Департамент образования Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
Методика проведения коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 классе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида
Методическая разработка
Долматовой Н.С.,
учителя начальных классов
государственного образовательного учреждения
Переславль-Залесской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната №3
Ярославль, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Обучение и воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеет коррекционно-развивающую направленность, что обусловлено недостатками психофизического развития учащихся, нуждающихся в специальных педагогических подходах, и реализацией основной цели деятельности СКОУ VIII вида – достижение социальной адаптации и интеграции обучающихся с отклонениями в развитии. Помимо фронтальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, в базисном учебном плане выделены часы для проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, среди которых выделяются и занятия для развития психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах.
Основной задачей этих занятий является преодоление психофизических недостатков, препятствующих успешному освоению учебных навыков, в первую очередь, чтения, счёта и письма. Поэтому в начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
|
Особенности организации коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе подробно описаны в педагогических (А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, В.В. Воронкова, С.А. Мирский, Н.П. Павлова, В.В. Эк и др.) и психологических исследованиях (И.В.Белякова, Т.А. Власова, Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, Ж.И. Шиф). Большинство из этих авторов придерживаются идеи целостности коррекционно-развивающего процесса в специальной школе, его объединения с процессами обучения и воспитания. Поэтому необходимость в особых специальных коррекционных программах отрицается, а реализация коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, по мнению вышеназванных авторов, должна достигаться за счёт изменения содержания обучения и использования специальных методов, способствующих исправлению психофизических недостатков умственно отсталых детей и носящих развивающий характер.
Вместе с тем с первых лет организации педагогической помощи умственно отсталым детям предпринимались попытки использования специальных коррекционно-развивающих методик, к наиболее известным из которых относятся «сенсорная культура», разработанная М. Монтессори, и «психическая ортопедия». Элементы этих методик до сегодняшнего дня используются при работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
С развитием нейропсихологического подхода теоретические основы коррекционно-развивающей работы (по определению Л.С Цветковой, формирующего обучения) претерпели значительные изменения. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия изменила взгляды на функциональный базис тех или иных высших психических функций. Представления о функциональном базисе устной речи, чтения, письма, счёта (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) помогают сделать коррекционно-развивающую работу, направленной на формирование тех функциональных систем, которые при их интеграции реализуют высшие психические функции. Таким образом, в основе построения коррекционно-развивающей работы лежит представление о строении высших психических функций и в случаях её нарушений (несформированности, что имеет место при умственной отсталости) восстановлению (формированию) подлежат специфические факторы, деятельность которых нарушена по той или иной причине.
|
Нейропсихологический подход оказался наиболее продуктивным в отношении разработки коррекционно-развивающий программ и методик. В основном, они предназначены для обучающихся, имеющих парциальные нарушения деятельности центральной нервной системы.
Для работы с детьми, имеющими тотальные нарушения психической деятельности, коррекционных программ для проведения специальных занятий по формированию функционального базиса школьных навыков практически отсутствуют, также отсутствуют и методические рекомендации для проведения коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1-4 классах СКОУ VIII вида.
В 2004, 2005 годах опубликована программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.Я. Удаловой и Л.А. Метиевой. При определении содержания разделов программы данные авторы перечислили, какими навыками должны овладеть учащиеся, но не представили анализ данного навыка с точки зрения последовательности формирования операций, функций, входящих в его структуру. Это затрудняет понимание, какую последовательность коррекционно-развивающей работы выбирать при формировании тех или функций.
|
Коррекционно-развивающие методы, используемые в работе с умственно отсталыми детьми, особенно дошкольниками, описаны в работах Л.Б. Баряевой, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, С.Д. Забрамной, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой. Для проведения специальных коррекционно-развивающих занятий в начальных классах СКОУ VIII вида опубликованных работ нам не удалось обнаружить.
В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной работой. Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Кроме коррекционной работы, которая проводится на всех уроках в связи с содержанием каждого учебного предмета, в СКОУ, как уже говорилось выше, предусмотрены специальные коррекционные занятия.
К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике. Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные логопедические занятия, лечебная физкультура и специальные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0-4 кл.) Группы учащихся комплектуются с учётом однородности и выраженности нарушений.
Практической основой для данной методической разработки стала программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» автора-составителя Головкиной Т.М. и пособие «Методические рекомендации к проведению коррекционно-развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов СКШИ VIII вида» авторов-составителей Головкиной Т.М., Макуриной Е.Ю., которые были апробированы и получили положительные рецензии в ходе реализации проекта региональной экспериментальной площадки ГОУ ЯО Переславль-Залесской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №3 «Моделирование социально-педагогической поддержки учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната»,
Практическая работа по проведению коррекционно-развивающих занятий в начальных классах специальной (коррекционной) школы требует гибкости при составлении рабочих программ с подгруппами детей, имеющими различную структуру нарушения, умения не только правильно определить содержание перспективной работы, но и подобрать соответствующие методические приёмы для обеспечения системности коррекционной работы. Большим подспорьем в решении этих задач являются выше названные материалы. Программа определяет последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми школьниками начальных классов, а методическое пособие содержит теоретические аспекты развития каждой психологической функции, входящей в функциональный базис основных школьных навыков, и дидактические упражнения, игры, которые можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях.
Целью данной работы является разработка методических материалов к проведению коррекционно-развивающих занятий во втором классе СКОУ VIII вида в соответствии с потребностями учащихся в коррекционно-развивающей работе.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
1. Анализ современных подходов к проведению коррекционно-развивающих занятий в СКОУ VIII вида.
2. Анализ программно-методического обеспечения проведения коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
3. Описание особенностей комплектования групп для коррекционно-развивающих занятий во 2 классе СКОУ VIII вида и определения содержания работы с данными группами.
4. Подбор методических и дидактических материалов для развития перцептивно-гностических функций умственно отсталых второклассников на коррекционно-развивающих занятиях как пример методического обеспечения выполнения программы коррекционно-развивающих занятий.
5.Описание условий использования данного материала в практической работе учителя начальных классов СКОУ VIII вида.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Научно-теоретические и методические основы проведения коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1-4 классах СКОУ VIII вида
Анализ научных подходов к организации коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми.
В начальном периоде развития олигофренопедагогики считалось, что наиболее нарушенной областью психических процессов у умственно отсталых детей является неполноценность ощущений, получаемых детьми органами чувств. Идея укрепления и развития у детей органов чувств отражена в книге М. Монтессори (Метод научной педагогики, 1915). Эта система специальных упражнений вошла в историю олигофренопедагогика под названием «сенсорная культура».
Второе направление «психическая ортопедия» исходило из того, что наиболее нарушенной областью психической деятельности у умственно отсталых детей является воля. Для развития внимания и воли у умственно отсталых детей также разрабатывались специальные упражнения.
Различные комбинации упражнений сенсорной культуры и психической ортопедии легли в основу программ коррекционной работы в большинстве зарубежных и дореволюционных русских вспомогательных школ.
В первые годы существования Советской России коррекционная работа во вспомогательных школах осуществлялась в том же направлении и была нацелена на тренировку и закрепление несложных умений различать цвета, характер поверхностей, величину и массу предметов, что не требовало от детей сложных мыслительных операций. В основе этого подхода лежало предположение, что совершенствование чувственной сферы будет автоматически влиять на развитие мышления.
Научной основой новых подходов к проблеме коррекции дефектов умственно отсталых детей являлась теория о развитии детей-олигофренов под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л.С. Выготским и его последователями. В их работах было доказано, что у умственно отсталых детей под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. Л.С. Выготский утверждал, что у детей-олигофренов, помимо нарушенных функций, есть сохранные стороны психики, опираясь на которые можно сглаживать недостатки нарушений. Высшие психические функции формируются прижизненно в предметной деятельности, в процессе общения с помощью языка. Обучение влияет на развитие высших психических функций. Ведущая для данного возраста деятельность оказывает существенную роль в развитии детей. Новые функциональные системы формируются у каждого человека при овладении новыми видами деятельности, что лежит в основе коррекционной работы.
Выдвинутая Л.С. Выготским идея о ведущей роли обучения в развитии ребенка была подтверждена, развита и конкретизирована в дальнейших многочисленных психологических исследованиях (П.Я Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие).
В свете современных представлений коррекция рассматривается в широком смысле «как социально-психологическая взаимоадаптация индивидуума и окружающей среды, создание оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития всего развития ребёнка» [15, c. 219] В узком смысле коррекция понимается как основной метод воздействия специалиста «для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств» (И.И. Мамайчук, цит. по 15, с. 219-220). Несмотря на разнообразие научно-теоретических представлений о направленности коррекционной работы, принято выделять два противопоставляемых подхода – «сверху вниз» и «снизу вверх». Коррекция «снизу вверх» предусматривает упражнения и тренировку уже имеющихся у ребёнка способностей и навыков. В последние годы в рамках этого подхода появился взгляд на коррекцию как на формирование взаимосвязанных базовых составляющих, психических функций и систем в соответствии с нормативной последовательностью их формирования в онтогенезе. Этот принцип организации коррекционной работы получил название «принципа замещающего онтогенеза». Коррекция «сверху вниз» ставит задачу активного формирования того, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствие с социально-психологическим нормативом. Основное содержание коррекционной работы должно соответствовать зоне ближайшего развития ребёнка. Обучению отводится ведущая роль. Соотношение подходов «сверху вниз» или «снизу вверх» зависит, по мнению М. М. Семаго и Н.Я. Семаго, зависит от возраста ребёнка. Чем старше ребёнок, тем больше становится объём компонента «сверху вниз». Чем младше ребёнок, тем чаще используются воздействия «снизу вверх», особенно при работе с собственным телом, чувственными образами, аффективной регуляцией.
У школьников начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида исследователи: Рубинштейн С.Я., Петрова В.Г., Занков Л.В., Шиф Ж.И., Власова Г.А., Дульнев Г.М., Перова М.Н., Эк В.В. - отмечают следующие недостатки познавательной деятельности, отражающиеся на усвоении детьми материала по всем предметам:
- узость, нецеленаправленность, слабая активность восприятия;
- длительность приема и переработки сенсорной и перцептивной информации;
- недостатки зрительно-пространственного гнозиса;
- несовершенство моторики;
- недостатки внимания;
- снижение познавательной активности;
- неустойчивая работоспособность;
- слабая дифференциация представлений, понятий, их уподобление;
- слабое владение символической деятельностью;
- дефекты мышления: несовершенство анализа, синтеза, обобщений; абстрагирования, косность и тугоподвижность мышления;
- низкий уровень организации мыслительной деятельности, снижение критичности мышления, слабость самоконтроля;
- недостатки общего речевого развития;
- эмоциональная неустойчивость.
Коррекция дефектов учащихся СКОУ VIII вида осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы. Под коррекцией недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.
Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приёмы, влияющие на исправления свойственных учащимся СКОУ VIII вида недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию и становлению личности, называют коррекционно-направленным.
Не существует отдельной программы коррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того, или иного учебного предмета. Таким образом, коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Но для успеха педагогической работы по коррекции необходимо эти процессы различать.
Целью учебно-воспитательной работы является вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками. Целью коррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития.
Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебно-трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются темпом их достижения: обучение учащихся знаниями, умениями и навыками происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития.
В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех умственно отсталых детей (общая коррекция) и направленность на исправление дефектов, характерных для определённых групп учеников (индивидуальная коррекция).
Известно, что основной дефект умственно отсталых детей заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления. Поэтому, общая коррекционная работа со всеми учениками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня умственно отсталых детей.
Общая коррекционная работа дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, которые характерны для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода. Индивидуальная коррекция при фронтальной работе с классом осуществляется попеременной фиксацией внимания, то на одном, то на другом ученике.
Кроме реализации коррекционно-развивающей направленности каждого урока, базисным планом СКОУ VIII вида предусмотрено проведение в начальных классах специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Эти занятия направлены на преодоление недостатков и развитие тех психических новообразований, которые необходимы для успешного обучения основным школьным навыкам: чтению, письму, счёту.
Умственно отсталые дети при поступлении в школу имеют ряд особенностей познавательной, эмоционально-личностной, двигательной сферы, которые затрудняют процесс обучения
Деятельность педагогов СКОУ направлена то, чтобы помочь детям овладеть школьными навыками, развить их эмоционально-волевую и двигательную сферу, воспитать в детях самостоятельность, способность адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни.
Решение этой задачи возможно при корректирующей направленности педагогического процесса в СКОУ и при условии осуществления специальных систематических коррекционно-развивающих занятий.