Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко.




Цель: выявить стратегию семейного воспитания.

Тест включает 10 вопросов, с предложенными вариантами ответов (А, Б, В, Г).

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

Обработка результатов осуществляется посредством сопоставления с ключом.

Определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье определенный стиль воспитания. Если среди ответов респондента не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Таким образом, был подобран комплекс стандартизированных психодиагностических методик. Широко известных в практике психодиагностики и направленных на выявление стиля детско-родительских отношений.

2.2. Результаты диагностического исследования

В результате диагностики родительского отношения по методике «ДРО» А. Я. Варга, В. В. Столина выявлено, что наиболее часто встречающимися стилями у матерей являются: «гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник», у отцов: «гиперсоциализация», «маленький неудачник» и «симбиоз» (Таблица 2.2).

Результаты диагностики по методике «ДРО» Таблица 2.1

№ Семья 1 параметр 2 параметр 3 параметр 4 параметр 5 параметр
1-ая семья
Мать 10 баллов 53.79% 7 б. 31,19% 6 б. 92.93 % 4 б. 69,30 % 2 б. 70,25 %
Отец 11 баллов 68,35% 6 б. 19,22% 3 б. 57,96% 5 б. 83,79 % 1 б. 45,57 %
2 семья
Мать 14 б. 88,60 % 5 б. 12,29 % 3 б. 57,96 % 6 б. 95,76 % 3 б. 84,81 %
Отец 9 б. 31.01% 7 б. 31,19 % 5 б. 86,63 % 5 б. 83,79 % 4 б. 93,04%
3 семья
Мать 10 б 53,79% 6 б. 19,22% 4 б 74,97% 1 б 13.86% 1 б 45,57%
Отец 11 б 68,35% 7 б 31,19% 6 б 92,93% 6 б 95,76% 5 б 96,83%
4 семья
Мать 15 б 90,50% 5 б 12,29% 6 б 92,93% 7 б 98,53% 4 б 93,04%
Отец 10 б 53,79% 7 б 31,19% 4 б 74,97% 2 б 32,13% 2 б 70,25%
5 семья
Мать 11 б 68,35% 5 б 12,29% 5 б 86,63% 7 б 98,53% 2 б 70,25%
Отец 12б 77,21% 7б 31,19% 6 б 92,93% 7 б 98,53% 2 б 70,25%
6-ая семья
Мать 11 б 68,35% 6 б 19,22% 2 б 39,06% 1 б 13,86% 1 б 45,57%
Отец 10 б 53,79% 7 б 31.19% 5 б 86,63% 7 б 98,53% 3 б 84,81%
  7-ая семья
Мать 10 б 53,79% 6б 19,22% 3 б 57,96% 4 б 69,30% 1 б 45.57%
Отец 9 б 31,01% 3 б 7,88% 4 б 74,97% 4 б 69,30% 1 б 45.57%
8-ая семья
Мать 10 б 53,79 % 6 б 19,22% 4 б 74,97% 3 б 53,87% 3 б 84,81%
Отец 12 б 77.21% 6б 19,22% 5 б 86,63% 6б 95,76% 4 б 93.04%
9-ая семья
Мать 12 б. 77,21% 4 б 9,77% 4 б 74,97% 5 б 83,79% 3 б 84,81%
Отец 9 б 31,01,% 6 б 19,22% 3 б 57,96% 5 б 83.79% 1 б 45,57%
10 семья
Мать 11 б 68,35% 5 б 12,29% 3 б 57,96% 5 б 83.79% 2 б 70,25%
Отец 15 б 90,50% 4 б 9,77% 4 б. 74,97% 7 б 98,53% 1 б 45,57%
                   

 

1 - "принятие - отвержение"; 2- "кооперация";

3 - "симбиоз"; 4 - "авторитарная гиперсоциализация"; 5 - "маленький неудачник".

 

 

Выявление стиля семейного воспитания Таблица 2.2

Испытуемые Название параметра
Мать симбиоз «маленький неудачник» гиперсоциализация
Отец гиперсоциализация «принятие-отвержение» симбиоз
Мать гиперсоциализация «принятие-отвержение» «маленький неудачник»
Отец «маленький неудачник» симбиоз гиперсоциализация
Мать симбиоз «принятие-отвержение»  
Отец «маленький неудачник» гиперсоциализация симбиоз
Мать гиперсоциализация «маленький неудачник» симбиоз
Отец симбиоз «маленький неудачник» «принятие-отвержение»
Мать гиперсоциализация симбиоз «маленький неудачник»
Отец гиперсоциализация симбиоз «принятие-отвержение»
Мать «принятие-отвержение»    
Отец гиперсоциализация симбиоз «маленький неудачник»
Мать гиперсоциализация симбиоз «принятие-отвержение»
Отец симбиоз гиперсоциализация  
Мать «маленький неудачник» симбиоз гиперсоциализация
Отец гиперсоциализация «маленький неудачник» симбиоз
Мать «маленький неудачник» гиперсоциализация «принятие-отвержение»
Отец гиперсоциализация симбиоз  
Мать гиперсоциализация «маленький неудачник» «принятие-отвержение»
Отец гиперсоциализация «принятие-отвержение» симбиоз

 

В исследованных нами семьях родители в основном контролируют поведение ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения, то есть демонстрирующий стиль- гиперсоциализация. В двух семьях выражен симбиоз и еще в двух - отношение к неудачам ребенка. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

По методике «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко было выявлено, что у 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный.

Рисунок 2.1. Стиль поведения

В семьях, где преобладает авторитетный стиль поведения, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признает право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

В семьях, где преобладает авторитарный стиль поведения, родители хорошо представляют, каким должен вырастить ребенок и прилагают к этому максимум усилий. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Некоторые противоречия, полученные в результате проведенных методик 1 и 2, можно, с нашей точки зрения, объяснить более с валидностью и надёжностью методики №2. Маленькое количество вопросов и некоторая их «прозрачность» могла спровоцировать у испытуемого установку на создание желаемого ответа.

 

По методике «PARI» Е.С. Шеффер и Р.К. Белл было выявлено, что у 40% семей преобладает сверхавторитет родителей, у 30% семей встречается зависимость и несамостоятельность матери, и лишь в некоторых семьях мать ограничена рамками семьи, заботами исключительно о семье (10%); ощущает самопожертвование (10%); преобладает доминирование матери (10%).

 

Рисунок 2.2. Отношение к семейной роли

 

Рисунок 2.3. Отношение родителей к ребенку

При сравнении средних оценок по группам шкал (оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация) видим, что 85% матерей имеют оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, и лишь 15% матерей излишне концентрируются на ребенке.

Таким образом, в результате анализа и интерпретации данных эксперимента по определению стилевых особенностей детско-родительских отношений было получено следующее: у 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный. По отношению к семейной роли у 40% семей преобладает сверхавторитет родителей, у 30% семей встречается зависимость и несамостоятельность матери, и лишь в некоторых семьях мать ограничена рамками семьи, заботами исключительно о семье (10%); ощущает самопожертвование (10%); преобладает доминирование матери (10%). Большинство матерей 85% имеют оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, и лишь 15% матерей излишне концентрируются на ребенке. Наиболее часто встречающимися стилями у матерей являются: «гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник», у отцов: «гиперсоциализация», «маленький неудачник» и «симбиоз».

В ходе исследования детско-родительских отношений нами был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями: реальное отношение родителей к разным сторонам семейной жизни; собственную стратегию семейного воспитания; родительское отношение у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей.

 

Был использован критерий Фишера – φ (угловое преобразование). Предназначен для сопоставления двух рядов выборочных значений по частоте встречаемости какого-либо признака.

Эмпирическое значение φэ подсчитывается по формуле:

, - значения, соответствующие процентным долям в каждой группе;

, - объемы выборок.

  Название критерия
  принятие - отвержение кооперация симбиоз авторитарная гиперсоциализация маленький неудачник
матери 10% 0% 20% 50% 20%
отцы 0% 0% 20% 60% 20%

Полученное значение сравниваем с критическим значением для соответствующих уровней статической значимости:

Так как , и , то различия не являются статистически значимыми и достоверными.

2.3. Коррекционная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е.Личко, Э.Г. Эйдемиллер. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Объектом психокоррекционной работы являются детско-родительские отношения, как фактор развития ребенка.

Предмет: серийное рисование как метод коррекции детско-родительских отношений.

Цель программы: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком; снять тревожность, напряженность и страхи в отношениях между родителями и ребенком;

сформировать адекватную самооценку родителей и детей.

Данная цель может быть реализована в рамках групповых программ.

Вопросы, посвященные детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Проблемность вопроса заключается в следующем: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в полной и неполной семье.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания, а также стиль воспитания, принятый в их родительской семье. Ана­лиз семейных ситуаций в группе помогает участникам групповых занятий взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем са­мым объективизировать свое поведение.

Одним из самых эффективных способов коррекции вообще и конкретно детско-родительских отношений является социально-психологиеский тренинг.

В основу развивающей программы положен комплексный подход.

В основу данной программы положены следующие психологические принципы:

а) личностная ориентированность – направленность предлагаемого материала на личностные особенности школьника и его родителя;

б) проблемность предложенных задач – постановка задач проблемного характера, ориентированных на актуализацию знаний и опыта участников;

в) рефлексивная направленность заданий – осмысление, анализ участниками своего опыта, переживаний;

г) системность – формирование и включение новых умений и навыков в практическую деятельность школьника и его родителя;

д) деятельностный принцип – организация активной деятельности младших школьников, в ходе которых складываются условия для формирования внутренней мотивации обучения;

е) комплексность – включение в развивающую программу разнообразных приемов и методов формировния конструктивного поведения школьника и его родителя.

