Исследование произвольной мимической моторики




Ребенку предлагаются следующие упражнения:

~ оскал — покой, поднимание верхней губы;

~ надувание обеих щек, по очереди;

~ поднимание бровей — покой, наморщивание лба;

~ наморщивание носа;

~ поочередное зажмуривание глаз.

Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; синкинезии.

Одиночные движения языком:

© положить широкий язык на нижнюю губу;

© положить узкий язык на нижнюю губу;

© язык «жалом» при открытом рте;

© узким языком коснуться правого — левого углов рта;

© показать язык «чашечкой» при открытом рте;

© положить широкий язык на верхние зубы при открытом рте и растянутых в улыбке губах;

© выполнить «лакательное» движение языком при откры­том рте.

Серии движений языком:

© открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот;

© открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и широкий язык, закрыть рот;

© открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот;

© те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений.

Отметить равномерность работы мышц языка, способ­ность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных дви­жениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или за­медление темпа движения при повторных движениях, поси­нение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.

Подъязычная связка (уздечка) языка:

~положить широкий язык на нижнюю губу и постараться

дотронуться им до середины (или ниже) подбородка;

~это же движение выполнить узким языком;

~поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться язы­ком к носу;

~ поднять широкий язык за верхние зубы и провести кон­чиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз).

Отметить состояние подъязычной связки: норма, уко­роченная, с послеоперационным узлом.

Мягкое небо (обследовать визуально):

• предложить покашлять с открытым ртом и языком, ле­жащим на нижней губе.

Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины.

Твердое небо

• обследовать визуально и отметить: нормальное, излиш­не низкое, куполообразное, «готическое», расщелины.

Зубы

• обследовать визуально и отметить: нормальные, ред­кие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюст­ной дуги, язычный наклон зубов и т.д.

Прикус

• обследовать визуально и отметить: открытый передний, открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдви­жение вперед верхней челюсти).

Губы

• нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа. Расщелина верхней губы.

Общее звучание речи

Ребенку предлагается рассказать стихотворение, соста­вить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.

Отметить:

~ характерные особенности голоса: по силе — нор­мальный, громкий, тихий, затухающий к концу фра­зы, иссякающий; по высоте — нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, мо­нотонный; по тембру — с носовым оттенком, хрип­лый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металличес­кий», писклявый;

~ тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи).

Отметить: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох;

~ выразительность речи: дикция — отчетливая, сма­занная, невнятная; темп — нормальный, ускорен­ный, замедленный; ритм — норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).

 

Исследование произношения звуков

Произнести за логопедом гласные звуки: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]; согласные звуки: свистящие — [С], [С], [3], [3`I, [Ц]; шипящие — [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; сонорные звуки: ротовые — [Л], [Л'], [Р], [Р'I; носовые - [М], [М'], [Н], [Н`]; йотирова­нные звуки — [Я], [Е], [Ё], [Ю], [Й] (по логопедическому аль­бому: на материале предметных картинок, слогов, слов раз­ной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.

Отметить отсутствие, замену, искажение звука.

Исследование различения звуков (фонематический слух)

Повторить за логопедом слоги и слова с оппозиционны­ми звуками:

Та — да та — да — та том — дом

Да — та да — та — да лук — люк

Ка — га ка — га — ка сок — цок

зайка — сайка ложки — рожки

миска — мишка чайка — сайка

шар — жар рад — ряд

Состояние фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: