ЗАНЯТИЕ 3
тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными О - Ё; тренировать в отгадывании кроссвордов; развивать навыки языкового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О - Ё II словосочетаниях, предложениях и тексте.
1.Я куда-то собирался... (сбор).
2.Она - коза, он -... (козёл).
3.На ней вешают бельё и водят животных (верёвка).
4. Она плывет по воде и сделана из дерева (лодка).
5. Этот предмет украшения носят на шее, на цепочке или на нитке (медальон).
6 Он приносит в дом письма и посылки (почтальон).
3. Работа на уровне предложения.
Логопед: Зачеркните в словах ненужные буквы и прочтите получившиеся предложения (запись на доске).
Образец: Б(о)(ё)ря вед(о)(ё)т к(о)(ё)зу. - Боря ведёт козу.
Л(о)(ё)ва слушает радио.
Пчела да(о)(ё)т мн(о)(ё)г(о)(ё) м(о)(ё)да.
У сл(о)(ё)на есть маленький сл(о)(ё)н(о)(ё)н(о)(ё)к.
П(о)(ё)вар нес(о)(ё)т ябл(о)(ё)чный пир(о)(ё)г.
4 Физминитка. «Ёлочка».
У маленьких детишек елочка большая. Огоньками, шариками елочка сверкает, | Дети делают вращательные движения руками. |
Ай да елочка, погляди, погляди, | Хлопают в ладоши. |
Деткам елочка, посвети, посвети. | Дети поднимают руки вверх над головой и вращают ладонями. |
Не коли нас, елочка, веточкой лохматой. | Грозят пальчиком. |
Убери иголочки дальше от ребяток. | Прячут руки за спину. |
5. Развитие языкового анализа (работа на доске).
Логопед: Запишите на доске текст (текст на карточках). Вместо картинок вставьте слова с буквами 0-Ё. Отметьте согласные перед гласными О - Ё в словах (слова в скобках заменены картинками).
|
Ёжик
У Лёвы живёт (ёжик). У (ёжик) острые иголки. Лёва кормит его молоком. По ночам (ёжик) ловит (мыши) и гуляет во дворе. А когда выглядывает яркое (солнце) (ёжик) крепко спит под (кровать).
III. Итог занятия
Логопед: Припомните и назовите тему занятия. Назовите из текста слова с мягкими согласными перед гласной Ё. Назовите, слова с твердыми согласными перед гласной О. Как Я звучат в словах согласные перед гласными О - Ё?
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы.
Цели и задачи: познакомить детей с гласными И - Ы; учить Я дифференцировать согласные звуки перед гласными! И - Ы; развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа, словоизменения; учить работать со словами-омофонами; тренировать в образовании существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; карточки со словами-паронимами; пособие «Лепестки ромашек»; картинки - банты, усики,II ножки, зонты, ручки, кусты; модели слов.
Ход занятия
I. Оргмомент
1.Припоминание пар слов с парными согласными по твердости и мягкости.
Логопед: Разложите картинки парами так, чтобы в каждой паре картинок были парные согласные по твердости и Я мягкости. Назовите эти парные согласные.
Карточки: рад - ряд, нос - нёс, тук - тюк, лук - люк.
2.Знакомство с парой гласных через прослушивание стихотворения.
Логопед: Послушайте стихотворение и назовите слова, которые отличаются только одной гласной. Сделайте вывод Я о теме занятия.
|
- Что глядишь, корова, Строго и сурово?
- Мишка-лодырь! Через «а» Написал он: «Ка-ро-ва».
- Напишите вы «Мишка» через «Ы».
Проучите Мишку -Превратите в мышку. Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать!
3. Сформулировать и записать тему занятия.
II. Основная часть
1.Сравнение звуков И - Ыпо акустическим признакам. Сравнение гласных И - Ыв печатном и рукописном шрифте. Соотнесение звуков и букв занятия
с соответствующими символами (задание I.e. 11).
2.Развитие слухового внимания и фонематического анализа.
Логопед: Прослушайте согласные и добавьте поочередно к ним гласные И-Ытак, чтобы получились слоги, запишите и отметьте согласные перед изучаемыми гласными.
Буквы: п, т, р, м, н, к, в.
Слоги: пи - пы, ты - ти, ры - ри, ми - мы, ни - ны, ки -кы, ви - вы.
Логопед: Посмотрите, где в слогах спрятались слова? (Мы, вы, ты.)
3.Работа со словами-паронимами.
Логопед: Прочтите слова-паронимы (запись на доске) и сравните их по написанию, звучанию и значению.
Слова: мил - мыл, вил - выл, пил - пыл, был - бил (логопед обращает внимание детей на малознакомые слова: пыл, мил, вил).
4.Работа по словоизменению.
Логопед: Впишите в пустые лепестки ромашки слова так, чтобы получились пары слов по образцу. Образец: стол - столы, конь - кони... (слова вписаны в лепестки ромашки).
кисти -... дома -... зонт -...
стена -... зубы -... нос -...
5.Физминитка (на усмотрение логопеда).
6.Развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Логопед: Расселите слова в домики так, чтобы слова со значением большого предмета жили в доме, а слова со значением маленького предмета - в маленьком домике. Образец: руки - в большом доме, ручки - в маленьком домике...
|
Логопед прикрепляет на доску изображения двух домиков, различающихся размером. Дети рисуют в тетрадях дома и записывают слова в два столбика. Данное задание можно выполнять на картинках с предметами разной величины и слов, записанных на карточках.
Слова: банты, усики, ножки, ручки, зонты, кусты.
7.Развитие фонематического анализа и синтеза на уров не слова.
Логопед: Рассмотрите загадочные модели слов и постарайтесь разгадать их. Вставьте необходимые буквы в слова и объясните значения получившихся слов.
Запишите пары слов и укажите различие в употреблении гласных в словах для обозначения мягкости и твердости согласных.
Модели слов:
Занятие 10
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ыв словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных звуков; учить дифференцировать согласные звуки перед гласными И - Ы; развивать фонематическое восприятие; тренировать в составлении описания по плану; развивать навыки языкового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: картинки (грибы, камыши, вишня, малина, ели, яблоки, следы, дым); предметные картинки - мишка и мышка; карточки со словосочетаниями; текст стихотворения (запись на доске); предметная картинка «Щенок».
Ход занятия
Оргмомент
1 .Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Рассмотрите картинки и раздайте их мишке и мышке.
Картинки: грибы, камыши, вишня, малина, ели, яблоки, следы, дым.
Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением мишки и мышки и раздает детям картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы И - Ы.
2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
I. Работа по развитию фонематического восприятия
и слухового внимания.
Логопед: Послушайте слова и зашифруйте их по образцу. Образец: совы -ы, кино - и.
Слова: такси, павлин, плитка, вилы, цыпочки, весы, висит, тигры, звери.
Логопед: Припомните и назовите слова, написание которых подчинено какому-либо правилу. (Цыпочки, весы.)
2Работа по дифференииаиии согласных перед буквами И - Ына уровне словосочетания.
Логопед: Мишка и мышка писали в лесной школе сочинение. Каждый из них старался написать как можно больше своих любимых гласных Вот что из этого получилось I (запись на доске):
БЕЛИЕ ПУШЫНКЫДУШИСТИЕ ЛАНДИШИ 1
ОСТРИЕ КЛИКИ ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ
ДРУЖНИЕ МАЛИШИ ВЕСЕЛИЕ КАНЫКУЛИ
Логопед: Исправьте ошибки. Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило и проверьте написание всех слов с этими согласными (ЖИ - ШИ - пиши с гласной И).
3.Развитие слухового внимания.
Логопед: Вставьте буквы И - Ыи прочитайте стихотворение, записанное на доске. Отгадайте, о чем идет речь в этом стихотворении?
М_ не овц_ и не св_нк_
Хоть м_ все имеем сп_нк_.
М_ не кон, хоть на нас
В_ сад_л_сь много раз.
4. Физминутка (см. занятие 8).
5. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Задание для учащихся 1-го класса: списать текст и отметить мягкость и твердость согласных перед гласными И - Ы. II
В огороде.
В огороде на грядках растут овощи: огурцы, помидоры и лук. Нина собрала помидоры в корзину, а лук и огурцы - в ящик. Потом отнесла овощи на хранение в подвал.
Задание для учащихся 2-го класса: составить описание по предметной картинке «Щенок» с опорой на вопросы.
Вопросы: У кого был щенок? Как его звали? Какая у него шерсть? Какой у него характер? Что он любит есть? Во что он любит играть? Кто и как ухаживает за щенком?
III. Итог занятия (задание 3, с. 11)
Логопед: Назовите предметы и «расселите» их по домикам. Запишите слова под каждым домиком. Скажите, с какими согласными «дружит» гласная И, а с какими - Ы. Приведите примеры из текста.
ЗАНЯТИЕ 11
Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
Цели и задачи: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова; работать над ошибок фонематического анализа и синтеза; развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; учить соотносить букву с символом для ее обозначения; обогащать словарь детей.
Оборудование: разрезные буквы и квадраты трех цветов на каждого ребенка; буква Ь (запись на доске); изображение мягкого знака; текст стихотворения; карточки со словами; предметные картинки с изображением Мальвины и Буратино.
Ход занятия
Оргмомент
1. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Логопед раздает детям буквы и квадраты трех цветов.
Логопед: Составьте слово и выложите его звуковую схему.
Буквы: Б, О, Л, Е, К, Ч, А. (Белочка.)
Логопед напоминает детям о правиле написания слов с суффиксами -ЧН-, -ЧК-.
II. Основная часть
1. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Хорошо! Вы быстро справились с заданием и отгадали гостью нашего занятия (логопед выставляет на доску изображение белочки). А теперь послушайте стихотворение об этом зверьке.
Белка хвостик изогнула,
у пенечка отдохнула
распушила хвост, да так
-стала словно мягкий знак!
Рядом с изображением белки логопед выставляет стилизованное изображение мягкого знака, похожего на хвост белки.
2. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.
Логопед: Послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?
Сказка о мягком знаке
Жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И -и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.
«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!» - смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать!» -кричали другие.
Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты - ведь они могли обозначать сразу по два звука!
«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, себе избушку и стали жить в одиночестве.
Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л, О, С... что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И - получилось... ЛОСИ! Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я - ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е - ЛОСЕ, Ё - ЛОСЁ! Все не так! Что же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке.
И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ.
С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!
Нам с вами тоже нужно не забывать о Ь и приглашать его для смягчения согласных.
3. Закрепление знаний о мягком знаке
при смягчении согласных на конце слов.
Логопед: Рассмотрите веселое пособие «Мягкий знак» и припомните правило: «Мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных».
![]() |
4. Развитие фонематического восприятия (задание 1. с. 12).
Логопед: Рассмотрите картинку и помогите ёжику собрать грибы - придумайте слова, в которых для смягчения согласных пишется Ь.
5.Закрепление норм орфографии. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой (задание 2. с. 12). Логопед: Запишите слова из предыдущего задания по памяти и укажите смягчение согласных на конце слова Ь.
6.Работа со словами-омофонами (запись на карточках). Логопед: Мальвина учила Буратино - она знакомила его с Ь. Девочка попросила его переписать слова с мягким знаком, но негодный мальчишка не хочет учиться - он стер своим длинным носом во всех словах мягкий знак. Посмотрите, что получилось!
Помогите Мальвине исправить ошибки Буратино.
уголь - угол мель - мел
ель - ел сталь - стал
брать - брат шесть - шест
тушь - туш конь - кон
Логопед просит детей объяснить значение слов: тушь, туш, сталь, кон, шест, мель, уголь. Это задание можно выполнять как на доске, так и с использованием индивидуальных карточек со словами.
Можно составлять пары из слов, записанных на отдельных карточках, как самостоятельно, так и с опорой на предметные картинки.
III. Итог занятия (задание 3, с. 12)
Логопед: Припомните схему слов с мягким знаком на конце слова. Подберите слова к моделям слов и запишите их. Укажите роль мягкого знака.
ЗАНЯТИЕ 12
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова).
Цели и задачи: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака; закреплять навыки правописания слов с мягким согласным в середине слова; формировать навыки фонематического анализа и синтеза; устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; учить соотнесению буквы и символа; обогащать словарь детей; развивать логическое мышление; учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.
Оборудование: индивидуальные карточки; картинки; тексты загадок; индивидуальные карточки для работы.
Ход занятия
1. Оргмомент
1 .Развитие зрительного восприятия и внимания (задание 4. с. 12).
Логопед: Вставьте в слова Ь. Сравните пары слов. Сделайте вывод о месте и роли Ь в каждом слове.
КОН_ - КОН_КИ УГОЛ_- УГОЛ_КИ
ПЕН_- ПЕН_КИ ДЕН_- ДЕН_КИ
КУЛ_- КУЛ_КИ ОГОН_- ОГОН_КИ
2.Сформулировать тети занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Закрепление темы занятия и знакомство
с существительными с мягким знаком в середине слова.
Логопед: У нашей знакомой белочки есть детеныши -бельчата. Эти малыши очень любят играть со словами. Первый бельчонок (выставляет на доску картинку с изображением бельчонка, в лапах которого Ь) любил вставлять мягкий знак в конце слова, а второй все норовил запрятать ого в самую середину слова. Давайте поможем второму бельчонку. Образуйте слова по схемам и прочтите их. (Ельник, кульки, пеньки, огоньки, зверьки, кильки.)
соотнесение слов со схемой слова.
Логопед: Начертите под каждым словом его схему.
Схемы слов (на доске)
![]() |
![]() |
3.Работа со словами-омофонами.
Логопед: Послушайте стихотворение о девочке, которая все забывала. Вот что из этого получилось:
Маша баньку истопила
Мягкий знак позвать забыла.
Сразу банька банкой стала.
Вот как Маша сплоховала.
4.Развитие зрительного восприятия и логического мышления.
Логопед: Подберите пару к каждой картинке, сравните слова по написанию, значению и по звучанию.
Картинки: банка, галка, пенки, галька, банька, угольки, полка, уголки, полька, пеньки.
5.Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте загадки и запишите отгадки. Отметьте Ь в середине слов.
Уж очень вид у них чудной: Я живу под самой крышей,
У папы локоны волной, Даже страшно глянуть вниз.
А мама ходит стриженной. Я могла бы жить и выше,
На что она обижена? Если б крыши там нашлись.
(Львица) (Сосулька)
Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)
Вкусны - оближешь пальчики - В степь пришла весна.
Оранжевые мячики. Степь красна, желта,
Но только я в них не играю, А цветник у меня
А неизменно их съедаю. Запылал весь от огня.
(Апельсины) (Тюльпаны)
6.Дифференииаиия слов с Ь на коние и в середине слова.
Логопед: Маша предлагает вам интересное задание. Посмотрите на схемы для слов с мягким знаком (задание 2, с. 12). Распределите слова в два столбика и укажите место и роль мягкого знака.
Слова: фонарь, больно, тишь, будильник, день, ночь, беленький, больше, скажешь, кольцо, меньше.
Логопед: В каких словах есть орфограммы, где правописание мягкого знака не связано с мягкостью предыдущего согласного? (Скажешь.) Найдите слова с противоположным значением? (Больше - меньше, день - ночь.)
7. Развитие фонематического восприятия на уровне словосочетания.
Логопед: Составьте и запишите словосочетания, используя слова на карточках (данную работу можно провести индивидуально). Образец: сильная метель.
Карточки со словами- | Карточки со словами- |
признаками | предметами |
СИЛЬНАЯ | СКАТЕРТЬ |
БЕЛАЯ | БУДИЛЬНИК |
НОВЫЙ | МЕТЕЛЬ |
ВЫСОКИЕ | СТУПЕНЬКИ |
ГУСТЫЕ | ПЕТЕЛЬКИ |
ТРУХЛЯВЫЕ | ПЕНЬКИ |
ТЕПЛАЯ | ПЕНКИ |
III. Итог занятия
Логопед: Припомните тему занятия и назовите слова с мягким знаком в конце слова, а потом в середине слова.
ЗАНЯТИЕ 13
Тема: Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.
11,ели и задачи: закреплять знания о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке; закреплять знания норм орфографии, навыки соотнесения слов со схемами; учить дифференцировать слова с мягким знаком на конце и слова с мягким знаком в середине; учить дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения; развивать логическое мышление, фонематическое восприятие.
Оборудование: изображение мамы белки и бельчонка; буква Ь (запись на доске); текст стихотворения; предметные картинки; схемы для обозначения слов с мягким знаком
(на каждого ребенка); демонстрационная схема слов с разделительным мягким знаком; карточки со словами-паронимами; карточки с предложениями; ребусы.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Закрепление пройденного материала.
Логопед показывает детям картинку, дети поднимают схему, соответствующую слову-названию данной картинки.
Картинки: желудь, портфель, осень, фасоль, будильник, мальчик, пеньки, шинель, ель, альбом, рельсы, коньки.
Схемы:
II. Основная часть
1. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Послушайте стихотворение и отгадайте имя третьего бельчонка.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
В корне я стою, друзья
Воробьи, семья, жильё -
Перед Я, Ю, И, Е, Ё
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, перья, чьи,
Колья, звенья и семья,
Вьюга, осенью, друзья. Логопед: Во всех словах пишется разделительный мягкий знак. Он разделяет твердый или мягкий согласный и гласную в корне.
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия.
3 Знакомство со схемой слов с разделительным мягким
знаком (задание 5. с. 13).
Логопед: Припомните из стихотворения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак, и назовите их.
Логопед уточняет, что в данных словах гласная, стоящая после мягкого знака, обозначает один (И) или два звука (ЙО, ЙЭ, ЙА, ЙУ). Затем предлагает детям рассмотреть схему слов с разделительным мягким знаком, обсуждает ее вместе с детьми.
4. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел бельчонок и принес мягкий знак. Но этот мягкий знак выполняет уже в словах другую работу - он разделяет согласные и гласные. Пельчонок приготовил много интересных заданий. Вот одно из них.
По дороге сюда бельчонок повстречал своего друга -мальчика Колю - и отдал ему все буквы Ь, а теперь не может прочесть слова. Давайте попробуем прочесть то, что получилось, а затем вернем словам Ь.
семя - семья колья - Коля
Дети читают слова и сравнивают пары по звучанию, написанию и значению.
6. Работа с кроссвордом. Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте кроссворд, спишите слова и укажите и них место и роль мягкого знака.
I. Снежная буря (вьюга).
2. Домики для пчел (ульи).
3. Мама, папа, я —... (семья).
4 Животное, которое имеет восемь ног (осьминог).
5. Ягоды, сваренные с сахаром (варенье).
6.Работа с ребусами.
Логопед: Отгадайте ребусы и назовите гласные и согласные, которые разделяются мягким знаком.
7 + Я лист\+ь + Я ДАР + Ь + Я
7.Работа на уровне предложения.
Логопед: Запишите предложения, заменяя картинку соответствующим словом. (Логопед представляет пособие, на котором слова в скобках заменены картинками; дети записывают предложения на доске.)
С (деревья) опадают (листья). |
В (сад) стоит высокая (скамья). I
Коля ест вкусное (печенье).
На (скамья) сидит (дедушка).
В (парк) расцвели (деревья).!
В (магазин) мы купили овсяное (печенье).
///. Итог занятия
Логопед: Назовите слова из предложений с разделительным Ь. Вспомните, какую роль в этих словах играет Ь.
ЗАНЯТИЕ 14 |
Тема: Мягкий знак в функции смягчения и разделения. I
Цели и задачи: закреплять знания о мягком знаке и его роли в словах; учить дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения; учить работать со схемами слов; уточнять и обогащать словарь; тренировать в подборе слов-действий к словам-предметам; формировать навыки словоизменения; развивать высшие психические процессы.
Оборудование: предметные картинки с изображением Пьеро, Ильи Муромца; карточки со словами - «фортепьяно», «бьют», «соловьи», «печенье», «стулья», «крылья»; схемы слов с мягким знаком (смягчение согласных на конце слов, смягчение согласных в середине слова и разделение согласной и гласной в середине слова) в виде указателей дорог; карточки с предложениями; карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия
. Оргмомент
1. Знакомство с героями занятия (задание 6. с. 13).
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел печаль-
иый гость. Посмотрите на него внимательно, кто это? Из какой сказки он пришел? Каких героев этой сказки вы знаете? Посмотрите, какой грустный Пьеро. Он хочет пойти в гости к Мальвине. Вы помните, что Мальвина была умной девочкой и строгой учительницей для Буратино? А Пьеро делает много ошибок в своих тетрадях. Он боится, что Маль-пина не захочет с ним дружить. Помогите Пьеро - вставьте в слова мягкий знак. Зеленым карандашом подчеркните только разделительный мягкий знак.
КРЫЛ_Я РОЛ_ УГОЛ_КИ ББЛ_Ё
СЕМ_Я ОГОН_КИ ПЕН_КИ ПОЛ_Ю
КОЛ_Е ПЕН_ ДЕН_КИ РУЛ_
2 .Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1 .Закрепление навыков словообразования.
Логопед: Только начал наш Пьеро улыбаться, как вновь расплакался. Опять у него ничего не получается. Как же он покажется Мальвине на глаза?
Помогите Пьеро. Прочитайте слова (запись на доске) и измените их по образцу. Образец: стул - стулья...
ручей -... колос -... сын -...
дерево -... конек -... кол -...
Логопед: Какое слово попало сюда случайно? Почему?
2.Работа на уровне предложения.
Логопед: Все было так хорошо, но Пьеро нужно составить предложения, а он в себе не уверен. Прочитайте запись и вставьте нужное слово так, чтобы получилось предложение (запись на карточках).
Девочка... платье.
Птица... гнездо.
Котёнок... молоко.
3. Соотнесение слов со схемой слова (задание 7. с. 13).
Логопед: Бедный Пьеро совсем отчаялся. Он так легко огорчается, что чувствует себя совершенно несчастным. Вот почему ему решил помочь богатырь Илья Муромец.
Отправился Илья в путь-дорогу вместе с Пьеро. Шли они, шли, и вдруг на пути у них камень лежит указательный. А на камне том надпись есть таинственная:
КТО НАПРАВО ПОЙДЕТ... - (з) ~~~ Ь
Остановились наши герои и задумались, куда же им идти, какую дорогу выбрать? Тут откуда ни возьмись появились слова-картинки (ведь это была волшебная страна, и происходили в ней разные чудеса). Остановились они около камня и тоже задумались, но вскоре догадались, кому куда нужно идти. Решили Пьеро и Илья Муромец словам помочь.