Главными задачами данной коррекционной работы являются:

1. Снять тревожность и напряженность между родителями и ребенком;

2. Установить и развить отношения партнерства между родителями и ребенком;

3. Улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

4. Достигнуть способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

5. Выработать навыки адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению межличностных конфликтов;

6. Устранить дезадаптивные формы поведения и обучить адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Общая тактика коррекционной работы:

1. Диагностический блок (занятия)

2. Реконструктивно-формирующий блок (занятий)

3. Закрепляющий блок (1 занятие)

Время реализации программы:2-3 месяца

Частота встреч и длительность: Продолжительность каждой встречи 90 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Способами достижения задач психологической коррекции стали такие формы работы:

- этические беседы;

- изобразительное искусство. Свободное и заданное на определенную тему рисование;

- физические упражнения, подвижные игры;

- упражнения направленные на устранение тревожности у детей через совместную деятельность с родителями;

- образно-творческая деятельность

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя стили воспитания семьи, как фактор развития ребенка, можно сказать, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

В данной работе нами были решены поставленные задачи, а именно:

1. Изучение стилей детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.

2. Изучение факторов, влияющих на дисгармонию детско-родительских отношений.

3. Подбор методов и методик диагностики детско-родительских отношений.

4. Провести диагностику детско-родительских отношений.

5. Анализ эмпирического исследования.

6. Подобрать способы и приёмы коррекции детско-родительских отношений.

7. Составить программу коррекции детско-родительских отношений.

Теоретический анализ показал, что:

Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

Существует также ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения. Для достижения цели и подтверждения гипотезы эмпирического исследования, использовались методики: Методика «PARI» У.С. Шеффер и Р.К. Белл, тест «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко, опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин.

В результате анализа и интерпретации данных эксперимента по определению стилевых особенностей детско-родительских отношений было получено следующее: у 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный. По отношению к семейной роли у 40% семей преобладает сверхавторитет родителей, у 30% семей встречается зависимость и несамостоятельность матери, и лишь в некоторых семьях мать ограничена рамками семьи, заботами исключительно о семье (10%); ощущает самопожертвование (10%); преобладает доминирование матери (10%). Большинство матерей 85% имеют оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, и лишь 15% матерей излишне концентрируются на ребенке. Наиболее часто встречающимися стилями у матерей являются: «гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник», у отцов: «гиперсоциализация», «маленький неудачник» и «симбиоз».

Поставленная в исследовании цель: составить программу коррекции детско-родительских отношений методом серийного рисования - достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: возможно, что коррекционная программа методом серийного рисования может способствовать развитию детско-родительских отношений.

В качестве рекомендаций по оптимизации родительского воспитания для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 

· Принимать активное участие в жизни семьи;

· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

· Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

· Уважать право ребенка на собственное мнение;

· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с. 131 – 140.

2. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.

3. Арт-терапия [Текст]: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

4. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. … канд. псих. наук – М., 1990. – 169 с.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаи­моотношений: Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.

6. Бетенски. М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - Эксмо-пресс., - 2002.

7. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

8. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевт. виды худож. деятельности [Текст]: метод. пособие / Вальдес Одриосола, М. С. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 63 с.

9. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской

невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.

10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

11. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их

лечение. – М.: Медицина, 1977.

12. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 1997.

13. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.

14. Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург: АРД ЛДТ, 1997.

15. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.

16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.

17. Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворённость супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- №1.- с.103-109.

18. Копытин А.А.. Теория и практика по арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003.

19. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.

20.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. С-П. Речь. 2003

21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.

22. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – М.: Медицина, 1985. – 416с.

23. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2000.

24. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль:, 2002..

25. Никольская И.М. Серийные рисунки и рассказы в психологическом консультировании детей и родителей / Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2002. – С. 242-265.

26. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии, 2003.- 240с.

27. Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 1997.- №1.- с.77-82.

28. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С.

29. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.

30. Психотерапия: Учебник. 3-е изд. // Под ред. Карвасарского Б.Д. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

31. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.

32. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М.: Просвещение, 1993. - 368 с.

33.Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред. А.А. Бодалева. – М., 1981. – с. 15 –21

34. Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе [Текст] / С. Старикова // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 193-196.

35. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.

36. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе//Арт-терапия. Хрестоматия (под ред. А. И. Копытина А. И.). СПб.: Питер, 2001.

37. Хайкин Р. Б. Арт-терапия. СПб: Наука, 1992.

38.Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.

39. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с.

40. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия – терапия искусством и творческим самовыражением // Немедикаментозная терапия / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2005. – Т.1. – С. 149-232.

41. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М.: Канон, 1997.- 336 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: