Анализ производства и реализации продукции НПРУП «Экран»




 

Согласно Закону о предприятиях в Республике Беларусь, предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

Поэтому проведем анализ производства и реализации продукции за 2006-2008 гг. приведены в табл. 3.

 

Таблица 3

Производство и реализация продукции НПРУП «Экран»

за 2006-2008 гг.

  Наименование показателя Един. измер. Годы Темп роста, %  
   
        2007г. к 2006г 2008г. к 2007г.  
                 
  Объем производства продук-ции без налогов из выручки:              
  в фактических ценах отчетного года млн р. 16 303 19 010 14 389   75,7  
  в сопоставимых ценах р. 15 180 22 385 13 263   59,2  
  в % к соответствующему периоду прошлого года % - 116,6   - 51,5  
  Соотношение между отгруженной и произведенной продукцией % 78,9 99,1 96,2   97,1  
  Запасы готовой продукции без налогов из выручки в фактических ценах на конец отчетного периода млн р. 1 189 1 227 1 779      
  Соотношение между запасами готовой продукции на конец отчетного периода и среднемесячным объемом производства в факт.ценах % 0,63 0,77 1,48      
  Выручка от реализации продукции млн р. 18 929 25 434 18 248      
  Удельный вес средств, поступивших на счета в объеме выручки % 68,8 81,6        
  Удельный вес товарообменных операций в объеме выручки % 7,8 10,9 16,7      
  Экспорт тыс. у.е.         65,0  
  Импорт тыс. у.е.         78,1  
Продолжение таблицы 2.5
Сальдо внешней торговли

тыс. у.е.       116,95 59,8  
Выручка (нетто) от реализации продукции (без налогов из выручки) млн. р.            
Удельный вес налогов в общем объеме выручки от реализации продукции % 32,1 19,8 19,7      
Удельный вес реализованной продукции в объеме произведенной % 78,9 107,3 101,8      
Удельный вес новой продукции в общем объеме производства % 3,1 11,1 15,8      
                             

 

Рассмотрев данные представленные в таблице можно сделать следующие выводы:

1. Годовой объем выпущенной продукции производился на основании маркетинговых исследований рынков сбыта продукции как в РБ, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также заказов постоянных потребителей. Наиболее продуктивным для предприятия был 2007 год, в котором наблюдается рост как произведенной продукции на 16,6 %, так и отгруженной продукции на 46,4 %, следовательно и увеличение выручки от реализации продукции на 34 % и удельного веса поступивших денежных средств на счета предприятия на 19 %, однако наблюдается увеличение товарных запасов на складах предприятия на 3,2 %.

Несколько иная ситуация прослеживается в 2008 г.. Наблюдается сокращение объемов произведенной продукции на 24,3 % и увеличение товарных запасов на 45 %, данное положение связано с сокращением заказов из РФ на авиатехнику (как отмечалось выше), а также сокращение выпуска ТНП. Полное освоение рынка РБ практически состоялось, однако, возможно дальнейшее увеличение объема продаж на этом рынке на 5 % ежегодно за счет внимательной работы с постоянными клиентами, обеспечения нормативных запасов продукции на складе, необходимого ассортимента товаров и приемлемых цен, заключения нормальных договорных условий по оплате и доставке товара, замене брака, продолжения работы по организации транзитных складов в гг. Гродно, Витебске, увеличения объемов отгрузки через действующие транзитные склады в гг. Минске, Гомеле и Могилеве. По этой причине предприятие дело основной упор на страны СНГ, в частности РФ, т.к. дизайн и качество наших товаров уступает европейским аналогам, однако, и в РФ наблюдается спад спроса на ТНП, производства НПРУП «Экран». Основная причина падения объема продаж ТНП в Российской Федерации - заполнение российских рынков товарами производства стран Юго-Восточной Азии и стран Западной Европы при значительном снижении покупательской способности населения. В целом предприятие работало в условиях дефицита собственных оборотных средств и задержек оплаты за поставленную продукцию предприятиями торговли, МАЗа и МТЗ.

1. В связи с тем, что авиа продукция поставлялась за пределы РБ, при падении ее производства соответственно снизились объемы поставок на экспорт.

2. Планируя план производства и реализации продукции на 2000-2008 гг. предприятие учитывало потребность в данной продукции в нашей стране, а также в странах СНГ, в частности России.

Однако, в процессе реализации продукции предприятие столкнулось с рядом проблем, в частности НПРУП «Экран» вынужден заключать договора на реализацию продукции с отсрочкой платежа, применять в расчетах взаимозачеты и векселя. Учитывая тот факт, что на предприятие наблюдается нехватка оборотных средств, это отрицательно сказывается на работе предприятия.

4. Учитывая рост запасов готовой продукции на складах предприятия, который продолжает расти за исследуемый период (в 2008 г. по сравнению с 2007 г. рост составил 45%), предприятием принято решение о тесном сотрудничестве отдела маркетинга и складских работников и планового отдела. При этом учитываются как конкретные заявки потребителей, так и перспективный прогноз службы маркетинга.

5. Также хотелось обратить внимание на сокращение удельного веса налогов в общей сумме выручки от реализации продукции, это связано с Указом Президента РБ от 13.06.2001 года № 313 «О мерах государственной поддержки организаций радиоэлектронной и других бывших оборонных отраслей промышленности». В результате предоставления предприятию льгот по налогом и таможенным платежам за последний год высвободилось средств на сумму 1087,2 млн. р. Полученные предприятием льготы были использованы на приобретение сырья, материалов, комплектующих для пополнения оборотных средств, освоения новых изделий, технологий, закупку оборудования и изготовление оснастки для выпуска новой техники.

6. Несмотря на оказываемую правительством помощь, производство ТНП и АТТ для предприятия по прежнему не выгодно, за счет опережения цен на потребляемые материальные ресурсы (например, электроэнергия) по сравнению с доведенным предельным индексом роста цен. Так к примеру, установленный индекс роста цен в 2007 гг. равен 1,24. Фактический индекс 1,18 в пределах норматива. Это связано с тем, что в январе-феврале 2007 года цены на продукцию не изменялись. А в течение года на отдельные виды ТНП и АТТ не изменялись по 2-3 месяца или изменялись в меньшей степени против доведенного индекса цен с учетом конъюнктуры рынка. В итоге получается, что предприятие заведомо работает себе в убыток.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. - Минск.: Вышэйшая школа, 2005. – 400 с.

2. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 415 с.

3. Бланк, И.А. Управление прибылью. – К.: «Ника-Центр», 2006.- 544с. (Серия «Библиотека финансового менеджмента», Вып. 2)

4. Бука, Л. Совершенствование анализа прибыли, // Бухгалтерский учет и анализ. 2008, № 11, С.34-39.

5. Производственные отчеты НПРУП «Экран» за 2006 – 2008 гг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: