Население и трудовые ресурсы




 

За 1975—2000 гг. население Западной Сибири увеличилось с 12,5 млн до 14,94 млн человек. Удельный вес населения района на начало 2001 г. составил 10,3% населения России, а его плотность в районе — 6,2 челове-ка/кв. км.

Наиболее плотно заселены сравнительно неширокая территория вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали (20 человек/ кв. км) и Кемеровская область — более 33 человек/кв. км. На севере района плотность населения снижается: в Томской области — до 3 человек/кв. км, в Тюменской области — до 2,5 человека/кв. км.

Удельный вес городского населения составил в 2001 г. 72,5% (в целом по России — 72%). В районе расположено 83 города и 159 поселков городского типа. В двух крупнейших городах (Новосибирск и Омск) численность населения превышает миллион человек. Крупными промышленными центрами стали Сургут и Нижневартовск. Возникли новые города в северной зоне области — Новый Уренгой, Надым и Ноябрьск.

Большинство населения русские (свыше 90%), на севере проживают малочисленные народности — ханты, манси, ненцы, эвенки др.

В республике Алтай коренным населением являются алтайцы. В районе проживают также украинцы (5%), немцы, татары, казахи, евреи.

Численность экономически активного населения в Западной Сибири (2001 г.) — 7,32 млн человек; в экономике занято 6,78 млн человек: в промышленности — 22%, в сельском хозяйстве — 12,2, в строительстве — 8,3, на транспорте — 7,8, в сфере торговли и общественного питания — 14,3, здравоохранения — 6,8, образования — 9,45%.

Промышленность [1].

 

Западно-Сибирский экономический район по промышленному потенциалу занимает 3-е место в Российской Федерации (14,49%), уступая Центральному (18,7%) и Уральскому (17,9%) районам.

На общероссийском фоне район выделяется производством топлива (нефть, газ, уголь), электроэнергии, проката черных металлов, этилена, автопокрышек, грузовых вагонов, гусеничных тракторов, энергетического оборудования, вывозкой древесины, зерна и т.д.

Доля промышленности Западной Сибири в общероссийском промышленном производстве за 35 лет выросла в 2,3 раза — за счет ускоренного роста добывающих отраслей. Самыми быстрыми темпами развивались топливная промышленность, которая увеличила свой удельный вес в общероссийском производстве в 4,2 раза за счет формирования нефтегазодобыващих отраслей, и электроэнергетика (удельный вес увеличился в 2,6 раза). Были построены мощные тепловые электростанции на попутном и природном газе (Сургутская, Нижневартовская и Уренгойская). Увеличение доли черной металлургии в 2,2 раза произошло за счет расширения мощностей на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК) и строительства Западно-Сибирского металлургического завода.

Обрабатывающие отрасли развивались замедленными темпами, особенно машиностроение и металлообработка, удельный вес которой снизился на 24%. Легкая и пищевая отрасли промышленности также снизили своей удельный вес — соответственно на 39,5 и 29,4%.

Увеличение доли химической и нефтехимической промышленности в 1,9 раза произошло за счет строительства Томского и Тобольского нефтехимических комбинатов, завода искусственного волокна в Барнауле, завода химического волокна в Кемерове и предприятий азотных удобрений в Кузбассе. Незначительное повышение (на 11%) удельного веса лесной и лесоперерабатывающей промышленности произощло за счет увеличения лесозаготовок и лесопиления.

Ведущие отрасли: топливная промышленность (56,2% промышленной продукции), электроэнергетика (12%), пищевая промышленность (8,4%), машиностроение (8,2%), химическая промышленность (5,3%), черная металлургия (3,4%), промышленность стройматериалов (2,9%), лесная промышленность (1,7%). цветная металлургия (0,9%).

Топливно-энергетический комплекс района занимает ведушие позиции в промышленной структуре — в 2001 г. на его долю пришлось 56,2% товарной промышленной продукции.

По выработке электроэнергии район занимает 4-е место в России, уступая Центральному, Уральскому и Восточно-Сибирскому экономическим районам; 57% электропотребления приходится на промышленность, 14% — коммунально-бытовое хозяйство, 7% — строительство. Годовое электропотребление района составляет свыше 125 млрд кВт ч. Затраты на производство 1 кВт электроэнергии здесь обходятся в 3 раза меньше, чем в европейской зоне.

В Сургуте построены две тепловые электростанции общей мощностью 8,1 млн кВт, работающие на попутном газе. На природном газе работают Уренгойская и Нижневартовская электростанции, на кузбасском угле — Томь-Усинская и Беловская электростанции.

Легкая и пищевая промышленность производят 9,2% товарной промышленной продукции района. В структуре легкой промышленности региона важное место занимают швейная, трикотажная и текстильная подотрасли; недостаточно развито галантерейное производство.

Ведущее место в производстве продукции пищевой промышленности занимают Алтайский край, Новосибирская и Омская области — почти 70% товарной продукции; на Томскую и Тюменскую области приходится 18%, на Кемеровскую область —12%.

Важная проблема пищевой отрасли — износ основных фондов. Свыше 60% предприятий пищевого комплекса работает на старом оборудовании, износ основных фондов достигает 60—80%.

На долю мясной подотрасли приходится почти 40% товарной продукции пищевой промышленности Западной Сибири, молочной промышленности — 29%.

Сравнительно низкие по сравнению со среднероссийскими затраты на производство сельскохозяйственной продукции в регионе повышают эффективность развития пищевой и легкой промышленности.

Машиностроительный комплекс начал формироваться в 30-х гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны в район было эвакуировано 150 машиностроительных предприятий из европейской зоны, что впоследствии позволило удовлетворять на 25% потребности народного хозяйства в машинах и механизмах за счет их производства на месте.

Удельный вес производства инструмента, запасных частей и оснастки низкий, потому что в районе отсутствует специализированное производство запасных частей и специальной оснастки.

В структуре машиностроительного комплекса слабо развиты специализация и кооперирование; незначителен удельный вес подетальной специализации, которая получила развитие только в тракторном, сельскохозяйственном машиностроении и вагоностроении.

Здесь нет ни одного специализированного завода по производству литья, поковок, штамповок, сварных конструкций и пластмассовых изделий для машиностроения. Производство этой продукции осуществляется в цехах машиностроительных предприятий. Из-за недостаточной технической оснащенности этих цехов и низких масштабов производства стоимость 1 т литья в 3—5 раз дороже, чем на специализированных заводах.

На территории Западной Сибири эффективно размещать металлоемкие, энергоемкие отрасли машиностроения. В металлоемких отраслях по сравнению с европейской зоной приведенные затраты увеличиваются незначительно (0,6%), а в трудоемких они составляют 3,4%.

Химический комплекс базируется на местном сырье. Крупнейшими узлами химического комплекса Западной Сибири являются Кемерово, Томск, Тобольск, Омск и Барнаул.

Развитие химической промышленности в регионе можно разделить на два этапа. На первом этапе (20-е — 50-е гг. XX в.) она развивалась по двум направлениям: химия солей (в Алтайском крае) и углехимия (в Кемеровской области). Формирование углехимии происходило параллельно с развитиемй,черной металлургии на базе обжига кокса.

На втором этапе (с конца 50-х гг XX в.) получает развитие нефтехимия в результате строительства нефтепровода Туймазы — Омск — Иркутск. На базе углеводородного сырья в Омске сооружается крупный комплекс по производству технической сажи, каучука, пластмасс, автопокрышек, резинотехнических изделий и т.д. В кооперации с ним развиваются нефтехимические предприятия в Барнауле.

С 1967 г., когда был проложен нефтепровод из Среднего Приобья (Усть-Балык — Омск), нефтехимия района использует собственное сырье. В конце 70-х гг. XX в. сооружается нефтепровод Нижневартовск — Александровск — Анжеро-Судженск — Красноярск — Ангарск. С его строительством связано сооружение крупнейшего комплекса в Томске по производству полипропилена, этилена, метилового спирта, карбамидных смол, а также товаров бытового назначения из пластмасс. В 80-х гг. XX в. начинает формироваться нефтехимический комплекс в Тобольске, но его строительство затянулось из-за проводимых в стране реформ.

Производство пластмасс размещено также в Тюмени, Новосибирске и Кемерове. Химико-фармацевтическая промышленность получила развитие в Новокузнецке, Новосибирске, Томске и Анжеро-Судженске.

На размещение химической промышленности оказывает большое влияние наличие дешевого топлива. В Западно-Сибирском экономическом районе по сравнению с европейской зоной экономически выгодно размещать производство вискозных волокон (экономия на капитальных затратах выпуска составит 37—40%), штапельных волокон (46—50%), этилена и пропилена (37—41%), синтетического каучука (50—56%), синтетических смол и пластмасс (25-30%).

Черная металлургия (3,4%) — специализирующая отрасль региона. Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), построенный в 1932 г., производит свыше 3 млн т стали в год, в том числе железнодорожные рельсы, балки, швеллеры, листовую, шарикоподшипниковую, трансформаторную сталь и другие виды проката. Западно-Сибирский металлургический завод, мощность которого составляет свыше 8 млн т стали в год, ориентирован на потребности сибирского машиностроения и в основном производит средне- и мелкосортный прокат, а также проволоку.

Работают два передельных завода — Новосибирский и Гурь-евский, Новокузнецкий завод ферросплавов, Кемеровский и За-ринский (Алтайский край) коксохимические заводы.

Западно-Сибирский металлургический завод работает на привозном сырье (94%). Железная руда поставляется с Коршуновского (Иркутская область) и Лисаковского (Казахстан) месторождений.

Целесообразны поставки руды с Курской магнитной аномалии. При перевозке может быть использован порожняк, который транспортирует в Центрально-Черноземный район уголь из Кузбасса, а обратно — руду. Это позволит снизить транспортные затраты на первозки железной руды в 1,5 раза.

Лесной и лесоперерабатывающий комплекс Западной Сибири представлен вывозкой древесины и ее механической переработкой. В районе отсутствует целлюлозно-бумажное производство.

Леса к югу от Транссибирской железнодорожной магистрали истощены нерациональными рубками прошлых лет (лесистость здесь не превышает 20%). Большая часть лесов расположена в районах с низким уровнем хозяйственного развития.

Перерабатывается только половина древесного сырья, ежегодно 6—7 млн куб. м отходов от лесосеки и лесопиления не используются, хотя они могли бы заменить 20—22 млн куб. м деловой древесины.

Цветная металлургия представлена Новокузнецким алюминиевым, Беловским цинковым, Новосибирским оловянным (единственным в России) заводами, а также Змеиногороским и Золо-тушинским полиметаллическими рудниками. Помимо этого на базе разработки Чаган-Узунского ртутного рудника функционирует Акташский завод по выработке ртути. На территории Горного Алтая (Алтайское месторождение) и Горной Шории (Салаирское месторождение) ведется добыча золота.

Сельское хозяйство. В южной части региона расположена зона лесостепи и степи, располагающая плодородными почвами, ресурсами тепла и влаги; здесь хорошо развито земледелие и скотоводство, а также производство пшеницы. По размерам посевных площадей Западная Сибирь занимает 2-е место (13,6%), уступая Поволжскому (22,0%) району. Западная Сибирь производит 12% пшеницы в стране, 11% молока и 12% мяса.

Технические культуры — сахарная свекла, подсолнечник, лен-кудряш и лен-долгунец — занимают 1,7% пашни.

Выращивание сахарной свеклы в районе связано с большим риском, так как урожай может быть потерян и во время июньской засухи, частой в Западной Сибири, и в дождливую холодную осень. Уборка свеклы совпадает с сезоном уборки зерновых, при этом почти половина урожая убирается вручную, под дождем, а зачастую и в морозы. Урожайность свеклы в среднем составляет 110 ц/га, или в 2 раза меньше, чем в Центрально-Черноземном, и в 2,3 раза меньше, чем в Северо-Кавказском районах. Качество сахарной свеклы, выращенной в Алтайском крае, в 4—5 раз ниже, чем в указанных регионах.

Транспорт и межрайонные связи. Строительство железных дорог в регионе интенсивно началось после Великой Отечественной войны, когда были сооружены Южно-Сибирская магистраль (Иртышская — Камень-на-Оби — Алтайская), лесовозные железные дороги Томск — Асино — Белый Яр, Ивдель — Обь и Тавда — Сотник.

Западная Сибирь занимает 1-е место по перевозкам грузов речным транспортом; ежегодно по реке Оби и ее притокам перевозится свыше 6 млн т грузов, в основном это внутрирайонные перевозки. В связи с освоением нефтегазовых ресурсов были построены новые речные порты в Сургуте, Нижневартовске и Тобольске.

Автомобильный транспорт Западной Сибири также в основном осуществляет внутрирайонные перевозки, доставляя грузы к железнодорожным станциям, речным портам и потребителям. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь занимает 5-е место в стране (68,3 тыс. км). Удельный вес района по территории — 14%, по протяженности автомобильных дорог — 10%.

Основными потребителями кузнецких углей являются Уральский, Поволжский, Центральный и Центрально-Черноземный районы (96,3% от общего объема вывозимых углей).

Межрайонные связи по прокату черных металлов претерпели значительные изменения. Удельный вес восточных районов в его потреблении увеличился с 45,7% в 1965 г. до 64,6% в 2000 г., уменьшилась доля районов западной зоны с 54,3 до 35,4%. Основными потребителями западно-сибирского проката в западной зоне являются Уральский, Центральный и Поволжский экономические районы.

Вывоз западно-сибирского леса и пиломатериалов в другие регионы имеет тенденции к росту. Западная Сибирь является основным поставщиком лесопродукции за Урал.

 


Список используемой литературы

 

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учебник пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Под общ. Ред. Проф В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова: В 2ч. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.

2. Зубаревич И.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. Изд.3-е –М.: Издательство ЛКИ,2007.-264 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007.: стат. Сб/Росстат.-М., 2007.-991с.

4. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина

5. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2009.— 666 с— (Высшее образование).

6. Экономическая география России: учебник для студентов вузов обучающихся по специальносям экономики и управления под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб. И доп.-М.: Юнити-ДАНА,2007.

 


Приложение -1

 


[1] Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: