МУЛАДХАРА— выживание и борьба за него.




Избежать классических санскритских названий центров трудно: они уже закрепились в литературе (пусть специальной). Заменить их на русские аналоги, указывающие на локализацию в организме (копчик, низ живота, горло…) вряд ли будет удобно. Использовать только номера – тоже. К тому же уже сформировались прилагательные: манипурные методы, но: сердечный уровень…

Итак, рассматриваем снизу вверх:

1. – Муладхара (центр в основании копчика) соответствует самому низшему состоянию системы – решается единственный вопрос (цель): как выжить? Люди с нераскрытой, непроработанной Муладхарой, как правило, трусливы – такой человек придает слишком много внимания страху и главной ценностью для него будет безопасность, которая для людей более высоких уровней является чем-то само собой разумеющимся, элементарной потребностью – как пища, сон, не выделяемые нормальным человеком в число своих жизненных целей. Субъективное ощущение включения 1-го центра: «душа в пятках », чувство падения точки сборки в самое нижнее положение. Под точкой сборки после К.Кастанеды принято понимать точку в теле, в которой мы ощущаем душу – на самом деле мы так и воспринимаем домининующую в данный момент включенную чакру.

Типичный пример – Зигмунд Фрейд с его страхом смерти. На нашей таблице видно, что лишь двумя нижними уровнями ограничивает великий психиатр всего человека как личность… Понятно в таком случае, почему для большинства людей более высоких уровней развития вся система доктора Фрейда не просто не работает – она им мала, тесна…

Довольно странно выглядит и «путь спасения души» по Анри Бергсону / 13 /, когда он во главе угла ставит «экзистенциальный страх» – чтобы потом, правда, преобразовать его в морально-нравственную ответственность (см. ниже – Манипура), и далее естественно это привело бы нас на описанную им религиозную стадию – уровень Сердца, но для этого ему зачем-то нужно опять «состояние отчаяния»… Правда, в христианской психологии европейских проповедников часто можно слышать, что «Христос входит в сокрушенное сердце», но это значит лишь, что на дне отчаяния как раз больше шансов услышать Бога и получить его помощь.

Люди, слишком зацикленные на этом 1-м уровне, часто сами ищут приключений – «адреналиновые наркоманы» - это нездоровая форма данного уровня.

2. Свадистана – (центр, связанный с половыми органами). Этот центр отвечает за любовь сексуальную, простейшую устроенность, быт… Если на уровне Муладхары – человек одинок в своем состоянии отчаяния, то на Свадистане – он уже имеет семью, жену, детей. Главными ценностями тут будут семья, любовь, дети и пафос этого уровня звучит по-библейски: «плодитесь и размножайтесь!»

3. Манипура (пупок). Это классическое Хранилище Силы восточного воина (дань-тянь). Поэтому пафос Манипуры – это борьба за обладание и Власть над Материей, как следствие: борьба за деньги, имущество, власть над людьми.

Здесь к каждой ступени применены самые общие определения данной стадии, и ясно, что для – скажем, фирмы и государства та же манипурная стадия будет связана с захватом и укреплением власти и денежного обращения, причем именно «манипурными » методами – т.е. максимально жесткими, тоталитарными. Даже общепринятая заповедь христиан Европы «молись и работай!» режет наше тонкое русское ухо своим императивным манипурным тоном.

По данным проф. МГИМО А.Носкова /т/к «Культура, 24.02.2011/, россияне, выдвинувшие следующие ценности как главные для себя, выглядят следующим образом:

около 70% - семья (т.е. по нашей системе – 2-й уровень, Свадистана);

30% - деньги, богатство – т.е. 3-й уровень (Манипура) и при этом еще

20% - карьера (тоже 3-й уровень).

В выборке совершенно не видно лиц, назвавших высшие (духовные) ценности – но, возможно, такие пункты отсутствовали в опросном листе… Трудно поверить, что в нашем обществе менее 10% людей духовных, ставящих Высшие Ценности на первое место – их мы и рассмотрим чуть ниже. Но статистические данные, полученные в США еще в конце 80-х годов, свидетельствуют о том, что при правильном опросе можно выявить людей всех уровней: «Психологи выявили объективные стадии морального развития личности – в основе лежит мотив, побуждающий человека к выполнению моральных норм:

1 стадия – боязнь наказания…» /типичная Муладхара/,

2 – ожидание поощрения » (Свадистана),

3 – ожидание социального одобрения и уверенность в необходимости соблюдения всех предписаний» (Манипура) и

4 – понимание относительности правил и даже –

5 - самостоятельный выбор принципов поведения» (Сердце и выше) /14/.

4. Анахата (сердце) – это уже центр общения с людьми и Богом, причем как в христианстве, так и в восточной мистике /15/: мы не зря говорим: сердечный человек или бессердечный, мы любим «сердцем», чувствуем высокие вдохновения сердцем... Человек этого уровня – Настоящий Духовный Интеллигент, и ценности его – Любовь ко ВСЕМ людям, а не только к своим близким – как на Свадистане. У Сердечной чакры 12 лепестков-вихрей, и все они отвечают за определенные высокие этические качества, открывающиеся в человеке постепенно. Здесь можно видеть конкретно, как этика становится материальной силой. Практически, человек с полностью открытым Сердцем – это Святой, очень высокий духовный уровень, люди такие редки (хотя они просто незаметны, очень скромны). Пафос христианства, его Цель – ОТКРЫТЬ СЕРДЦЕ! Собственно, это цель всех непрофанированных религий: мы находим те же ценности милосердия, любви ко всем существам и в буддизме, а его эзотерическая тибетская ветвь Дзогчен считается даже синтезом ВСЕХ мировых (разных религий) методик раскрытия Сердца. Музыка уровня Сердца – это колокольные звоны и церковные хоры, классический симфонизм (его минимальный уровень). Это пафос всей русской художественной литературы.

Уже наглядно видно, что иллюзорные ценности (по П.Сорокину) или «кукольные идеалы» /по А.Подводному/ – это все уровни ниже Сердца, ниже пояса. Достижение их не приносит ожидаемой радости – скорее разочарование. Это типичные ценности мира потребления (по П.Сорокину).

С уровня Сердца начинается «ватерлиния Духовности» и служение Истинным, Высоким Ценностям.

5. Вишудха (горло) – центр Красоты и Гармонии, ее восприятия, это центр Анализа и Понимания мира. Буддизм и др. восточные религии – этого уровня, поэтому они Христианство признают и понимают, а

 

Крупный востоковед В.В.Малявин /16/ считает возможным это разделение и в наше время на две полярные понятийно-ценностные системы отнести уже за счет фундаментальных различий в духовных традициях Востока (духовная система ценностей) и Запада (где официальная вроде бы христианская система ценностей уже сильно деформирована, будучи втиснута в прокрустово ложе общества потребления). В поддержку этого тезиса Малявин цитирует также Шлегеля и Ницше. Аналогичный взгляд на «конфликт цивилизаций»: уже в этом случае восточных и русско-православной с одной стороны - и западного протестантского либерализма с его утилитарными ценностями с др. стороны – высказывают С.Хантингтон и А.Н.Шаров /17/. Однако эти обширные вопросы требуют отдельного рассмотрения.

 

Выводы:

1. Питирим Сорокин наметил 3 системы идеалов и ценностей, однако в настоящее время мы имеем 2 главных системы ценностей и представлений о мире двух больших социальных групп – которые настолько противоположны, что можно пренебречь переходными, промежуточными системами (у П.Сорокина это идеалистическая система взглядов и ценностей). Конкретно мы бы выделили:

– идеалистическую (духовную) понятийно-ценностную систему и

материалистическую-атеистическую (потребительскую), причем эти 2 ценностные системы находятся в антагонистических отношениях и в наши дни.

2. Понятийно-ценностная система атеистов выглядит несколько урезанной по сравнению с системой духовных ценностей.

 

Литература:

1. Питирим Сорокин. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты (В сер: Человек мира). – СПб: Невский пр-т, 2007. – 176 с.

2. Тульчинский Г.Л. Личность как аутопроект. - //доклад на СПб-ском отд. Росс.Философ. общ., 3.09.2011.

3. Джеймс У. Воля к вере /в сер. «Мыслители ХХ века»/. – М:Республика, 1997.- 431с.

4. Ильин И. Путь к очевидности /в сер. «Мыслители ХХ века»/ – М:Республика, 1993.- 431с.

5. Живая Этика, т.1,кн. 4(Знаки Агни-Йоги), п.107.- Самара: 1992 (в 3 т.).

6. А.Мень. Истоки религии. – Брюссель, 1991.- 428 с.

7. Ленг Эндрю. Становление религий. //Мистика.Религия. Наука (в серии: Классика мирового религиоведения). – М: 1998. С.46-81.

8. Статистика из журн. “Mondo e Missione”, 1980, No 6-7,p.384 /цит. По А.Мень «Истоки религии», с.261/.

9. Клинецкая Н.В. Влияние религии на некот. аспекты дух-нравств.воспит. молод. чел-ка в совр. России-/докл. на конф. по религиовед., СПб: РГПУ им. Герцена, 27 апреля 2011 г.

10. Ливрага Хорхе. Цель и смысл жизни.

11. Стукова О.В. Вечные законы и тонкие механизмы духовности и религий. – СПб: 2010. – 188 с.

12. Кен Уилбер.Интегральная психология. -М,АСТ,2004

13. Бергсон

14. Psychology, 1988, v.25, № 1, 1-9. /цит. по РЖ «Биология», 1988/.

15. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. – // Вопр. филос., 1990, №4,с.62-8

16. Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. – М: Наталис, 1997.- 367 с.

17. Шаров А.Н. //4-е чтения по истории россий. социол. – Ж-л социол. и соц. антропол, 2010, XIII, №3, с.194.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: