Глава 2. Экспериментальная часть исследования




 

Анализ состояния проблемы в практике воспитания дошкольников

 

Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска». Была изучена работа педагогов данного учреждения, направленная на воспитании мужественности у мальчиков дошкольного возраста. В экспериментальной работе приняли участие 12 мальчиков в возрасте 6 лет подготовительной группы «Почемучки» и 6 отцов.

Цель эксперимента: определить уровень состояния проблемы воспитания мужественности мальчиков дошкольного возраста в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска», а так же выявить возможности влияния отцов на воспитание мужественности мальчиков.

Многими педагогами, психологами, врачами справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике нужно воспитывать с раннего детства. В исследованиях таких психологов как В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина научно обоснована значимость периода дошкольного детства в становлении психологического пола ребёнка, его поло-ролевой социализации, в связи с этим в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» проводиться активная работа по формированию и развитию мужественности мальчиков через образ мужского поведения.

Мужественность, является собирательной, обобщающей характеристикой личности. Понятие «мужественности» объединяет следующие нравственно-психологические качества мужчины: сила, отвага, стойкость, самообладание, решительность, бескорыстие, честность, справедливость. Мужественность - главное качество настоящего мужчины.

При формировании мужественности следует обращать внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка. Мужественность является фундаментом характера мальчика.

Очень важно в период дошкольного детства помочь правильно сформировать мужественность в детях. Для этого педагоги ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» в своей работе, с учётом гендерных особенностей мальчиков дошкольного возраста, преследуют следующие задачи:

1. сформировать первоначальные представление мальчиков об особенностях мужского поведения, особенностях одежды мужчин, а так же о нормах и правилах поведения мужчин в семье;

2. сформировать представление о «мужских» и «женских» праздниках, способах поздравления друг друга;

. сформировать представление о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола;

. способствовать проявлению заботы по отношению к младшим, сверстникам и старшим людям разного пола;

. содействовать становлению практической реализации специфических маскулинных качеств в коммуникативной деятельности, а так же способов самообслуживания (умывание, одевание, мытье обуви, частичная уборка помещения), ручного труда (заколачивание гвоздей).

Отметим, что в группе «Почемучки» создана пространственно-предметная развивающая среда для мальчиков, элементами которой являются:

- уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машины, конструкторы, строительный материал, пилотки, каски), позволяющие мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли;

- мини-среды мужского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь);

- уголок «мужской доблести» (рыцарские доспехи, казацкое снаряжение, военное обмундирование и оружие, изображение парусников, кораблей и т.п.).

Для эффективности проводимой работы в практике ясли-сада успешно используются сюжетно-ролевые игры, поскольку, по мнению воспитателя группы «Почемучки», они помогают правильно сформировать поло-ролевые модели поведения детей. С этой целью мальчикам предлагаются игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. Отметим, что при организации игровой деятельности, в практике данного учреждения учитываются особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности: большое количество участников, четкость иерархии (доминирование - подчинение), игровую конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и другие. Необходимым является удовлетворение потребности мальчиков в соревновательности, несмотря на то, что обычно хочется, чтобы «победила дружба».

Так же, педагоги ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» считают нецелесообразным излишнее подавление природной агрессивности мальчишек, в частности запрет на оружие, поскольку мальчики изготовят его из того, что будет под рукой, либо вообще будут «стрелять из пальца».

Современный рынок игрушек переполнен автоматами-трещетками, пластмассовыми ружьями, пистолетами, кинжалами, ножами, мечами, арбалетами. Все они призваны помочь ребенку войти в роль милиционера, солдата, спасателя, охотника, воспроизвести действия, присущие его носителю. Безусловно, при их использовании необходимо соблюдать главное требование - безопасность игр и игрушек для здоровья ребенка. Военные игрушки, как и игрушки других видов, влияют на развитие личности ребенка, его эмоционально-нравственную сферу. Выполняя какую-либо роль, ребенок идентифицирует себя с ее носителем, то есть переживает свою тождественность или контрастность с выбранным им героем. Плащи и шпаги, камуфляж, банданы и пистолеты - униформа мальчишек. В связи с этим в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» имеется расширенный выбор игр проводимых с мальчиками. Это игры военной, героической, транспортной, индустриальной тематики, режиссерские игры с машинами и солдатами, строительно-конструктивные, подвижные и спортивные.

Вместе с тем, в группе «Почемучки» главным воспитателем проводятся «Занятия вежливости», на которых мальчиков ориентируют на рыцарское отношение к девочкам. Их учат пропускать девочек вперед, подавать руку, оказывать помощь в перемещении тяжёлых предметов и так далее.

По мнению педагога-психолога, в возрасте шести лет мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. В связи с чем, в исследуемой группе планируется оборудовать мини-мастерскую, где под присмотром взрослых мальчики будут учиться забивать гвозди, строгать, пилить. Это позволит дошкольнику возвыситься в собственных глазах, позволит ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу».

Подбором художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов для использования в воспитательной работе по формированию мужественности в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» занимается педагог социальный с учётом следующих принципов: доступность возрасту, эмоциональная привлекательность, динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру, динамика характера героев.

На первом этапе подборка художественных произведений нацелена на воспитание представлений о стойкости, смелости, готовности оказать помощь слабым и старым людям, готовности и желания защищать Родину. Это сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках отечества, о представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. По мнению педагога социального, они дают возможность показать мальчикам, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, вызвать у них чувство восхищения их мужеством, желание подражать им. Так же в беседах с детьми подчеркивается, что защитники отечества во все времена применяли силу только для защиты своей страны, проявляя при этом мужество, смелость, терпеливость в преодолении трудностей, великодушие к побежденному врагу.

При формировании представлений о мужественности используется и ряд произведений о мальчиках, которые проявляют мужественность, смелость, что ближе пониманию ребенка. При этом обращается внимание детей на то, как дошкольники преодолевают собственный страх, стеснительность, когда видят, что слабый нуждается в помощи. Обращается внимание мальчиков на то, как они по-джентельменски должны относиться к девочкам, к старым людям. С этой целью в работе ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» используются следующие мультфильмы: «Вовка в тридевятом царстве», «Три толстяка», «Летучий корабль», «Добрыня Никитич», «Незнайка на Луне», «Шрек», «В поисках Немо», «Кунг-фу панда», «Король Лев» и другие.

Кроме того, в развивающей среде группы «Почемучки» имеется три мини-музея:

. Музей гармонии, включающий в себя методическое оснащение для занятий изобразительной деятельностью, музыкой, физической культурой.

. Экспозиция музея «Мы - юные Белорусы», состоящая из материалов о выдающихся людях - мужчинах и женщинах, чьи образы и чья деятельность являются неотъемлемой частью истории и культуры Республики Беларусь.

. Музей мечты, представляющий собой методическое оснащение, направленное на осознание и апробацию детьми в процессе игровой деятельности будущих социальных ролей: семьянина, работника, друга.

Однако необходимо отметить и сложности, с которыми сталкиваются педагоги ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» в воспитании основ мужественности у мальчиков. Во-первых, это отсутствие в детском саду воспитателей-мужчин. Так как их собственный детский опыт мог бы пригодиться при педагогическом взаимодействии с мальчиками. Во-вторых, в дошкольном детстве мальчик - это полный антипод тому будущему образу, которому ему необходимо следовать. Мужчина - это воплощение и символ физической и духовной силы, мальчик же - слаб, раним, уязвим. Принято считать, что типично мужскими качествами являются доминантность и агрессивность, но вместе с этим мальчишки должны научиться понимать чужую беду и страдания, уметь оказать действенную помощь. Так же для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к женщинам, старикам, желание и способность защищать более слабых.

Таким образом, эффективность процесса формирования основ мужественности у дошкольников определяется созданием следующих психолого-педагогических условий:

. обогащение представлений о мужских качествах при знакомстве с жизнью и деятельностью исторических личностей;

. формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли (сын, муж, отец, гражданин, профессионал);

. организация военно-патриотических игр и игр героического содержания.

Однако, по мнению педагогов ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» работа, проводимая в детском саду, должна поддерживается и продолжается родителями. Поскольку педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если отцы детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.

