Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к украинским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.
Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования являются следующие:
реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;
значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;
повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»;
свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;
возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;
стимулирование значительной дифференциации среднего образования;
широкие возможности для последипломного образования;
возможность интеграции в мировую образовательную систему[2;97].
В таблице 2.1. приведена сравнительная характеристика многоступенчатой системы
Таблица 2.1.
Сравнительная характеристика различных систем образования
Характер критериев | Многоступенчатая система | Моноуровневая система | Многоуровневая система | |
Для государства | Экономия средств. Быстрое удовлетворение госзаказа на специалистов | Централизованное управление образовательной системой. Плановость выпуска специалистов. Реализация госзаказа с шагом в 5 лет. | Возможность заполнения социальных ниш специалистами соответствующего уровня. Быстрое реагирование на запросы государства | |
Для общества | Быстрое повышение профессионального уровня населения (через быструю подготовку профессионалов среднего звена) | Высокий культурный уровень населения. Стабильность образовательной системы. Массовая подготовка профессионалов-исполнителей | Высокий культурный общеобразовательный уровень населения. Формирование мобильных членов общества. Получение необходимых специалистов в короткие сроки | |
Для личности | Наличие коротких этапов при достижении профессионального роста, 6лизкие цели | Четкая ориентация на профессию, определенность в будущем виде деятельности. Регламентированный процесс обучения | Выбор собственной траектории образования. Возможность получения многопрофильной профподготовки. Способность к непрерывному образованию | |
Для образовательных учреждений (вузов) | Развитая сеть вечернего и заочного обучения. Хорошая подготовленность студентов к практическим задачам, связанным с предстоящей деятельностью | Унифицированость подготовки по срокам, уровню, документам об образовании. Жесткая регламентация всего учебного процесса (программ, учебных планов и т.д.) | Свобода формирования учебного процесса в вузе, возможность максимальной реализации научно-педагогического потенциала вуза, учета его специфики. Толерантность системы к новациям | |
Характер критериев | Многоступенчатая система | Моноуровневая система | Многоуровневая система | |
Соотношение между компонентами обучения | Профессиональный компонент доминирует над образовательным | Профессиональный компонент доминирует над образовательным. | Образовательный фундаментальный компонент доминирует над профессиональным (на I - II уровнях) | |
Основные недостатки | Низкий общеобразовательный уровень. Узкая направленность профессиональной подготовки. Специалисты с репродуктивным воспроизведением информации | Большая длительность образовательного этапа. Слабый учет потребностей личности. Слабо развитые способности к творческой работе, к самообразованию. Формирование иждивенчески настроенной личности и конформизма. Медленная реакция на изменение запросов общества. | Возможная излишняя децентрализация системы образования. Потенциальная возможность снижения уровня образования путем «экономии» за счет параллельной подготовки бакалавра и специалиста. Отсутствие разработанного механизма, перехода с одной образовательной программы на другую (между П и III уровнями) |
|
|
Из приведенной таблицы видно, что границы между системами не являются четкими. Системы имеют много общих черт.
Многоступенчатая система - это совокупность профессионально-образовательных программ, отличающихся уровнями квалификации, приобретаемой обучающимся в одном направлении деятельности или одной отрасли хозяйства, имеющими главной задачей узкопрофессиональную подготовку и обеспечивающими рост профессиональной квалификации при переходе от одной ступени к следующей. Высшее образование выступает как неделимая единая ступень.
Моноуровневая система высшего образования - это совокупность одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных программ, ориентированных на массовую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.
|
Многоуровневая система высшего образования - это совокупность последовательностей, каждая из которых составлена, из преемственных образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным компонентом на I-II уровнях и множественностью программ профессиональной подготовки на основе одного базового образования. Переход с одного уровня на следующий характеризует степень образованности.
Особенность многоуровневого образования - появление различных образовательных задач на разных ступенях подготовки. На всех этапах важнейшая задача - формирование творческого мышления и условий для самореализации.
Первая ступень - активизация традиционных видов учебной деятельности (проблемные и «бесконспектные» лекции, лекции-пресс-конференции и т.д., семинары-диалоги, семинары на ролевой основе и т.д.).
Вторая ступень - активизация информационных технологий обучения; разнообразие их и проблемность как на аудиторных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы студентов (компьютеры, кинофильмы, телевидение и т.д.). Одновременно необходимы методы активного обучения.
Третья ступень - контекстный подход, для применения навыков и умений в решении квазипрофессиональных задач. Широкое использование активных (включая деловые игры и игровое проектирорвание) и информационных технологий обучения. Подготовка магистров - занятия с элементами исследований, участие в реальных деловых играх (инновационные, проблемно-деловые, организационно-деятельностные).
Приоритетные задачи в области диверсификации образования:
поиск новых наиболее гибких и экономичных структурных форм образования, отражающих имеющиеся потребности общества и возможности существующей системы образования;
проблема взаимодействия отдельных частей образовательной системы;
проблема контроля качества образования и соответствия системы образования поставленным целям и потребностям общества;
наполнение содержанием готовых образовательных конструкций, механизм обеспечения саморазвития системы образования, оптимальное соотношение между образовательными компонентами;
поиск путей интеграции в мировую образовательную систему;
выявление конкретных механизмов реализации образовательных потребностей;
экономическое и правовое обеспечение системы образования.
Как показывает практика, основной движущей силой и опорой конструкции интегрированного непрерывного образования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования - вузы. Все образовательные новации последних десятилетий: различные учебные комплексы, в т.ч. учебно-научно-производственные и комплексы «школа-вуз», среднетехнические факультеты, вновь создаваемые структуры довузовского, дополнительного и послевузовского образования - строятся на интеграции с вузами[2;100].
Можно выделить ряд теоретических проблем, решение которых необходимо для реализации системы многоуровневого образования:
педагогические: формирование содержания образования при ступенчатой системе подготовки; обеспечение завершенности, преемственности и интеграции его с базовым содержанием школы; система критериев аттестации при переходе студентов с одной ступени на другую; сокращение сроков обучения при переходе из одного учебного заведения в другое;
психологические: личность в условиях многоступенчатой подготовки; формирование разных типов профессиональной деятельности на разных ступенях обучения;
социально-психологические: социально-психологический климат в условиях разных уровней притязаний на получение профессиональной подготовки;
экономические: затраты на подготовку специалистов;
управленческие: координация и субординация связей в системе государственно-общественного управления, оптимизация функций механизмов управления.
В таких системах есть несколько положительных моментов: во-первых, существенное расширение социальной базы студенчества за счет лиц:
. способных к усвоению лишь начального профессионального образования.
. склонных лишь к исполнительной деятельности.
. ограниченных временными и финансовыми возможностями.
Во-вторых, возможность создания учебных планов и программ, отличающихся высоким уровнем мобильности и способности удовлетворять широкий спектр меняющихся потребностей сферы культуры, науки и производства.
В третьих, создание единых образовательных профессиональных стандартов.
В четвертых, улучшение качества обучения, так как на каждой ступени доминируется одна ориентация: на первой - на репродуктивную деятельность, на второй - на прикладную продуктивную деятельность, на третьей - на теоретическую продуктивную деятельность.
В пятых, улучшение качества специалистов на каждом уровне, так как поступление на последующую ступень стало вестись на конкурсной основе, т.е. такая система отбора строится в двух общепризнанных принципах: открытости (доступности) и селективности (конкуренции).
В шестых, реализация методов совершенствования учебного процесса:
метода заданий целей обучения; метода отбора необходимого и достаточного; метода определения необходимого качества усвоения материала;
метода выбора рациональной комбинации видов учебной деятельности;
метода построения и реализации системы контроля за ходом и результатом обучения, разработка и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов на каждой ступени обучения;
метода конечных проектов, обеспечивающего интегративную связь предметов внутри одного блока дисциплин и между предметами различных циклов[4;117].
Решить проблемы при переводе с одной ступени на другую, в частности проблему переструктурирования и согласовывания содержания профессионально-теоретической подготовки, позволяет принцип вариативности. Процесс подготовки специалистов разного уровня не является замкнутой системой. Он зависит от многих факторов.
Вариативность содержания заключается в возможности своевременного и оперативного введения в изучаемый материал новых актуальных сведений, связанных с происшедшими за определенный промежуток времени изменениями в науке, технико-технологических концепциях и социально-экономических отношениях (адаптация содержания к производству); в адаптации содержания к определенному контингенту студентов (адаптация к личности); в возможности построения учебного процесса с ориентацией на более высокую ступень профессионального образования[10;397].
Исходя из того, что содержание изучаемого материала является одним из определяющих факторов, влияющих на выбор форм организации, можно выделить среди факторов, влияющих на варьирование процесса подготовки, управляемые и неуправляемые. К первым он относит уровень подготовленности учащихся, особенности вуза, его техническую вооруженность, ко вторым - социально-экономические изменения в обществе, смену приоритетов в общественном производстве.
Один из ведущих принципов, положенных в основу многоуровневой системы образования, - принцип фундаментализации. Это понятие имеет разнообразное, часто весьма субъективное толкование. Одни авторы понимают ее как более углубленную подготовку по заданному направлению - «образование вглубь». Второе понимание - разностороннее гуманитарное и естественно-научное образование на основе овладения фундаментальными знаниями - «образование вширь».