Инженерно-технический
Это наличие необходимых архитектурных и инженерных приспособлений для обеспечения образовательного процесса – количество розеток, светильников, сантехники, отопления, окон и средств их затемнения, покрытие стен, пола, потолка.
Дизайн помещения
К нему относится расположение мебели, организация рабочих мест учащихся и учителя. Так, стоит рассчитывать необходимое количество глухих и открытых шкафов для систематизированного хранения пособий, закрытых витрин и открытых стеллажей в школьных исторических и этнографических музеях, столики и кронштейны для технических средств и многое другое. Рабочие места должны быть удобными, безопасными, содействующими наиболее продуктивному течению образовательного процесса.
Методический
Этот аспект полностью зависит от преподавателя. Вопросы использования определенных средств обучения, дополнительных материалов, пособий и организация учебного процесса зависят от педагогических приемов, общей эрудиции, увлеченности и таланта преподавателя. По его выбору и с учетом финансовых возможностей ОУ решаются вопросы приобретения необходимого оборудования, печатных материалов и пособий.
База кабинета истории складывается из трех основных элементов: оборудования в виде специальной мебели и приспособлений, необходимой аппаратуры и фонда учебных пособий.
Оборудование кабинета включает в себя:
а) классную доску, магнитную доску;
б) специальные приспособления (зажимы, крючки, стойки) для демонстрации картин и карт;
в) проекционный экран;
г) учительский стол с приспособлениями для демонстрации предметов и объемных пособий;
д) столы со стульями для учащихся;
|
е) шторы на окнах для быстрого затемнения класса при использовании световой наглядности;
ж) технические средства обучения, их рациональное размещение;
з) приспособления для хранения пособий (шкафы, стеллажи), которые размещаются вдоль задней или боковой стены класса;
и) хорошее освещение, розетки для включения аппаратуры.
Очень важно правильно решить вопрос о планировке кабинета: нельзя допускать размещения стендов, выставок, картин на передней стене, т. к. оформление кабинета не должно отвлекать учащихся от учебного процесса. На передней стене располагаются классная доска, экран.
Оборудование для хранения пособий (шкафы, ящики для таблиц и т. п.) размещается вдоль задней или боковой стены. В шкафу может разместиться кабинетная библиотека, атласы, альбомы, папки с вырезками, раздаточный материал, объемные пособия, ученические работы, видео и фономатериалы.
Текстуальные источники включают:
а) обязательную учебную литературу, с опорой на которую строится преподавание истории (учебники, учебные пособия и хрестоматии по истории Отечества; пособия по краеведению и т.п.);
б) научно-популярную и художественно-историческую литературу, необходимую для внеклассного чтения;
в) справочную и методическую литературу для учителя, комплекты журналов и т.п.;
г) папки и альбомы с вырезками из газет и журналов – тематические подборки к урокам и внеклассной работе.
Наглядные учебные пособия включают:
а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учителем (или учащимися под руководством учителя); комплекты исторических атласов и контурных карт; политическую и физическую карты России, необходимые для проведения отдельных уроков;
|
б) картины на исторические сюжеты, портреты;
в) плакаты на различные исторические темы;
г) аппликации, применяемые для работы с картами, составления на доске схем сражений, динамических картин, схем, раскрывающих сложные понятия;
д) схемы, картосхемы (схемы сражений, текстовые, логические схемы, план -схемы);
е) объемные наглядные пособия из различных материалов (макеты, уменьшенные копии отдельных архитектурных сооружений, модели орудий труда, вооружений, изготовленные школьниками под руководством учителя, что имеет большое образовательно-воспитательное значение);
ж)таблицы печатные и самодельные (сравнительные, хронологические, обобщающие);
з)демонстрационные карточки, на которых записаны исторические термины, отдельные фразы, даты, названия историко-географических объектов, фамилии людей и др.
и) учебные памятки и правила;
к) иллюстративный раздаточный материал (открытки, вырезки из газет и журналов, фотографии).
Паспорт кабинета истории
Паспортизация учебных помещений производится ежегодно с целью проверки готовности к образовательному процессу, планирования нагрузки, имущественного учёта, определения ответственных за поддержание функциональности помещения.
Документ должен содержать исчерпывающую информацию об учебном помещении:
· Имена ответственных
· Инженерно-техническую (сведения о площади, объеме, освещенности, архитектурных особенностях, электропроводке, сантехнике, возможности вентиляции).
· Имущественную (документ отражает количество, вид и расположение мебели, стационарного оборудования, наличие подсветки доски или дополнительного освещения. В виде списков оформляются данные о переносном оборудовании, настенных объектах, дополнительных экспозициях).
· Методическую (списки учебных пособий, литературы, плакатов, карт, схем, раздаточных и дидактических материалов).
Качество образования зависит от таланта педагога, умеющего использовать в работе огромное количество дополнительного материала, преподносить его в доступном виде, в том числе, в качестве элементов дизайна учебного помещения, мотивируя интерес учащихся к самостоятельным внеурочным занятиям.