Опросник родительских отношений» Я.А.Варга и В.В.Столина в модификации, предложенной Р.С.Немовым.




Цели применения метода

В настоящее время определены следующие цели использования метода серийных рисунков и рассказов:

1)Уточнение диагноза

2)Исследование внутреннего мира

3)Выявление и отреагирование скрытых проблем и конфликтов

4)Определение психологических причин трудностей в межличностном взаимодействии (в том числе, в детско-родительских, супружеских и в семейных отношениях в целом)

5)Кризисное консультирование и психотерапия (в том числе консультирование в ситуации переживания утраты и психотерапия лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами).

 

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ I:

1.Стиль воспитания – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Под стилем воспитания понимается определенная стратегия воспитания, включающая в себя: включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей.

Абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако большинство ученых в качестве основных «правил» семейного воспитания выделяют любовь и независимость. С точки зрения М.И. Лисиной взаимоотношения между детьми и родителями являются психологическим продуктом их общения

2. Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

2.1. Общие методы и методики диагностического исследования

 

В эксперименте приняли участие 20 испытуемых – родители детей, учащихся в средней школе № 25. Из них 10 матерей и 10 отцов. Исследование проводилось на родительском собрании в апреле 2010г.

В ходе написания курсовой работы был подобран ряд взаимодополняющих методик на исследование стилевых особенностей детско-родительских отношений: методика «PARI» Е.С. Шеффер и Р.К. Белл для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни, тест-опросник «ОРО» А.Я. Варга и В.В. Столин ориентированный на выяв­ление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологи­ческой помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, тест «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко.

Проведем более подробное описание выбранных методик.

Опросник родительских отношений» Я.А.Варга и В.В.Столина в модификации, предложенной Р.С.Немовым.

Цель: выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Материал: для проведения исследования необходимо приготовить 20 текстовых опросника.

Опросник включает 61 вопрос, отражающий те или иные особенности родительских отношений. Оценка проводится по пяти шкалам:

Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально-положительной (принятие) или эмоционально-отрицательной (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала отражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление заинтересованности и участия в его делах.

Симбиоз. Вопросы данной шкалы ориентированы на выяснение того, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой симбиотическую дистанцию.

Контроль. Данная шкала характеризует степень контроля взрослым поведения ребенка, выраженность авторитаризма или демократизма в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Своеобразное сочетание этих тенденций определяет особенности семейных отношений и стиль воспитания в конкретной семье.

Инструкция: «Вам будут представлены утверждения, касающиеся Вашего родительского отношения. Если вы согласны с утверждением, рядом с его

номером поставьте знак «+», если нет – знак «-». Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов осуществляется посредством сопоставления с ключом.

По каждой из шкал родительских отношений подсчитывается количество плюсов (1 балл) и минусов (0 баллов). Высокие баллы свидетельствуют о значительной выраженности данного вида родительских отношений, а низкие – о том, что они слабо выражены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: