Ребенку предлагаются следующие упражнения:
~ оскал — покой, поднимание верхней губы;
~ надувание обеих щек, по очереди;
~ поднимание бровей — покой, наморщивание лба;
~ наморщивание носа;
~ поочередное зажмуривание глаз.
Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; синкинезии.
Одиночные движения языком:
© положить широкий язык на нижнюю губу;
© положить узкий язык на нижнюю губу;
© язык «жалом» при открытом рте;
© узким языком коснуться правого — левого углов рта;
© показать язык «чашечкой» при открытом рте;
© положить широкий язык на верхние зубы при открытом рте и растянутых в улыбке губах;
© выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте.
Серии движений языком:
© открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот;
© открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и широкий язык, закрыть рот;
© открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот;
© те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений.
Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.
Подъязычная связка (уздечка) языка:
~положить широкий язык на нижнюю губу и постараться
дотронуться им до середины (или ниже) подбородка;
~это же движение выполнить узким языком;
~поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу;
~ поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз).
Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом.
Мягкое небо (обследовать визуально):
• предложить покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе.
Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины.
Твердое небо
• обследовать визуально и отметить: нормальное, излишне низкое, куполообразное, «готическое», расщелины.
Зубы
• обследовать визуально и отметить: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги, язычный наклон зубов и т.д.
Прикус
• обследовать визуально и отметить: открытый передний, открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти).
Губы
• нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа. Расщелина верхней губы.
Общее звучание речи
Ребенку предлагается рассказать стихотворение, составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.
Отметить:
~ характерные особенности голоса: по силе — нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий; по высоте — нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный; по тембру — с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый;
~ тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи).
Отметить: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох;
~ выразительность речи: дикция — отчетливая, смазанная, невнятная; темп — нормальный, ускоренный, замедленный; ритм — норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).
Исследование произношения звуков
Произнести за логопедом гласные звуки: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]; согласные звуки: свистящие — [С], [С], [3], [3`I, [Ц]; шипящие — [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; сонорные звуки: ротовые — [Л], [Л'], [Р], [Р'I; носовые - [М], [М'], [Н], [Н`]; йотированные звуки — [Я], [Е], [Ё], [Ю], [Й] (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.
Отметить отсутствие, замену, искажение звука.
Исследование различения звуков (фонематический слух)
Повторить за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками:
Та — да та — да — та том — дом
Да — та да — та — да лук — люк
Ка — га ка — га — ка сок — цок
зайка — сайка ложки — рожки
миска — мишка чайка — сайка
шар — жар рад — ряд
Состояние фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений