пользоваться правом во благо ближнего. Если право дает возможность поступать в рамках свободы и эгоистично, и альтруистично, то мораль и религия такую возможность отрицают и дают человеку внутреннюю мотивацию его поступков, в частности, они побуждают ориентироваться на интересы других людей, на коллектив, на общество.
Мораль и религия не воспринимают человека как автономного индивида. Они видят в человеке субъекта, который зависит от других членов общества и от которого, в свою очередь, зависят они. Моральные нормы ориентированы на категории любви, взаимопомощи, сострадания, дружбы, добра по отношению к другим и ответственности за других. Право как формальная свобода дает свободу эгоистического удовлетворения интересов. Противоречие между отдельными эгоизмами преодолевается тем, что право дает всем членам общества. равную свободу, признает их равными в свободе, или формально равными объектами. Это означает, что свобода одного субъекта права не может нарушать свободу других и что каждый свободен делать только то, что свободны делать все остальные субъекты права.
|
Признаки и виды социальных норм.
К основным признакам социальных норм относятся следующие:
регулируют общественные отношения;
являются правилами поведения, т.е. определяют каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества и его собственных интересов;
носят общий характер, т.е. обращены к неопределенному кругу лиц, неперсонофицированы и обладают многократностью действия;
общеобязательны, т.е. подкреплены мерами принуждения;
носят объективный характер, т.е. базируются на базисных социально-экономических отношениях;
субъективны, поскольку создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей.
Существует множество критериев, в зависимости от которых группируются обычаи, мораль, корпоративные, политические и правовые нормы. В зависимости от сферы действия и содержания они могут быть – экономическими, политическими, организационными, этическими, нормами моды, литературного жанра, культуры и другие. По способу формирования и обеспечения социальные нормы подразделяются на нормы морали, права, религиозные, корпоративные нормы, обычаи. По признаку закрепления в каких-либо формах социальные нормы могут быть формально определенными (правовые, корпоративные, религиозные) и формально неопределенными (обычаи, традиции, мораль), устными и письменными. В зависимости от социальной направленности – позитивными или перспективными и негативными; от способов образования – создаваемые сознательно (корпоративные, правовые) и стихийные (религиозные).
Обычно говорят от трех основных функциях социальных норм, т.е. о трех основных направлениях воздействия социальных норм на общественные отношения. Регулятивная функция – выражается в том, что само существование социальных норм ведет к упорядочению общественных отношений, регулирует поведение людей, предоставляет им права и устанавливает обязанности. Оценочная – связана с тем, что социальные нормы позволяют оценивать социально значимое поведение человека либо порицая его за вредное, либо поощряя его за полезное для социума поведение, стимулируют позитивные формы деятельности и нейтрализуя негативные.
Трансляционная функция определяется тем, что социальные нормы несут ценности позитивного социального опыта, формируют в человеке потребность сознательного порядка.
Взаимодействие права с другими социальными нормами.
Мораль и право. Формула взаимодействия морали и права представляется таковой “Мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах и требовать исполнения безнравственных поступков”. Мораль как и нравственность воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. По большому счету мораль первична, право вторично.
Право и мораль поддерживают друг друга в деле упорядочения одних и тех же общественных отношений, например, одна из заповедей христианской морали гласит: “Чти отца своего и мать свою”. Это моральное требование находит свое выражение и в статье100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, где зафиксировано: “Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью совершеннолетних трудоспособных детей”.
Действительно, требования морали и права во многом совпадают, так, например, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок в глазах окружающих получает и правовую и моральную оценку. Тенденция же в соотношении права и морали -- их сближение. Более того, исходя из нравственной концепции правопонимания, право есть нормативно закрепленная справедливость. И вместе с тем сближение права и морали не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность.
И в тоже время мораль и право опираются на единый экономический и политический фундамент, имеют один и тот же объект регулирования – поведение человека и его отношения с другими людьми в обществе, основываются на свободе воли индивидов, являются показателями социального и культурного развития общества и содержат такие общечеловеческие ценности как жизнь, свобода, равенство.
Основные различия между правом и моралью сводятся к следующему: так право регулирует только те общественные отношения, которые поддаются правовому регулированию, т.е сфера более узкая, избирательная, в то время как мораль регулирует практически все поступки и действия человека, т.е сфера ее действия более широкая. По степени детализации правовые правила поведения точные, детализированные, они выступают как мера возможного и мера должного поведения, нормы морали абстрактные, не содержат точных предписаний, форма выражения права формально определенная, закреплена в правовых источниках как правило, письменная, в то время как форма выражения морали обычно устная, ее нормы живут в сознании людей. Единственный способ обеспечения права – это государство, через его специальные средства, механизмы и учреждения, мораль обеспечивается через общественное мнение, общественное воздействие. Меры принуждения представлены в виде предусмотренных в виде уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной и других видов юридической ответственности. Мораль обеспечивается общественными мерами, такими например, как осуждение, порицание, предупреждение и другими. Наконец, категории используемые в праве это такие, как “юридически допустимо”, “юридически закреплено”, “правомерно”, “законно”, “незаконно” и т.д. В то время как мораль оперирует категориями: “справедливо”, “несправедливо”, “честно”, “бесчестно”, “добро”, “зло”, “человечно”, “бесчеловечно” и т.д. Правовые нормы легко и быстро можно модернизировать, изменить, в то время как моральные --- более стабильны.
Религиозные нормы и право. В данном взаимодействии важно отметить, что правовые нормы закрепляют свободу совести в конституциях и законах и устанавливают механизм их защиты. Во многих странах существует закон “О свободе совести”, где гарантируется свобода совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность замены для верующих военной службы альтернативной гражданской службой. Правовые нормы защищают общество от оккультных религий и тоталитарных сект.
В тоже время такие мировые религии как иудаизм, христианство, буддизм, ислам оказали большое влияние на развитие правовых систем, например мусульманская правовая система – одна из основных правовых систем современности.
Сходство правовых и религиозных норм состоит в том, что они формализованы и содержательно определены; правовые – в нормативных правовых актах, судебных прецедентах и других источниках права, а религиозные – в Библии (Ветхий завет и Новый завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов.
Принцип взаимодействия права и религии в светском государстве выражается в следующем принципе: “Религия отделена от государства” Это значит, что законодатель ни одну из религий не может установить в виде обязательной, запрещается любая дискриминация гражданина по признаку его религиозной принадлежности, запрещается деятельность любых общественных объединений, направленная на разжигание религиозной розни.
Своеобразие сегодняшней жизни в бывших атеистических советских странах проявляется в возрастании религиозного сознания, религиозных норм в укреплении общественного согласия.
Политические и правовые нормы. На соотношение этих норм существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.
Несомненно, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и в результате правотворческой деятельности государства становятся юридическим, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы – собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.
Исторически признано, что в демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.
Гражданин как объект политических отношений обладает свободой слова, правом на объединения, на участие в собраниях, шествиях и демонстрациях, правом на участие в управлении государством, правом, на равный доступ к государственной службе и другими.
Экономические и правовые нормы. Требования экономических законов (Закон денежного обращения, производства и сбыта, спроса и предложения и другие) находят свое выражение в государственно-правовых актах. Так, конституции различных стран фиксируют принципы экономического базиса государства и задачи экономического развития. Законы, как правило, определяют формы собственности, гарантируют ее защиту, устанавливают систему налогов, бюджет, кредитную систему, финансовую и денежную политику. Гражданский кодекс каждого государства – это своеобразная экономическая конституция.
В результате различного соотношения права и экономики возможны три различных способа управления экономикой. Первый – командный, административный, характеризирующийся тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются. Второй – стихийный, рыночный, основанный на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику. В абсолютном виде в настоящее время нигде не наблюдается. Наконец, третий – смешанный, сочетающий рыночные законы с разумным юридическим регулированием экономики, налогов, рынка сбыта, рабочей силы и т.д. Этот способ государственно-правового управления экономикой способствует ее поступательному развитию, поскольку государство защищает свободное предпринимательство от кризисов, предпринимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни используя при этом юридические формы таких экономических рычагов как налоги, кредит, инвестиции и другие. Политика приватизации собственности, либерализации экономики, бюджетная политика, плата за производственные фонды и природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы – реальные правовые средства в оптимальной хозяйственной жизни.
Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, лжепредпринимательство, лжебанкротство, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.
Корпоративные и правовые нормы. Посколькукорпоративные нормы создаются в процессе организации и деятельности общественных организаций (профсоюзы, политические партии, предпринимательские союзы, клубы по интересам и т.д.) и соответственно распространяются на членов этих организаций, то следует признать, что в отличие от правовых норм корпоративные нормы не обладают общеобязательностью и не обеспечены государственным принуждением. Это институт гражданского общества, а не государства. Корпоративные нормы соблюдаются членам организации добровольно, а в случае их нарушения возможны общественные меры воздействия на нарушителя. По своему характеру корпоративные нормы могут противоречить нормам морали и нравственности, правовым нормам. Источниками корпоративных норм являются уставы, кодексы общественных организаций. Формальная определенность корпоративных и правовых норм – признак который их объединяет.
Среди правовых норм есть локальные правовые нормы, которые схожи с корпоративными тем, что также действуют в пределах определенной организации и распространяются только на членов этой организации (трудовые коллективы). Однако локальные правовые нормы являются юридическими, поскольку права и обязанности, которые они порождают обеспечиваются государственным механизмом.
Право связано с корпоративными нормами тем, что определяет порядок организации и деятельности общественных объединений, характер и пределы регулирования ими общественных отношений.
Лекция 7. Источники (формы) права.
Прежде остановимся на соотношении понятий “источник права” и “форма права”. Советская теория права в результате длительной дискуссии о правильности употребления этих терминов закрепила в понятийном аппарате возможность их употребления как синонимов, т.е. и “источник” права и “форма” права в современном правоведении употребляются как внешняя форма права, как то в каком реальном, практически воспринимаемом обличии мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. Это формальная определенность права, его объективизация, место, где содержатся нормы права. И все же в мировой юриспруденции еще со времен римского права традиционным, наиболее удобным в употреблении является термин “источник” права, под которым чаще всего понимается официальная форма закрепления норм права. Содержание права может быть объективизировано в нормативных актах государственных органов, в решениях судов, в обычаях, поддерживаемых и одобряемых государством и иных формах.
Рассмотрим подробно несколько основных источников права.
Правовой обычай – это самая древняя форма права, исторически сложившееся правило поведения, которое государство признало и санкционировало. Правовой обычай реализуется при разрешении конкретного дела законодатель отсылает правоприменителя именно к обычаю, а не другому источнику права. В тексте закона текстуального воспроизведения обычая не приводится, в противном случае правовой обычай растворяется в содержании нормативного правового акта или судебного прецедента. Правовой обычай это неписаный источник права, он содержится в сознании людей и в результате многократного применения вошел в их привычку. Соблюдение правового обычая обеспечивается государственным принуждением. Достоинства этого источника права проявляются прежде всего в том, что он единственный возникает не сверху от государства, а снизу, т.е. полнее нежели другие источники права отражает потребности людей, а также в том, что он появляется естественно и является наиболее объективным, наконец, в том, что в основном исполняется добровольно, поскольку основан на привычках людей. Недостатком правового обычая является то, что он относительно неподвижен, а значит и неспособен оперативно отразить быстро изменяющиеся общественные отношения, сфера его распространения локально, ограничена, а поскольку текстуально он нигде не фиксируется, то носит неопределенный характер. И в тоже время следует отметить, что в административной практике, в гражданском праве, в международных отношениях происходит ренессанс правового обычая, который наряду с юридическими нормами все более активно реагирует рыночные отношения в постсоветских государствах, например, обычаи делового оборота, торговые обычаи, честное купеческое слово и другие, опирающиеся на правовые традиции этих стран.
Нормативный правовой акт – основной источник права романо-германской правовой системе. Это юридический акт, принятый субъектами правотворчества, направленный на урегулирование общественных отношений и содержащий нормы права. Достоинства этого источника права состоят в том, что он, более других приспособлен оперативному обновлению действующего права, позволяет осуществлять единую правовую политику в рамках всего государства, сам внутренне организован и легко приводится в систему, доступен для правоприменителя и гражданина непосредственно его реализующего, наконец, именно нормативный правовой акт в максимальной степени выражает формальную определенность права. Система нормативных правовых актов включает в себя такие нормативные акты как конституцию, законы, кодексы, нормативные акты президента, правительства, министерств и ведомств, местных органов управления и другие. Нормативный акт принимается в установленном процедурном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, действует в определенном пространстве, во времени, распространяется на определенный круг лиц, может быть довольно быстро изменен.
Юридический (правовой, судебный, административный) прецедент – основной источник права англосаксонской правовой системы. Он представляет собой решение юрисдикционных и административных органов по конкретному юридическому делу, которое затем становится обязательным для разрешения всех аналогичных дел, возникающих в будущем, т.е. индивидуальное решение становится нормой права со всеми вытекающими признаками. К основному достоинству судебного прецедента относится то, что он гибок и динамичен, поскольку правоприменитель способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни и отразить их в решении конкретного дела. Следует отметить, что в работе международных судов в Страсбурге и Гааге именно судебный прецедент – основной источник права. Недостатками его являются определенный субъективизм при возникновении, невозможность привести в систему, сложность в поиске при применении. Советская доктрина не воспринимала судебный прецедент как источник права, однако, сегодня концентрированное выражение судебной практики высшими судами постсоветских стран фактически стало прецедентным правом, полноправным в системе других, традиционных источников.
Договор нормативного содержания предполагает двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества в результате которого возникает новая норма права. В сфере трудового права – это коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюзов, представляющем коллектив работников предприятия, генеральное, тарифное и другое соглашения. В гражданском праве к договору нормативного содержания относятся публичные договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, услуг связи, энергоснабжения и других сферах. Особенно широко договор нормативного содержания применяется в международном праве в виде международно-правовых договоров, пактов, соглашений конвенций, деклараций.
Юридическая доктрина зафиксированная в научных трактатах, монография и статьях, на основании которой также принимаются правоприменительные акты; К источникам права относят также религиозные источники, в частности священные писания, книги, трактаты, характерные для мусульманского права; общие принципы права, исходные начала права, такие, в частности как равенство, справедливость, неотчуждаемость естественных прав человека, гуманизм, верховенство правового закона и другие, именно на эти источники права ссылаются при отсутствии других источника права, используя аналогию права, особенно популярна была в Римской империи, где выдающимся римским юристам предоставлялось право давать толкования, разъяснения законов, которые были обязательными для судей. Сегодня доктрина продолжает оставаться источником мусульманского права, а вообще ее значение как формального источника права падает.
Лекция 8. Нормативный правовой акт.
Понятие, структура нормативного правового акта.
Нормативный правовой акт является источником права во всех правовых системах мира в виду его систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также в виду того, что он обеспечен государственным характером. В романо-германской правовой системе это основной источник права. Его определяют как акт, который оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченным государственным органом, должностным лицом или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Структура нормативного правового акта представлена его внешней и внутренней структурой. Внешняя структура определяется реквизитами самого акта:
-- указание на форму акта (закон, указ, постановление, приказ и т.д.);
-- указание на орган его издавший (парламент, министр, местный орган управления и т.д.);
-- заголовок, означающий предмет регулирования (“О молодежной политике”, “О налогах и сборах” и т.д.);
-- дата, место приятия акта, его регистрационный номер (например, Закон Республики Беларусь “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” от 10 января 2000 года № 361-3);
-- подписи лиц, уполномоченных подписывать нормативные правовые акты.
Внутренняя структура нормативного акта складывается из следующих элементов: статьи, которые подразделяются на такие составные как параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы и другие; статьи объединяются в главы, а главы в разделы нормативного правового акта. Некоторые акты имеют преамбулу, в которую не включаются нормативные предписания, но разъясняются цели и мотивы издания акта.
Тексты нормативных правовых актов излагаются на государственном языке. В случае необходимости в одном нормативном акте могут воспроизводиться отдельные положения из нормативных актов более высокой юридической силы, со ссылкой на такие акты.
Такое строение нормативного правового акта появилось в результате длительного нормотворческого развития и служит как последовательному и четкому изложению правового материала в акте, так и удобству пользования им. Представленная выше структура акта реализует важнейший признак права – его формальную определенность.
Виды нормативных правовых актов.
Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы найти критерии классификации огромного множества нормативных правовых актов. Одним из таких критериев является разграничение нормативных правовых актов по отраслевой принадлежности: гражданские, уголовные, административные, конституционные и другие нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты разделяются по юридической силе. При одном подходе они подразделяются на законы и подзаконные акта, при другом – на конституцию и подконституционные акты. Так, в Беларуси официально придерживаются второго подхода и к подконституционным актам относят законы, декреты и указы Президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств, нормативные акты местных органов государственной власти.
Еще один критерий деления нормативных актов – сфера их действия, так могут быть акты внешнего действия (международные договоры) и внутреннего действия (законодательство страны).
Нормативные правовые акты подразделяются в зависимости от субъектов их принявших, т.е. субъектов правотворчества: нормативные акты волеизъявления народа (принятие в порядке референдума), нормативные акты государственных органов (законодательных, исполнительных и судебных), совместные акты государственных и негосударственных организаций, локальные нормативные акты.