Культурные процессы в индийских государствах.




 

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений других философских школ, в том числе против идеи религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайшешика, находящее определенные аналогии с учением Демокрита. Патанджали – основатель школы йоги – специальное внимание уделял разработке вопросов человеческой психологии.

Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почетных мест в истории всемирной литературы; многообразная по жанрам и языково-культурным традициям, она поражает глубиной и оригинальностью содержания. Древняя Индия подарила миру великого писателя Калидаса; его творчество явилось одним из важнейших этапов в культурном развитии страны. Когда в конце 18 – начале 19 в. появились первые переводы его сочинений на западноевропейские языки, к Калидасе обратились крупнейшие писатели и поэты Западной Европы. Рано познакомились с творчеством Калидасы и в России.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на 2 этапа – ведический (эпический) и классический. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста – черта, прослеживаемая и в последующие периоды развития художественной литературы Древней Индии. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы – Махабхарата и Рамаяна. Основная канва Махабхараты – повествование о соперничестве двух царских родов – Кауравов и Пандавов, о 18-дневной битве на поле Куру. Авторство поэмы традиции приписывает мудрецу Вьясе. В основе повествования Рамаяны – рассказ о походе на о-в Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем демонов Раваной. Рама и Сита стали любимыми героями миллионов индийцев, их преданность друг другу, победа добра над злом и сегодня остаются в Индии символом благородства и высоких нравственных идеалов. Многие сюжеты эпоса составили канву художественных сочинений последующих эпох, они популярны в современной Индии. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра, и это нашло свое отражение в специальных трактатах по драматургии. В одном из них, Натьяшастре, подробно излагаются задачи театра, различные виды представлений и т.д. Большую популярность среди санскритских сочинений приобрела Панчатантра – сборник рассказов и притч, в значительной степени основанных на фольклорном материале. Высокого уровня достигла теория литературного творчества, в том числе поэзии. Подробно разрабатывались правила стихосложения, составлялись специальные тексты по метрике, трактаты по поэтике.

Первые памятники архитектуры и изобразительного искусства. Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации. В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, и поэтому до наших дней не сохранились. В первые века нашей эры в строительстве начинают применять камень; религиозная архитектура этого времени представлена пещерными комплексами, скальными храмами в виде священного лотоса. Из пещерных комплексов самыми впечатляющими являются комплекс в Карле (около Бамбея) и в Эллоре. Первый имеет 14 метров в высоту и ширину, 38 метров в длину. В центральном зале монолитные колонны, множество скульптур и ступа для поклонений. К 5 в. н.э. относится наземный индуистский храм в Санчи, известный своей ступой окруженной воротами и оградой. В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская, школа Амаравати.

Наиболее известным памятником живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты; стены и потолки 29 пещер покрыты росписями; разнообразные сюжеты передают сцены из жизни богов, различные мифологические темы, сцены из повседневной и придворной жизни. Поражает прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой возраст росписей, влажный климат и локализацию – открытость пещер. Это говорит о том, что древние индийцы прекрасно владели искусством укрепления грунта, который состоял из двух слоев, связанных пчелиным воском, патокой, камнем; после высыхания внешнего грунта стену лощили и поливали известковым молоком. Приступая к нанесению рисунка, мастера вначале делали контур, который раскрашивался. Цвет играл в картине очень важную роль; так, например: боги изображались только белыми красками, а злые персонажи изображались любым другим цветом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: