СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата обследования_____________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Из какого детского сада поступил (номер детского сада, район)________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)_______________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, домохозяйка)______________________ _____________________________________________________________________________
Отец: (Ф.И.О., профессия, образование, работает, безработный)_______________________ _____________________________________________________________________________
Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в раннем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка навыков самообслуживания; становление предметно-практической, изобразительной, конструктивной, игровой деятельности, психомоторики, речи, особенности поведения, взаимоотношений с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком своего недостатка, отношение к нему)_____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания матери, отца, ближайших родственников___________________________________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок__________________________________________
|
Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери.
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям).
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция. Крик: был, нет. Асфиксия: белая, синяя.
Резус-фактор: отрицательный, совместимость.
Вес и рост ребенка при рождении.
Вскармливание: к груди приложили на... день, грудь взял
активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.
Вскармливание грудью до.... Последующее вскармливание: смешанное, искусственное.
Выписка из родильного дома на... день.
Дополнительное пребывание в роддоме, причины.
Раннее развитие:
Держит голову с______мес., сидит с______мес., стоит с _____ мес., ходит с______мес.
Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______
Перенесенные заболевания
до 1 года_______________________________________________________________
после 1 года____________________________________________________________
Инфекции______________________________________________________________
Ушибы и травмы головы________________________________________________
Судороги при высокой температуре______________________________________
Данные о развитии речи
|
Лепет, характер лепета__________________________________________________
Первые слова___________________________________________________________
Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет_______________________________________________________________
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма______________________________________________________________
Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Логопедическое обследование
Исследование слухового внимания
Ребенку предлагается определить, какая игрушка звучала: посмотреть и послушать звучание двух различных игрушек (например, дудочки — барабана, виолы — бубна). Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звучание одной из игрушек. Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или называет ее.
Далее ребенок определяет направление звука (звучащей игрушки). Логопед позади ребенка ударяет в бубен (или звенит в колокольчик) вверху, внизу, справа, слева. Ребенок называет или показывает направление звучания.
Исследование зрительного восприятия
Определяется предметный гнозис Ребенку предлагается посмотреть на окружающие предметы или на предметные картинки и назвать их.
Устанавливается цветовой гнозис. Ребенок называет основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый). Логопед поочередно выкладывает перед ребенком цветные квадраты.
Другой прием: подобрать картинки к данному цветовому полю. Перед ребенком лежит квадратный лист картона красного цвета и предметные картинки разного цвета, например, красный помидор, свекла, клубника, зеленый огурец, желтый цыпленок, белая снежинка. Ребенку надо отобрать изображения красного цвета и положить их на красный квадрат.
|
Исследование пространственного праксиса
Ребенку предлагается показать правую, левую руку; правую, левую стороны. Выполняются речевые пробы Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «... правый глаз»; «... левое ухо»; «левый глаз». «Покажи левой рукой левое ухо»; «... левый глаз»; «... правое ухо»; «... правый глаз». Инструкции даются вразбивку. Логопед показывает предметы, находящиеся вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа.
Ребенку предлагается сложить картинки из 2—4 частей, разрезанные как по вертикали, так и по горизонтали. Если ребенок задание выполнил правильно, ему предлагается сложить картинки, разрезанные по диагонали. Данное задание является не только информативным, но и прогностическим, так как дети с дизартрией, как правило, затрудняются в выполнении этого задания.
Сложить фигурки из палочек по образцу, затем по памяти. Сначала из двух-трех, потом из четырех палочек.