Правовые основыстандартизации в Российской Федерации установлены Законом РФ «О стандартизации». Стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил, характеристик продукции, услуг, процессов.
Создание и развитие стандартов оценочной деятельности в России должно следовать действующему федеральному законодательству по вопросам стандартизации, ориентируемому на систему государственных стандартов - ГОСТов. В эту систему входят стандарты, обязательные к всеобщему применению и унифицированные как профессиональная деятельность в различных отраслях хозяйства, так и согласованное взаимодействие отраслей в общегосударственном масштабе. То есть в систему ГОСТов наиболее общие, объективно необходимые, системообразующие стандарты. В этом аспекте, в части оценочной деятельности, реально рассчитывать на включение в общегосударственную систему стандартов таких материалов, как общие понятия, термины и определения, базисы и принципы оценочной деятельности. Более детальные документы по стандартам профессиональной деятельности оценщиков формируются на соответственном отраслевом уровне - во взаимодействии уполномоченных органов исполнительной власти и саморегулируемых организаций оценщиков (например, РОО).
До выхода закона об оценочной деятельности (1998 год), согласно которому система стандартов должна быть разработана заново по схеме, предписанной этим законом, в 1995-96 гг. была разработана и действовала система стандартов РОО. Она базировалась на международных стандартах оценки IVSC.
В течение 1999-2000 гг. проекты государственных стандартов и стандарты профессиональной деятельности были переработаны в соответствии с ФЗО и динамикой реформ в области оценочной деятельности. Участие в этих процессах саморегулируемых организаций является определенной гарантией совместимости обновленных отечественных стандартов с международными стандартами, взаимного профессионального признания и делового сотрудничества в условиях прогрессирующей глобализации бизнеса недвижимости.
|
Основными задачами системы стандартизации в области оценки являются:
· Обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами-участниками процесса оценки,
· Формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке,
· Установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке,
· Создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке,
· Гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с МСО,
· Содействие соблюдению законодательства РФ средствами и методами стандартизации.
Начиная с сентября 1999 года, в соответствии с поручением Правительства РФ от 20.09.99 г. № 932 Министерством государственного имущества Росси совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков велась разработка проектов стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.
“Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности” были утверждены 6 июля 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 519. Согласно этому Постановлению, разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке, было возложено на Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Министерство имущества России).
|
Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.
В Стандарте оценки дается определение основных видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки. Помимо определения рыночной стоимости объекта оценки в Стандарте дается определение видов стоимости, отличных от рыночной. К таким видам относятся:
· стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров;
· стоимость замещения объекта оценки;
· стоимость воспроизводства объекта оценки;
· стоимость объекта оценки при существующем использовании;
· инвестиционная стоимость объекта оценки;
· стоимость объекта оценки для целей налогообложения;
· ликвидационная стоимость объекта оценки;
|
· утилизационная стоимость объекта оценки;
· специальная стоимость объекта оценки.
В Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Согласно требований Стандартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандарте как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки, при этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.
Раздел III Стандартов определяет основные требования к проведению оценки, этапы проведения оценки, порядок сбора и обработки информации.
Оценка объекта оценки может проводится оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.
Статья 20 Стандарта устанавливает шестимесячный срок действительности итоговой величины стоимости объекта оценки для целей совершения сделок.
В Международном комитете по стандартам оценки полномочным представителем России является Российское общество оценщиков (РОО), поэтому содержание основного перечня стандартов РОО составили международные стандарты этого комитета. В настоящее время общее количество утвержденных и разрабатываемых стандартов РОО составляет более 30. Их использование призвано обеспечить процесс оценки имущества и проведения сертификации услуг.