Тема 15. Темперамент
Тема 16. Характер
Тема 17. Способности
Тема 18. Направленность личности
Тема 19. Психология деятельности
Тема 20. Психология межличностных отношений
Тема 21. Психология общения
Литература:
1 Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / Маклаков, Анатолий Геннадьевич. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с. (Серия «Учебник нового времени»)
2 Максименко С.Д. Общая психология. / Сергей Дмитриевич Максименко. – М.: «Рефлбук» - 2004. – 528 с. – С. 71 – 87.
3 Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. / Роберт Семенович Немов – Москва: Юрайт, 2003. – 688 с. – С.109 – 129.
4 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с. – С. 57 – 69; 86-96
5 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2004.–672 с
6 Реан А. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»)
7 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Гумаит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
8 Столяренко Л.Д. Основы психологии / Людмила Дмитриевна Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с. – С. 16 – 37
9 Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к понимании темперамента (И.П. Павлов, Я. Стреляу, Г.Ю. Айзенк и др.). Типы темперамента: психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
2. Структура характера, акцентуации характера (А.Е. Личко, К.Леонгард). Связь темперамента и характера.
3. Структура, виды, уровни и формирование способностей. Индивидуальные особенности способностей.
4. Направленность личности: Виды потребностей человека. Виды мотивов личности.
5. Структура и основные виды деятельности. Овладение деятельностью.
6. Уровни развития группы. Психологические характеристики коллектива как высшего уровня развития группы. Межличностные отношения и взаимодействия в группе.
7. Этапы, функции и структура общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная сторона общения.
Практическая проработка:
Ознакомиться с лекциями № 15-21 или просмотреть указанные темы по литературе: Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / Маклаков, Анатолий Геннадьевич. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с. (Серия «Учебник нового времени»)
1. Составить опорный конспект основных понятий:
(срок отправки до 01.12.20 включительно)
«темперамент», «холерик», «сангвиник», «флегматик», «меланхолик» «характер», «акценнтуации характера», «сила НС» «способности», «знания, «умения», «навыки», «мотив», «мотивация», «деятельность», «межличностные отношения», «группа» в психологии, «общение».
Разместите конспект в документе Word, с нумерацией страниц, в правильном хронологическом порядке (пишите разборчиво и выставляйте фокус).
Задания для самостоятельной работы №3
(срок отправки как минимум за неделю до сессии)
1. Заполнить таблицу «Методы и методики исследования личности»
Подобрать методы и методики исследования:
а) познавательных процессов личности (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи);
б) эмоционально-волевой сферы;
г) индивидуально-типологических особенностей личности.
Выберите основную, по вашему мнению, методику. Под таблицей коротко обоснуйте свой выбор.
№ п/ п | Исследуемый процесс (состояние) | Название методики | Автор методики (или источник) | Цель методики | Краткое описание методики (описание шкал) |
Познавательные процессы | |||||
1. | Восприятие | ||||
2. | Память | ||||
3. | Мышление | ||||
4. | Воображение | ||||
5. | Внимание | ||||
6. | Речь | ||||
Эмоционально-волевая сфера | |||||
7. | Эмоции | ||||
8. | Чувства | ||||
9. | Воля | ||||
10. | Состояний личности | ||||
Индивидуально-типологические особенности личности | |||||
11. | Направленности | ||||
12. | Темперамента | ||||
13. | Характера | ||||
14. | Способностей |
2. Пройти одну из перечисленных ниже методик, сделать вывод (все опросники отправляю в электронном виде)
Разместите выполненное задание в документе Word, в одной из следующих форм отчетности:
1) фотографии прохождения методики и вывод по всем шкалам в хронологической последовательности;
2) скриншоты результата прохождения онлайн с напечатанным в документе выводом;
3) ссылка на результаты прохождения онлайн (предварительно проверьте её правильность) с напечатанным в документе выводом.
Любая форма отчетности будет оцениваться одинаково. Различие сделано только лишь для того, чтобы предоставить вам выбор наиболее удобного варианта.
· Личностный опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) Айзенка
Уточнение: Отвечать можно «+» или «-» (с ключом так же могут совпадать и + и -). В этом тесте нужно посчитать сумму по каждой шкале и выявить в какой части круга Айзенка вы находитесь и таким образом определить тип темперамента.
Опросник так же можно пройти онлайн:
https://psytests.org/eysenck/epiA.html
Для проверки выполнения, отправляйте:
Вариант 1: фото ответов на вопросы (+,-) и выявленные показатели по каждой шкале (всего 3) и выявленный тип темперамента согласно кругу Айзенка.
Вариант 2: ссылку на свой результат по прохождению онлайн, или скриншот всех шкал.
· Тест на темперамент А. Белова. Формула темперамента
Уточнение: Отвечать можно «+» или «-». Обратите внимание, что каждая таблица считается отдельно. Здесь можно выявить какой тип темперамента преобладает, в процентном соотношении.
Тест так же можно пройти онлайн: https://testometrika.com/personality-and-temper/the-formula-of-temperament-a-belov/ (это второй сайт, и ссылка на результат в нем берется не из командной строки, а под интерпретацией внизу)
Для проверки выполнения, отправляйте:
Вариант 1: фото ответов на вопросы (+,-) и выявленное процентное соотношение 4х типов темперамента.
Вариант 2: ссылку на свой результат по прохождению онлайн, или скриншот всех шкал.
· Тест мотивации достижения (Mehrabian Achieving Tendency Scale, MATS) разработан Альбертом Мехрабианом и модифицирован М. Ш. Магомед-Эминовым.
Уточнение: Обратите внимание, что в ключе указывается сначала правильный ответ, а потом номер вопроса по порядку, т.е. не +1, а 1.+. Далее каждому вопросу соответствует знак «+» или «-». Нет правильного, или не правильного ответа. Если, например вопрос 1 под знаком +, то смотрите, что вы ответили на первый вопрос, например -1, и сверяете с первой графой со знаком + и там ваш ответ насчитывает вам 3 балла, и так далее. Момент с ранжированием можно пропустить, лучше подсчитайте сумму и воспользуйтесь следующей суммарной шкалой:
Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.
Если эта сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.
Тест так же можно пройти онлайн:
https://psytests.org/emotional/matsM.html
Не удивляйтесь, если может оказаться неопределённый ответ. Значит, у вас нет жесткой стратегии поведения, т.е. вы можете и надавить и отступить, когда это требуется.
Для проверки выполнения, отправляйте:
Вариант 1: фото ответов на вопросы и выявленный показатель мотивации.
Вариант 2: ссылку на свой результат по прохождению онлайн, или скриншот всех шкал.
· Методика исследования локуса контроля (Rotter's Internal-External Locus of Control Scale) предложенная Джулианом Роттером.
Уточнение: Отвечать можно «а» или «б».
Методику так же можно пройти онлайн:
https://psytests.org/personal/rotterlk-run.html
Для проверки выполнения, отправляйте:
Вариант 1: фото ответов на вопросы (а, б) и выявленный локус контроля.
Вариант 2: ссылку на свой результат по прохождению онлайн, или скриншот всех шкал.
Преподаватель: Красулина Валентина Алексеевна