Знакомство с культурой разных народов




Ход урока

Родина! Что это значит?

Это цветы, что растут в нашем крае.

Это река, что в горах наших скачет.

Это заря, что горит не сгорая…

Родина - это глаза твоей мамы,

Полные слез или в искорках смеха.

Родина - это закат над полями,

Гор наших милых звонкое эхо.

Родина - слова не знаю чудесней,

В нем - наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина - это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина - это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими.

– Я вам прочитаю диалог, попробуем определить тему нашего урока.
– Ну как, ребята, – обра тилась к школьникам учительница, – понравился

вам «Фестиваль народов» в нашей школе?

– Очень! – отозвалась Лена. – Я никогда не дума ла, что у нас в школе столько детей разных на родов! Оказывается, Дандар отлично поёт по-бурят ски, а Ахмет, Рустам и Зарина с Назгуль чудесно танцуют лезгинку.

– Это хорошо! – кивнула учительница. –

А вот потасовка во время исполнения лезгинки – это плохо. Нам всем нужно научиться понимать друг друга,по этому давайте поговорим – что же тогда произошло.

– Мы танцевали… – начал Ахмет, – лезгинка – это особенный танец. Он – как битва, как охота, как поединок!

– Я сбился, – продолжил Рустам, – и задел Ахмета…

Случай но! Мы и сами не заметили, как схватились друг с другом, как борцы.

– Да мы боролись без злости, – пояснил Ахмет. –Просто надо было выяснить, кто сильнее!

– Мы с Зариной сразу в сторону отошли, – вставила Назгуль, – чтобы лучше было видно, кто из джигитов победит. У нас так принято. Это же хорошо, что джи гиты силой меряются!

– А я думала, что ребята драться начали! – удивилась Лена. – Это же плохо! Ну и бросилась их разнимать.Мы с девчонками всегда так делаем, а то набьют себе синя ков. А как встанешь между ними, за руки возьмёшь,сра зу успокаиваются.

– Женщина не должна в мужское дело влезать! –покачал головой Рустам. – Не могу я позволить, чтобы она джигита за руки хватала. Ну и отпихнул я Лену.

Крикнул, что бы не мешала. Не хорошо это!

– Не хорошо – это когда девчонок толка ют, кричат на них! – возразил Антошка. – Вот мы с Мишей и побежали за Лену заступаться!

Ребята удивлённо посмотре ли друг на друга.

– Получается, каждый из нас поступал правильно? –спросил Ахмет.

– Правиль но, – подтвердила учительница. – Только и правила у каждого народа свои. Очень хорошо, что вы это сейчас заметили. Теперь вам будет проще понимать друг друга и избегать ссор. Согласны?

– Согласны! – заулыба лись ребята.

– Что же это получается? – развёл руками Миша. –

Учимся мы все в одной школе, живём в одной стране, а что хорошо, что плохо – по нимаем по-разному?!

– Что удивило Лену?
– Мы сегодня на уроке проведём мини-фестиваль «Культура разных народов», а тема сегодняшнего урока «Образцы культуры народов».
– Ваша задача внимательно посмотреть, послушать, если считаете нужным главные мысли зафиксировать в тетради и поразмыслить над вопросом: Отличается ли культура разных народов?

Знакомство с культурой разных народов

– Итак, посмотрите приложения внизу страницы. ( Приложения 1-4 ).

– Ребята, скажите, отличаются ли культуры разных народов?
– Как вы думаете, почему?
– Давайте, вместе попытаемся понять. Вернёмся к истории возникновения народов. Слово народ состоит из двух частей «на» и «род».
Вспомните, раньше люди жили родами и в каждом роде устанавливали общие для своего рода правила поведения – что признавать хорошим, а что плохим. Эти правила и становились основой культуры народов.
Народы отличаются и местом проживания, одни живут в степях, другие в долинах рек, третьи – в лесах, четвёртые – в горах.
Народы – это первые в истории человечества общества, которые объединили уже не несколько десятков, а тысячи и тысячи людей. Сообща им было легче осваивать ди кую природу, защищаться от врагов. Но как общаться друг с другом, если не чувствуешь близкого родства? В семье родственники, как правило, умеют договаривать ся (хотя бывают и исключения). Но как не поссориться не род-

ственникам, которые нечувствуют связи и невидят причин уступать друг другу? Для этого в те далёкие времена, когда начали складываться народы, люди установили общие для своего рода или племени правила поведения – что признавать хорошим, а что плохим. Эти правила и становились основой культуры народов. Именно её достижения передавали от поколения к поколению.

У каждого народа были приняты свои правила, а значит, и культу ра получалась своя, не похожая на другие.Ведь одни народы века ми жили в степях, где нужно уметь быстро перемещаться за стада ми животных. Другие – в долинах рек, где надо уметь возделы вать поля.Третьи – в лесах, где требуется упорный труд для рас-

чистки места для жизни. Четвёртые – в горах и так далее. В раз ных условиях складывались разные особенности культуры народов. Это и язык, на котором люди общаются друг с другом, и на родные сказания, сказки,пословицы, песни, в которых выражались мудрые мысли, правила поведения. Это и народные обычаи – принятые правила общения друг с другом, с природой. На при мер,у русских принято сажать вокруг своих домов плодовые деревья. Для их предков, живших среди лесов, стена

деревьев вокруг дома – это хорошо, уютно, красиво, а пустынное место – плохо. Татары же, напротив, не любят сажать деревья ря дом с домом. Для их предков,кочевавших по степи, открытые про странства – этохорошо, а пре грады – плохо.

– Вот мы обозначили различия.
– А теперь подумайте, легко ли разным народам найти общие нравственные правила (правила поведения)?
– Какой возникает вопрос?
– Итак, мы обозначили проблему урока: Как им жить вместе, ведь их много с разными культурами, обычаями, языком?
– Давайте сравним наш вопроса с тем, какой вариант вопроса предлагают авторы?

У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих цен ностях – добре,честности, справедливости, взаимопомощи.

– А теперь мы поработаем с пословицами, почему именно с пословицами, вы потом попробуете мне сказать. (Раздаю на карточках пословицы).
– Попробуйте распределить их по группам (подсказка – 3 группы).
О добре и зле:
1. Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
2. За добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек. (Татарская)
3.Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская)
О правде и честности.
1. Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)
2. Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается. (Якутская)
3. Даже для врага будь правдивым свидетелем. (Осетинская).
О труде и упорстве.
1. Корову не накормишь – молока не надоишь.(Украинская)
2. Лентяй всегда в раздумье. (Азербайджанская)
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская)
4. Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская)
– Какие группы у вас получились?
Показываю слайды:

Пословицы разных народов:

  • О добре и зле.
  • О правде и честности.
  • О труде и упорстве(Приложение 5).

– Пословиц, ребята, очень много, все их мы не перечислим.
– А в чём главная цель пословиц, кто их создал, для чего?

– Да, ребята, их создавал народ, это мудрость народа, на каком бы языке они не звучали в основе лежат главные человеческие ценности: добро, честность, правда, справедливость, труд, дружба, взаимопомощь.
– Что же получается, у каждого народа свой язык, обычаи, устное народное творчество – своя культура, но в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добро, честность, правда, справедливость, милосердие, дружба, труд, взамопомощь и взаимопонимание.
Давайте, вернёмся к основному вопросу нашего урока.
– Так могут ли разные народы найти общие нравственные правила?

Итог урока

Мы познакомились с культурой разных народов, к которым мы принадлежим, у каждого народа она богатая, своеобразная. Давайте постараемся жить в мире, договариваться друг с другом, уважать друг друга.

 

Для абиссинцев и англичан,

Для испанских детей, и для русских,

Шведских, турецких, немецких, французских.

Негров, чья родина - Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.

Для желтокожих, которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать.

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой на ночлег;

Из тропических стран, где на деревьях

Не счесть обезьян.

Для ребятишек одетых и голых -

Тех, что живут в городах и селах…

Весь этот шумный, задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.

 

 

https://youtu.be/W7YiWrT9Q7w

https://youtu.be/_2XOSZhqbdc



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: