Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народом, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Лк. XXII, 24–27
Народное название: апостол Симон Зилот, Зилот, Симон-гулимон, посев.
Традиции. Святой покровитель этого дня считался распорядителем над всеми травами, именно по его воле на земле растут всякие растения – целебные и дурные, красивые и невзрачные, медоносные и бесплодные. Этот же святой считался помощником в поиске кладов, которые, как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше и «тайней». Заклинали клад, чтобы чужому человеку в руки не давался, а иногда при помощи заговора завещали клад на определенного человека и оставляли ему указания, как найти спрятанное. Частенько зарывали клад на «столько-то голов». Это означало, что клад достанется тому, кто «будет из числа пытавшихся взять клад сверх означенного числа лиц». Например, если клад заговорен на тридцать голов, то он дастся в руки тридцать первому его искателю. В день памяти святого апостола Симона землю считали именинницей. В этот день не выезжали на пашню – пахота в этот день считалась большим грехом. Не «бередили» землю ни бороной, ни лопатой, даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой. Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что святой покровитель этого дня дает им чудодейственную силу, первый раз за лето травы выходили собирать именно в этот день. Но делать это надо было по определенным правилам, в определенное время, с соблюдением известных условий и обрядов. Собирать травы тоже мог не каждый – прежде всего он должен быть чистым как телом, так и помыслами. Поэтому перед тем как выйти в поле, надо было попариться в бане и надеть чистую одежду. Некоторые особо целебные и священные травы не срываются прямо руками, а только через чистые платки и полотенца. Собирать травы надо было только в одиночку, чтобы никого и близко не было. Нужное растение надо сначала найти, а перед тем как сорвать, надо ничком лечь на землю и сказать: «Гой еси, земля сырая, земля матерая, матерь нам родная, всех нас породила и угодьем наделила; ради нас, своих детей, зелий народила и злак всякий напоила, – польгой беса отгоняти и в болезнях помогати. Повели с себя урвати разных надобьев, угодьев ради польги на живот». Во время сбора трав полагалось также читать «Отче наш» или «Богородицу». Собранные целебные травы связывали в пучки и сушили на подволоке, чердаке, «на вольном воздухе».
|
Приметы
Копают на Симона Зилота коренья для зелий.
Кто сеет пшеницу на Симона Зилота, у того она родится, как золото.
Лопаются сережки у березы – время сеять хлеб.
Пшеницу сей, когда босая нога вытерпит прохладу почвы в борозде.
Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.
Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
Сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду.
Пчелы с утра весело летают – будет солнечный день.
Именины празднуют: Таисия, Василий, Кирилл, Рената, Семен.
Имя дня – Таисия. Энергетику этого имени трудно назвать простой, в нем отмечаются достаточная подвижность, эмоциональность, но самое главное – есть в этом имени некая скрытая пружинка, какая-то кошачья хитрость, позволяющая Тасе быть одновременно домашней и ласковой и вместе с тем всегда готовой выпустить когти. Как правило, женщина с этим именем обладает очень независимым, но довольно скрытным характером. Она, несомненно, самолюбива, однако врожденная осторожность склоняет ее не афишировать свои душевные качества, так что при всем своем самолюбии Таисия предпочитает держаться довольно скромно и уравновешенно, пока однажды она не выпустит на свободу присущую ей импульсивность. Как кошка, которая может часами терпеть, дожидаясь удобного момента, и только движения хвоста выдают ее возбуждение, так и Таисия умеет держать себя в руках, вот только хвоста у нее нет, и потому догадаться о ее истинных мыслях бывает довольно сложно. Впрочем, такая предрасположенность еще не говорит о коварстве Таисии, чаще всего это просто касается ее дипломатичности, причем сама Тася может воспринимать это свое качество как долготерпение. Таисия, родившаяся в мае, рано и счастливо выходит замуж, брак ее удачен, а дети радуют хорошим поведением и прилежной учебой. Эта женщина – исключительная бабушка, внукам она уделяет гораздо больше внимания, чем уделяла детям.
|
Мая