Методические указания к контрольной работе для студентов
Направлений 262200.62 и 262000.62 заочной формы обучения
ДИСЦИПЛИНА: РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ
Название работы: Контрольная работа по изображению объемных предметов,
текстильных материалов, фигуры человека и живописных гармоний.
Вопросы разработаны доцентом кафедры КиТШИ Кузнецовой Майей Михайловной.
Контрольная работа включает выполнение рисунков в соответствии с описанными ниже требованиями и на основе представленных алгоритмов с соблюдением всех описанных этапов рисования. Вариант изображения выбирается студентом в соответствии с последней цифрой зачетной книжки.
Задание № 1 - Изображение объемных предметов
Задание направлено на усвоение основных принципов изображения объемных геометрических форм по законам линейной перспективы и с передачей объема.
Требования к рисунку: формат А4, материал – карандаш, размер рисунка не менее 15 см в высоту.
1.
На формате А4 изобразить прозрачный куб в повороте ¾ так, чтобы все его грани были направлены к точкам схода (по законам линейной перспективы, см. рис. 1).
Рис. 1 – Две точки схода при изображении куба в ¾
2.
На формате А4 нарисовать с натуры две стеклянные банки с прорисовкой эллипсов сечений по местам изменения формы (см. рис. 1).
Рис. 2 – Принцип построения окружности, лежащей на плоскости
по законам линейной перспективы
3.
На формате А4 изобразить шар и конус с передачей пяти зон освещенности: 1 – свет, 2 – полутон, 3 – светораздел (собственная тень), 4 – рефлекс, 5 – падающая тень (см. рис. 3). Передать различные степени светлоты этих зон от светлой к темной (свет, полутон, зона тени и рефлексов (собственная тень), светораздел, падающая тень), сохраняя максимально светлое штриховое решение.
Рис. 3 – Зоны освещенности объемного тела
ПРИМЕРЫВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание № 2 – Изображение текстильных материалов
Задание направлено на развитие навыков видения и передачи в рисунке характера и пластики различных текстильных материалов.
Требования к рисунку: формат А4, материал – карандаш, размер рисунка не менее
15х20 см.
1.
На формате А4 изобразить с натуры узел на куске жесткой формоустойчивой ткани (хлопковый сатин, бязь, тафта), уделить внимание характеру линий и передаче объема изображаемого объекта. Штриховка должна быть минимальной!!!
2.
На формате А4 изобразить с натуры узел на куске тонкой, мягкой ткани (шифон, шелковый атлас и т. п.), уделить внимание характеру линий и передаче объема изображаемого объекта. Штриховка должна быть минимальной!!!
ПРИМЕРЫВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание № 3 – Изображение фигуры человека с опорой на одну ногу
Задание направлено на освоение алгоритма рисования фигуры человека для дальнейшего применения этих навыков при эскизировании моделей костюма.
Требования к рисунку: формат А4, материал – карандаш, размер рисунка не менее 25 см в высоту, все этапы прорисовки должны быть видны (контурный рисунок не допускается!).
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ РИСУНКА (поза выбирается в соответствии с вариантом) | |
Провести ось центра тяжести (вертикаль в центре листа) | |
Разделить ось в соответствии с системой пропорционирования фигуры взрослого или определенным в задании возрастом ребенка. | |
Расположить на оси центра тяжести: голову, шею, пятку опорной ноги. | |
Указать линиями наклоны горизонтальных осей плечей, груди, талии, бедер, колен. | |
Нарисовать в соответствии с наклонными осями грудную клетку и тазовый отдел. | |
Прорисовать опорную ногу: тазобедренный сустав (всегда поднят выше, чем у свободно опущенной ноги); коленный сустав (никогда не находится на одной вертикали с тазобедренным и голеностопным суставами); ось центра тяжести проходит строго через пятку. | |
Нарисовать свободно опущенную ногу. | |
Нарисовать руки (длина опущенной руки – до середины бедра). | |
Соединить грудную клетку и тазовый отдел, изображая изгиб тела в области талии. |
Номер зачетной книжки | Варианты поз для рисования |
Женская фигура в фас. Опора на левую ногу. Правая нога отставлена в сторону, ступня повернута вправо. Левая рука согнута в локте, кисть на бедре. Правая рука свободно опущена. | |
Женская фигура в фас. Опора на правую ногу, ступни рядом. Левая нога немного согнута в колене. Руки согнуты в локтях, кисти на бедрах. | |
Женская фигура в фас. Опора на правую ногу, левая нога немного отставлена и согнута в колене. Корпус и плечи расслаблены. Руки немного согнуты в локтях и опущены вдоль тела. | |
Женская фигура со спины. Опора на правую ногу, ступни рядом. Левая нога немного согнута в колене. Плечевой пояс уравновешен. Правая рука согнута в локте, левая рука опущена вдоль тела. | |
Женская фигура в фас. Опора левую ногу. Правая нога отставлена в сторону. Правая рука согнута в локте, кисть на талии. Левая рука опущена вдоль тела. | |
Мужская фигура в фас. Опора на правую ногу. Левая нога отставлена. Руки согнуты в локтях, кисти на бедрах. | |
Мужская фигура со спины. Опора на левую ногу, правая нога немного отставлена в сторону, согнута в колене. Левая рука опущена вдоль тела. Правая рука согнута в локте, кисть на талии. | |
Мужская фигура в фас. Опора на левую ногу, ступни рядом. Правая нога согнута в колене. Правая рука согнута в локте, кисть на бедре. Левая рука опущена вдоль тела. | |
Мужская фигура в фас. Опора на правую ногу, левая нога немного отставлена в сторону и согнута в колене. Руки согнуты в локтях, кисти на бедрах. | |
Мужская фигура в фас. Опора на правую ногу, ступни рядом. Левая нога согнута в колене. Правая рука согнута в локте, кисть на талии. Левая рука опущена вдоль тела. |