Система нормативных документов РОО.
Классификатор услуг по оценке имущества.
Декларация РОО
Кодекс профессиональной этики
Общие понятия и принципы оценки
Рыночная стоимость как база оценки
Базы оценки, отличные от рыночной стоимости
Оценка в целях финансовой отчетности
Оценка ссудного обеспечения, залога и долговых обязательств
Стандарты профессиональной деятельности в области оценки недвижимого имущества
Оценка производственных средств, машин и оборудования
Стоимость действующего предприятия как база оценки
Оценка НМА
Оценка объектов интеллектуальной собственности.
Система нормативных документов РОО создается в соответствии с экономическими условиями развивающихся рыночных отношений и структуры управления в РФ на базе действующего законодательства, норм, правил и государственных стандартов инвестиционной сферы экономики.
Главная направленность разрабатываемых нормативных документов РОО – защита прав и охраняемых законом интересов потребителей, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы организаций, предприятий и специалистов-оценщиков.
Одним из основных средств решения этой задачи является использование методических принципов, которые находят все большее распространение в международной и отечественной практике стандартизации. В отличие от ранее используемого подхода создаваемая система нормативных документов РОО должна содержать в первую очередь характеристики оценки, основанные на требованиях потребителей.
Разрабатываемые в соответствии с настоящим подходом нормативные документы должны устанавливать прежде всего требования к результатам оценки как услуги, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты на основе использования результатов оценки.
|
В последнее время четко прослеживается тенденция перехода от государственного регулирования оценочной деятельности к ее саморегулированию. Основной идеей перехода к саморегулированию является постулат либеральных реформ о не тождественности категорий государства и общества. В условиях либеральных отношений государство должно ограничить свои регулирующие функции и по возможности передать большинство возможных регулирующих полномочий общественным механизмам. Необходимость отказаться от государственного доминирования продиктована проводимыми либеральными реформами в РФ. Кроме того, реформы проводятся исходя из сложившейся международной практики. Так, в большинстве стран с развитой рыночной экономикой функции по регулированию оценочной деятельности переданы саморегулируемым организациям.
Конечно, проводимая реформа регулирования оценочной деятельности имеет свои проблемы, основной из которых является насаждение перемен "сверху", попытка создания государством общественных механизмов регулирования.
Основными различиями государственного регулирования и саморегулирования оценочной деятельности является: регулирующий субъект, степень подкрепления регламентирующих деятельность актов, силой государства в регулятивных полномочиях.
Основным положительным моментом в переходе от государственного регулирования к саморегулированию является то, что профессиональные общественные объединения, кроме контроля над соблюдением законодательства в области оценочной деятельности, могут проводить контроль за соблюдением этических норм профессиональной деятельности, что повышает престиж профессии и обеспечивает качество оценочных услуг.
|
Этика оценщика представляет собой систему ценностей оценщика, как субъекта определенной профессии. Этичное поведение оценщика направлено на благо профессии в целом, на укрепление доверия к профессии. Этика - это представление о должном и не должном поведении она не подпадает под сферу государственного или правового регулирования. Нарушение этики не может повлечь юридических или административных санкций со стороны государственных органов, однако может повлечь определенные негативные последствия, исходящие от саморегулируемой организации.
Кроме того, дополнительным преимуществом саморегулирования оценочной деятельности является то, что саморегулируемые организации, как показала международная практика, устанавливают, с одной стороны, более детальную стандартизацию, что улучшает качество оценочных услуг, с другой стороны, международные стандарты предоставляют определенную гибкость в их применении, что не допускает догматизма и "зарегулированности" оценочной деятельности. В российских условиях саморегулирование оценочной деятельности может позволить внедрить международные стандарты оценки, при этом, не адаптируя его терминологию к российскому законодательству и не внося существенных изменений, что необходимо при государственном регулировании оценочной деятельности и является серьезным барьером в регулировании, о чем замечалось на конференциях по оценочной деятельности (например, вице-президентом РОО, Нейманом Е.И.)
Однако, саморегулирование не идеальный инструмент контроля за оценочной деятельностью. В международной практике профессиональные организации оценщиков устанавливают серьезные барьеры для вступления в профессию оценщиков (например, обязательный стаж в оценочной деятельности в течении нескольких лет). Существует опасность превращения саморегулируемых организаций в закрытые "касты", что снизит конкуренцию на рынке и может отрицательно сказаться на качестве оценочных услуг. Отчасти, для предотвращения этого явления и полного саморегулирования оценочных услуг необходимо участие в сертификации оценщиков потребителей их услуг, однако это, в свою очередь, может стать угрозой независимости оценщиков.