Определите, какие из приведенных ниже свойств, черт, признаков, качеств и отношений характеризуют индивида (человека) как личность.
Это:…
1) Мнительность, слабоволие, слабая сообразительность, высокая эмоциональная возбудимость, повышенная внушаемость, рассеянность.
2) Упрямство, социальная пассивность, лживость, замкнутость, легкомыслие, неуверенность в себе, доверчивость.
4) Общительность, трудолюбие, старательность, аккуратность, искренность, целеустремленность, ответственность, стремление помочь другим людям, попавшим в неприятное положение или беду, совестливость, доброта.
5) Завистливость, жадность, мстительность, жестокость, эгоизм, повышенное самомнение, карьеризм, стремление к успеху «любой ценой».
Способны детерминировать преступное поведение: 1, 5;
Могут способствовать в определенной ситуации совершению преступления, какие из них являются криминологически (криминогенно) нейтральными: 2;
Являются антикриминогенными: 4.
Из перечисленных характеристик человека назовите те из них, которые относятся к числу криминогенных факторов или которые способствуют совершению преступления либо являются криминологически (криминогенно) нейтральными.
Это:…
1) Умственные и психосоматические расстройства психозы, психоневрозы).
4) Врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия).
5) Гармональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью или импотенцией.
6) Низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество.
3. Ознакомившись с характеристикой личности и поведения М., ответьте на следующие вопросы:
Какие интеллектуальные, волевые и эмоционально-чувственные свойства личности М. можно установить по данной его характеристике?
|
Определите такие элементы структуры личности М., как его социальные роли и статусы.
Охарактеризуйте культурный уровень М.
Дайте обобщенную нравственно-психологическую характеристику личности М.
Следует ли говорить о том, что личность М. присуща устойчивая антиобщественная ориентация корыстного характера (установка на совершение корыстных преступлений)?
Ответ:
Интеллектуальные, волевые и эмоционально-чувствительные свойства. М. не окончил школу, но имеет стремление к получению образования. Однако считает, что время упущено. Школа была им оставлена ввиду стремления к материальной обеспеченности. Увлечён спортом. В период отбытия наказания освоил новую профессию. Эмоционально-чувствительные свойства М проявляются при разговоре о семье, что позволяет говорить о наличии у него ценностей семьи, даже ввиду того, что он воспитывался в детском доме.
Социальные роли и статусы. М. женат, имеет 8-летнего сына.
Культурный уровень. Низкий.
Нравственно-психологическая характеристика. Все совершённые М. преступления совершены им в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому можно сделать вывод о снижении самоконтроля в этом состоянии и наличии зависимости от алкоголя.
Однако такие факты, как добровольное возмещение вреда и осознание своей зависимости от пагубной привычки характеризуют М. положительно. Из этого можно сделать вывод, что лечение от алкогольной зависимости, помощь в получении образования и трудоустройства М. – это тот минимум, который необходим для возврата М к нормальной, законопослушной жизни.
|
Анализ вышеназванных фактов позволяет сделать вывод об отсутствии у М. антиобщественной ориентации корыстного характера.
Назовите основные составные части (подсистемы, свойства) структуры личности преступника.
Это:…
4)Социально-демографическая и образовательно-культурная характеристики, социальные функции в системе общественных отношений и отношение к ним, нравственно-психологическая и уголовно-правовая характеристики, характеристика преступной деятельности.
6) Социальная подструктура, включающая социальный опыт, социальную направленность и социальные установки, социальный статус, социальные роли, социальные ориентации и социальные ценности; психологическая подструктура, включающая особенности памяти, восприятия, ощущений, особенности протекания интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, способности, наличие или отсутствие психических аномалий, возрастные особенности психики; физическая (биологическая) подструктура, включающая особенности организма человека, его физической конституции, физические особенности, состояние здоровья, биологически значимые потребности и влечения.