 


Выявление и характеристика проявления мужественности мальчиками дошкольного возраста

 

В эксперименте приняли участие 12 мальчиков в возрасте 6 лет, подготовительной группы «Почемучки» ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска». Отметим, что в исследовании участвовало так же 6 отцов детей.

Цель эксперимента: определение уровня мужественности мальчиков, складывающегося в результате общения с отцом, выявление возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт ребенка, были выбраны такие понятия, как «мужественность» и «женственность». Мужественность - это обладание мужеством, выражение мужества. Женственность - обладание качествами, свойствами женщины (мягкий, нежный, изящный). Анализ литературы показал, что мужественность - антитез женственности. В соответствии с общепринятым стандартом мужчина должен внешне отличаться от женщины (гендерный дисплей), быть более сильным физически, ответственным, более смелым и активным.

При выстраивании шкал ограничение шло по данным признакам, как наиболее выраженным у детей 6 лет.

Для реализации цели эксперимента использовался такой методы исследования как опрос.

Метод опроса - это вербально-коммуникативный метод <https://www.psychologos.ru/articles/view/verbalno-kommunikativnyy_metod>, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение <https://www.psychologos.ru/articles/view/obschenie> интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие, прежде всего, общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

Выделяют следующие виды опросов:

- Анкетирование <https://www.psychologos.ru/articles/view/anketirovanie>.

- Личностные тесты <https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnye_testy>.

- Метод лестницы <https://www.psychologos.ru/articles/view/metod_lestnicy>.

- Метод интервью <https://www.psychologos.ru/articles/view/intervyu>.

Для данного исследования был выбран метод интервью.

Интервью - это метод социально-психологического исследования, заключающийся в сборе первичной информации с помощью непосредственного речевого контакта. Интервью может быть: стандартизированным, в котором употребляются заранее подготовленные формулировки вопросов; нестандартизированным, предполагающим тактическую гибкость беседы, ее изменчивость в связи с ситуацией; полустандартизированным с использованием путеводителя интервью, допускающего отклонения от запрограммированной беседы. Метод интервью способствует налаживанию контакта между исследователем и исследуемым.

Организованная опытно-экспериментальная работа предлагает осуществление трёх последовательных этапов.

. Констатирующий этап.

Данный этап предполагает проведение индивидуального опроса мальчиков и выявление уровня их представлений о характерных особенностях мужского поведения. Так же был проведён опрос отцов, с целью выявления степени их влияния на формирование мужественности сыновей. В качестве основы для разработки анкеты использовался поло-ролевой опросник С. Бем [6, с. 123]. Отметим, что схема опроса была адаптирована в соответствии с возрастом детей, кроме того, использовалась методика З.М. Ахметгалеевой [4, с. 24].

Степень мужественности мальчика оценивалась по пяти шкалам: шкала внешнего соответствия (1), шкала физической подготовки (2), шкала ответственности (3), шкала активности (4), шкала смелости (5).

При подсчете баллов за ответ «а» начисляется 3 балла, за «б» - 2 балла, за «в» - 1 балл.

Анализ набранных баллов: по шкале 1 7 - 9 баллов означают высокий уровень гендерной самоидентификации, 5 - 6 баллов - средний, 3 - 4 балла - низкий.

По шкале 2: 7 - 9 баллов означают высокий уровень значимости физической подготовки в формировании мужественности, 5 - 6 баллов - средний, 3 - 4 балла - низкий.

По шкале 3: 6 и более баллов означают высокий уровень ответственности, 3 - 4 балла - средний, 1 - 2 балла - низкий.

По шкале 4: 7 - 9 баллов означают высокий уровень активности, 5 - 6 баллов - средний, 3 - 4 балла - низкий.

По шкале 5: 7 - 9 баллов означают высокую значимость смелости как составляющей мужественности, 5 - 6 баллов - средний, 3 - 4 балла - низкий.

Анкетирование мальчиков проводилось в ходе индивидуальной беседы. В случае, если вопрос был непонятен, экспериментатор разъясняла его ребёнку, результаты отмечались в таблице. Следует отметить, что дети проявили определенный интерес к данному методу исследования, стремились рассказать о чем-либо более подробно, чем того требовал вопрос, а так же положительно отнеслись к повторному тестированию. Опросник приведен в приложении А.

2. Формирующий этап.

На данном этапе результаты констатирующего эксперимента были предъявлены отцам. Важно, что только 6 отцов опрошенных мальчиков согласились принять участие в эксперименте, благодаря чему нам удалось сформировать две группы - контрольную и экспериментальную.

С отцами была проведена индивидуальная установочная беседа, в которой им были даны рекомендации по проведению бесед с мальчиками. В контрольной группе по объективным причинам беседу о мужестве согласились провести матери.

. Контрольный этап.

Данный этап предполагал проведение занятий с родителями в течение двух недель, после чего вновь было проведено анкетирование. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента приведены в таблицах.

 

Таблица 2.1 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в экспериментальной группе (1 анкетирование)

Имя ребёнка 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала
Кирилл Д.          
Антон М.          
Вадим П.          
Марк К.          
Даниил К.          
Максим О.          

 

Таблица 2.2 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в экспериментальной группе (2 анкетирование)

Имя ребёнка 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала
Кирилл Д.          
Антон М.          
Вадим П.          
Марк К.          
Даниил К.          
Максим О.          

Таблица 2.3 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в контрольной группе (1 анкетирование)

Имя ребёнка 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала
Иван Е.          
Мирон Ф.          
Влад Б.          
Дмитрий У.          
Евгений С.          
Дмитрий В.          

 

Таблица 2.4 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в контрольной группе (2 анкетирование)

Имя ребёнка 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала
Иван Е.          
Мирон Ф.          
Влад Б.          
Дмитрий У.          
Евгений С.          
Дмитрий В.          

 

Экспериментальная группа Контрольная группа
Имя 1 тест 2 тест Имя 1 тест 2 тест
Кирилл Д.     Иван Е.    
Антон М.     Мирон Ф.    
Вадим П.     Влад Б.    
Марк К.     Дмитрий У.    
Даниил К.     Евгений С.    
Максим О.     Дмитрий В.    

 

Констатирующий эксперимент в обеих группах дал практически одинаковые результаты. По шкале 1 ребята отвечали охотно. Следует отметить, многие дети высказались за схожесть внешнего облика мужчины и женщины. Два мальчика положительно относятся к длинным волосам у мужчин. По их мнению, это «красиво». Большинство высказались за единство внешнего облика мальчиков и девочек, что позволяет констатировать некоторое размывание понятия гендерного дисплея. Предположительно, причиной этому является ношение в группе многими девочками брючек. По шкале 2 отмечаются также умеренные показатели значимости силы, как составляющей мужественности. Почти все мальчики высказались за равенство силовых показателей у мальчиков и девочек.

Самыми впечатляющими были результаты определения уровня мужской ответственности. Задаваемые вопросы были ориентированы на уровень бытовых взаимоотношений, как наиболее доступный детям. Никто из детей не смог назвать больше одной обязанности мужчины в доме («Папа работает на работе»). Всего три мальчика говорили о реальном участии отца в бытовой жизни семьи (папа чинит машину, папа ходит в магазин). Почти все дети считают домашнюю работу обязанностью женщины, что, разумеется, можно объяснить тем, что в контрольной группе 4 из 6 ребят живут в неполной семье и могут наблюдать лишь за матерью.

Средние показатели выявлены в констатирующем эксперименте и по шкалам активности и смелости, хотя до 50% мальчиков в каждой группе набрали 7 баллов по шкале смелости, что говорит о сформированности представлений о некоторых личностных качествах мужчины. Отметим, что почти все мальчики назвали как нравящегося героя гендерно-нейтральный персонаж (Карлсона), что может свидетельствовать о пониженном стремлении к гендерной самоидентификации, в соответствии, с отмеченным выше сглаживанием гендерного дисплея.

Формирующий эксперимент, проведенный с участием родителей, показал, тем не менее, большой интерес детей к проблемам поло-ролевой социализации. Со слов родителей, дети с интересом слушали предложенные стихи и сказки, живо их обсуждали. Почти все с удовольствием перечисляли черты настоящего мужчины, деятельно фантазировали на тему «Каким я буду, когда выросту?».

Успешность формирующего эксперимента подтверждена на контрольном этапе, так как абсолютно у всех детей показатели мужественности повысились, а у большинства перешли в область высоких показателей по всем шкалам. Особенно бросается в глаза повышение значений по шкале ответственности, что позволяет сделать вывод о том, что разговоры родителей с ребенком о семейных обязанностях мужчины разнообразили представления мальчиков об их будущем участии в жизни семьи.

Сравнение экспериментальной группы, где беседу проводили отцы, и контрольной, где эту же функцию выполняли матери, показывает небольшое, но стабильное увеличение количества набранных баллов в первой группе. Это свидетельствует, что контакт мальчика с отцом в области воспитания мужественности протекает легче и дает более весомый результат.

Проведенный эксперимент позволяет сделать выводы о том, что для современных дошкольников существует реальная опасность социализации по гендерно-нейтральному типу, так как представления о женственности и мужественности в этом возрасте размыты и тяготеют к понятию «одинаковости». Так же необходимо отметить, что для формирования правильной гендерной самоидентификации родителям необходимо проводить планомерную воспитательную работу. Даже ситуативные, непродолжительные усилия родителей по формированию у ребенка представлений о мужественности могут дать хорошие результаты, особенно в случае привлечения литературно-художественного иллюстративного материала. Эксперимент показал, что влияние отца на воспитание мужественности мальчика выше и значительнее, чем усилия матери. Это можно объяснить тем, что отец, являясь гендерным идеалом для ребенка, представляет собой значимое лицо, авторитет которого велик тем более, что разговора о мужественности он может подкрепить собственным примером.

 


2.3 Воспитание осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования

 

В настоящее время актуальность изучения отцовства как научной проблемы приобретает всё больший интерес как со стороны психологии, физиологии, психофизиологии, акмеологии, социологии, педагогики и других наук, так и со стороны обыкновенных родителей, которым небезразлична тема родительства, в частности отцовства. К сожалению, в теоретическом плане пока нет единой структуры развития отцовства вследствие недостаточности эмпирических исследований в этой малоизученной области знаний, которые могли бы позволить сделать обобщение в данном вопросе. Проблема отцовства в психологии и педагогике является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. Остаются малоизученными вопросы, касающиеся роли отца в развитии, воспитании и социализации ребёнка, особенно мальчика, недостаточно разработана тема формирования отцовства, компонентов отцовской сферы, отцовской деятельности, психологических условий развития личности отца.

В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важное психологическое значение. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению З. Фрейда, к явно выраженным и своеобразным отклонениям в личностном развитии. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в дошкольном возрасте [2, с. 23].

Формирование в ребенке будущего мужчины - одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих мужей, отцов.

В семье ребенок ориентируется на родителя причем, как правило, мальчик - на отца. Свой выбор отца, аргументируя тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. Крепость союза с мужчинами, те рассказы, которые он слышит, та жизнь, которую он наблюдает, сливаются воедино, образуя в подсознании ребёнка модель того, каким он должен стать. Замечено, если мальчик имел хороший контакт с отцом, он и сам в урочное время становится настоящим мужчиной, нормально адаптируется среди мужчин, естественно и благородно ведёт себя с женщинами.

Важнейшей задачей любого отца является формирование мужественности у мальчиков. Мужественность, является собирательной, обобщающей характеристикой личности. Понятие «мужественности» объединяет следующие нравственно-психологические качества мужчины: сила, отвага, стойкость, самообладание, решительность, бескорыстие, честность, справедливость. По мнению А. Сенельникова, мужественность - это совокупность социальных представлений, установок, характеристик поведения и предписаний о том, что в данной культуре предписывается мужчинам. В.А. Сухомлинский считал, что главное в понятии мужественности - это «долг мужчины, ответственность мужчины и достоинство мужчины», т.е. под мужественностью он понимал определенную направленность личности. Б.В. Ничипоров пишет, что воспитание мальчиков в любой стране - краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас нынче мальчики, «будет зависеть вся судьба державы нашей» [10, с. 56].

Воспитание мужественности происходит по типу отождествления мальчика себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Отцам целесообразно проводить беседы с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», например о сильных руках, о пользе труда народных мастеров, подчеркивая необходимость определенных мужских качеств для того или иного ремесла.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Отец должен помочь ребенку реализовать их. Для этого, прежде всего, необходимо использовать естественные и создавать проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Отцу необходимо рассказывать сыну о том, что однажды произошло с ним, когда он ходил в детский сад, рассказывать, где он работал раньше, и спрашивает, как в том или ином случае поступил бы мальчик [7, с. 65].

Для реализации представлений о мужественном поведении отцам так же необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. Не важно, что это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной [21, с. 123].

Отметим, что кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у мальчиков должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому в процессе воспитания для ребёнка важны одобрение и положительная оценка его социально ценного поло-ролевого поведения, особенно со стороны отца.

На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. На сегодняшний день, по данным научных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома, в большинстве случаев от старших «хорошо информированных» ребят во дворе. Приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. При чём, эффективней, если разговоры на подобные темы с мальчиками будут вести отцы. Детей может интересовать очень многое: примерно с трех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда берутся дети, примерно с четырех - как они попали в мамин животик, и как им удалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца в деторождении [20, с. 78].

Отвечать на детские вопросы, даже если они оказались для отца неожиданными или показались «возмутительными», необходимо в спокойной обстановке, не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые мальчиком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не искажать истину. Главное, чтобы ответ не содержал «голой физиологии», натурализма, позволил бы мальчику составить своё представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка - большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее [21, с. 98].

Следует помнить, что отец неосознанно формирует представление сына о взаимоотношениях полов. Отец для мальчика является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец выступает образцом мужского поведения, который в первое время будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом. Поэтому отцам необходимо позаботьтесь о том, чтобы их детей сложились верные представления о любви, дружбе, товариществе.

Необходимо помнить, что если отец не выполнил свой долг, не сыграл принципиальную роль в формировании личности сына, в его представлении о том, что главное в жизни, а что второстепенное, что справедливо и что - ложно, что благородно и что - подло, что есть достоинство и что - трусость, что такое ответственность, долг и что такое безответственность, если он не сыграл свою роль в развитии мужских начал в сыне и в сложном сочетании мужественности и женственности у дочери, то последствия этого печальны.

Мальчику, выросшему без отцовского влияния, грозит суетность, неспособность к мужественным поступкам и, если надо, к риску, поиску. Им угрожает развитие таких черт характера, как чрезмерная осторожность, тревожность, эгоистичность, конфликтность, неуверенность, подозрительность, мнительность. Дети, не испытавшие отцовского влияния, могут вырасти зависимыми, несамостоятельными. Мальчик может не стать настоящим мужчиной, так как не знал общения с ним.

Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска». В экспериментальной работе приняли участие 12 мальчиков в возрасте 6 лет подготовительной группы «Почемучки» и 6 отцов.

Цель эксперимента: определить уровень состояния проблемы воспитания мужественности мальчиков дошкольного возраста в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска», а так же выявить возможности влияния отцов на воспитание мужественности мальчиков.

Отметим, что в группе «Почемучки» создана пространственно-предметная развивающая среда для мальчиков, элементами которой являются: уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира», мини-среды мужского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских умений, а так же уголок «мужской доблести». Кроме того, в развивающей среде данной группы имеется и три мини-музея: музей гармонии, экспозиция музея «Мы - юные Белорусы», состоящая из материалов о выдающихся людях - мужчинах и женщинах, чьи образы и чья деятельность являются неотъемлемой частью истории и культуры Республики Беларусь и музей мечты.

Для эффективности проводимой работы в практике ясли-сада успешно используются сюжетно-ролевые игры. Мальчикам предлагаются игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. Необходимым является удовлетворение потребности мальчиков в соревновательности.

Вместе с тем, в группе «Почемучки» главным воспитателем проводятся «Занятия вежливости», на которых мальчиков ориентируют на рыцарское отношение к девочкам. Подбор художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов, используемых в воспитательной работе по формированию мужественности, занимаются учётом таких принципов как: доступность возрасту, эмоциональная привлекательность, динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру, динамика характера гер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: