Дилемма веры и атеизма в науке и философии




Познание – если оно действительно познание - есть сравнение многообразного и выработка на этой почве позиций, научного мировоззрения.

Питирим Сорокин /1/.

В числе целого ряда социологических законов одного из основоположников мировой социологии Питирима Сорокина – закон социального иллюзионизма, в котором он отметил, что идеалы и ценности часто бывают иллюзорными, причем обычно это идеалы периодов смутных – времен революций, кризисов, др. социальных преобразований /1, с.126/.

П.Сорокин сформулировал 3 разные системы идеалов и ценностей выделенных им противостоящих социокультурных систем:

в идеационной системе преобладают вера и альтруизм; а

в потребительской – наслаждения и обогащение /1, с.29/.

Идеалистическую систему П.Сорокина мы бы не стали выделять как переходную, а наоборот, включили в нее идеационную. Конфликт этих двух мировоззренческих систем так стар и при этом остается таким острым, что необходимо рассмотреть это детально – в виде таблицы, где даны параллельные формулировки основных ценностей нашего мира – отдельно: с точки зрения материалистов-атеистов и идеалистов (людей верующих, устремленных в духовным ценностям):

Ценности материальные (идеалы и понятия материалистов-атеистов – Мир потребления) Идеал — наивысший уровень благосостояния. Цель жизни — максимальный уровень благосостояния и социального положения. Культура (=Цивилизация) – все, созданное человеком на планете с целью его выживания. Философия –«универсальный упаковщик и осмыслитель смыслов и данных естественных наук» /2/. Главная задача жизни — достичь максимального уровня социального положения и материальных благ и оставить после себя материальный след (а также – память, славу). Средства достижения — труд идобывание денег любыми способами. Основные понятия: Познание — увеличение запаса знаний об окружающем мире. Наука — единственный рациональный способ Познания. Природа — окружающая среда, средство любой деятельности, источник всего. Личность — индивид, выделяющий себя из природы и социума. Семья — союз двоих для удовлетворения личных потребностей и рождения детей. Труд — средство заработка, а также получения результатов труда. Отдых — восстановление физических сил и проведение свободного (ЛИШНЕГО) времени. Любовь — секс как источник удовольствия. Образование — передача информации. Воспитание — материальное обеспечение детей и передача им своих ценностных установок. Творчество — любое самовыражение Религия – «опиум для народа». Ценности духовные (идеалы и понятия людей верующих - - идеалистов) Идеал — Бог, Творец, Высший Разум Вселенной. Цель — слияние с Ним, т.е. достижение наивысшего уровня духовного развития личности. Культура —все созданное человеком, что способствует его духовному развитию /Ал.Блок/. Цивилизация —все изменения (в т.ч. разрушения!) в Мироздании, произведенные человеком. Философия –«любовь к мудрости», отрасль Единого знания, направленная на максимальное обобщение и формирование гармоничного и целостного миропонимания /Платон, Рерихи…/ Главная задача — достичь духовной Гармонии (максимального Духовного Уровня). Средства достижения — 1) морально-этическое самоочищение; 2) помощь другим людям, полезная деятельность; др. методы разных духовных школ. Определения основных понятий: Познание — отражение в себе мира (Бога) через расширение кругозора. Имеет 2 источника: интуитивно- мистический и научно-логический. Наука — частный случай познания — через интеллект, логику и опыт. Природа — единая живая система, где человек – важный элемент. Личность — индивид, осознающий свои цели и возможности – как элементарной единицы Ноосферы, Природы, Мироздания. Семья — союз двоих для совместного духовного Творчества во всех его аспектах (дом, дети, духовное общение и развитие). Труд — метод духовного развития (Служение людям при непривязанности к результату труда, который
  принадлежит всем людям). Отдых — способ восстановления всех сил, гармонизации личности. Любовь —нетварная энергия Бога /Ю.Линник/, бескорыстное стремление к Соединению с предметом Любви; желание ему Блага. Образование — создание Гармоничной Творческой личности. Воспитание — создание условий для формирования независимой гармоничной творческой личности. Творчество — деяние (в т.ч. мысленное) на Общее Благо. Религия – это вера в наличие Бога-Творца, Его Мира и Иерархии Сил, под руководством которой человек может и призван эволюционировать (морально-личностно-духовно) на самый верх этой Лестницы.

Знаменитый основоположник современной психологии Уильям Джеймс /3/ еще в конце ХIХ века проводил обширные сравнительные исследования взглядов, логики и переживаний атеистов и верующих, причем разных религий. У него получилась аналогичная таблица:

Ценности и понятия атеистов и ученых:   · Существует лишь наш материальный мир (вещей) · Нет достаточных оснований верить, что есть Бог-Творец. И лучше вечно сомневаться и никогда не найти Истину, чем впасть в заблуждение. · Приходится принять на веру моральные нормы мириться с тем, что ПОКА они никак не доказаны и не объяснены наукой.   Ценности и понятия людей верющих:   · Существуют 2 мира: наш, материальный, - и Мир Высший, невидимый, Божественный мир Идей. · Все миры сотворены Богом (богами). · Человек способен и в этом его предназначение – установить личные отношения с Творцом и под его любящим руководством развиваться как личность БЕСКОНЕЧНО (пока сам не станет богом). :

Второй (правый) столбец при этом составляет Символ веры, усредненный для всех религий и по-разному верующих людей. Морально-этические заповеди разных религий как пограничные условия по Духовному Восхождению и составляют общечеловеческую мораль. Она едина (за исключением мелочей) и может быть обоснована физиологическими и биоэнергетическими законами (что мы сделаем в следующей работе).

Вывод из таблиц: мы имеем 2 главных системы ценностей и представлений о мире двух больших социальных групп – которые настолько противоположны и непримиримы, что можно пренебречь переходными, промежуточными системами (как у П.Сорокина). Ранее мы показали /4/, что эти 2 социальные группы по сути существуют в своих социальных пространствах разной мерности: материалисты – в 2-мерном, а идеалисты – в 3-мерном, что резко затрудняет взаимопонимание. Это и есть причина «конфликта цивилизаций», часто упоминаемого в литературе.

Механизм перехода человека от безверия к вере так психологически сложен, что Уильям Джеймс приводит в этой же книге /с.11/ известное «пари Паскаля», в котором известный физик предлагает ВЫБОР:

· либо я выбираю Веру в Бога – а значит вечное блаженство после смерти,

· либо – я отказываюсь и не получаю ничего…

В наши дни эта дилемма выглядит наивно. Поэтому автор данных строк предлагает свою дилемму-выбор, который мне пришлось сделать в конце 80-х годов при сознательном приходе к Богу, еще в бытность нейрофизиологом:

· либо я выбираю веру в Бога – и если Его нет – оказываюсь обманутой;

· либо я отказываюсь от веры – а если Бог есть, оказываюсь неблагодарной дочерью.

Я выбрала 1-й вариант - оказаться (в случае ложного выбора) в положении наивного обманутого человека, который рано или поздно все равно поймет свою ошибку.

В последние годы на одном из своих психологических семинаров Олег Покровский предложил интересный тест: как можно практически проверить – существует ли Бог? Надо просто обратиться к Нему с просьбой:

«- Если Ты есть – дай мне Знак!» И в течение 2-3 дней внимательно смотреть вокруг себя: Знак будет дан в виде события, вероятность которого близка к нулю. Иногда таких событий вокруг вас произойдет несколько…

Однако в большинстве случаев людям трудно так резко уверовать в то, чего никто (или почти никто) не видит, полностью сменить мировоззрение на диаметрально-противоположное. Поэтому многие философы и психологи разрабатывали некую Лестницу Восхождения – она известна от библейской Лестницы Иакова до масонской Шкалы степеней. Рассмотрим пока только ее малую часть – мост между неверием и Верой. Как писал И.Ильин /5/: «…между религиозностью и безрелигиозностью есть множество своеобразных промежуточных состояний, при которых человек остается колеблющимся, нерешительным, неуверенным, сомневающимся и неустойчивым, причем из этих состояний есть пути, возводящие к подлинной вере, и др. пути, низводящие к слепому ожесточению…»/с.398/

Рерихи в Агни-Йоге рассматривают /5 такие Степени Познавания:

- встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий

Антагонизм двух мировоззрений: идеализма и материализма восходит в седую древность. Так о.Александр Мень в своем исследовании «Истоки религий» /6/ приходит к выводу, что

· с одной стороны – древние люди были поголовно религиозны и, очевидно, более нравственны (по разным религиозным источникам ряда народов): Мы подкрепим эти тезисы общеизвестными высказываниями видных ученых и др.:

«Бог существует. Это так ясно, что я сомневаюсь, имеет ли рассудок тот, кто отрицает этот факт» /Цицерон/;

«Если Бога нет – то все дозволено» /Ф.М.Достоевский/.

· с другой стороны – упадок веры в некоторые эпохи только подтверждает правило: атеизм – есть тоже разновидность веры, причем часто фанатичная:

«Люди не представляют себе, до какой степени нужно быть верующим, чтобы считать себя неверующим!» /Кардинал Фаульхабер/.

«Зло появляется там, где мы отталкиваем от себя Бога» /А.Эйнштейн/;

· в наше время наблюдается явный подъем религиозности населения, особенно в России.

· На Западе можно назвать целый ряд ведущих ученых, которые никогда не скрывали своей веры в Бога: физик Гейзенберг, нейробиолог Экклс, математик Кантор, антрополог Тейар деШарден…(это только по списку о.А.Меня /6/).

Так знаменитому отцу ядерной физики Вернеру Гейзенбергу принадлежит афоризм:

«Первый глоток из чаши естественных наук делает тебя атеистом, но на дне ее тебя поджидает Бог…»

Многие видные ученые и общественные деятели ясно высказываются о том, что переход от неверия к вере в Бога был для них прогрессивным, часто выстраданным всей жизнью шагом, причем это способствовали их личностному росту и творческим успехам:

«Я уже прошел через пустыню атеизма…» /Махатма Ганди/.

«Я стал набожным, потому что дошел в мышлении до предела и не мог уже мыслить по-прежнему» /Макс Планк/.

Знаменитый французский психиатр Шарко еще в ХIХ в. раскрыл страшную тайну своих коллег: что аномальные необъяснимые с материалистических позиций явления (вплоть до внезапной и непреднамеренной левитации пациента) случаются довольно часто в его практике /цит. по Э.Лэнг,7/ … Но эта тема до сих пор под запретом.

Вопреки предрассудкам и заблуждениям людей, далеких от науки – как мы видим, современная наука В СУТИ СВОЕЙ не противостоит вере и не мешает ей – не более, чем левая рука мешает правой. Наоборот: многие мировые светила науки прекрасно совмещали свою религиозность с успешными достижениями в науке: это можно рассматривать как диалектику и синтез двух разных подходов, двух методов познания – научно-логического и интуитивно-мистического. Известно, что ученики и последователи Ч.Дарвина, например, будучи атеистами, сузили его недоказанную, недоработанную теорию, начав ее пропагандировать слишком радикально и однобоко, и тем лишь скомпрометировали:

«Глаз путем эволюции?...это абсурд!» /Ч.Дарвин/.

«Современная физика очевиднейшим образом приводит нас к Богу» /Эддингтон/.

В любом случае противостояние, даже антагонизм этих двух систем ценностей в наши дни налицо и не может не беспокоить - учитывая урезанный и ограниченный характер атеистической системы, как выше видно из таблицы, а также тот факт, что академическая наука в нашей стране остается до сих пор в шорах атеистических концепций, не желая замечать, что не только большинство населения давно уже относит себя к верующим /8/ - но более того: около 70% современных студентов России считают себя верующими /9/.

Очевидно, что сейчас мы находимся на той части синусоиды /см. рис.1/, где духовность хотя бы в виде религиозности находится на подъеме, а материалистическая Цивилизация претерпевает явные кризисные явления.

 

Рис. 1: Модель соотношения циклов духовного и технического развития современной цивилизации и близкие перспективы /по 10/.

 

Крупный западный философ, основатель международной классической философской школы «Новый Акрополь» Хорхе А.Ливрага /10/ дает своебразное объяснение – почему в середине ХХ века на земле преобладали материалисты. Он связывает это с резким ростом населения Земли при фиксированном общем числе душ людей /согласно Ведам и Платону/ - тогда каждая душа успевает побыть в Высшем мире очень недолго перед новым воплощением, а значит земной, грубый опыт превалирует над небесным, духовным... И только массовым воплощением в наши дни высоких душ святых можно объяснить удивительные способности и врожденные знания современных детей, - считает Х.А.Ливрага.

Перейдем к классической восточной антропоцентрической 7-уровневой системе 7 стадий развития любого процесса – их принято изображать 7-ю реальными биологически важными центрами по ходу позвоночника человека, причем эти же центры и у древних греков (пифагорейцы) символизировали 7 нот и 7 цветов спектра.

«Человек – мера всех вещей» /Пифагор/.

В наши дни многие известные западные авторы (Х.Ливрага, Кен Уилбер /12/ и др.) широко используют эти уровневые системы в динамической психологии личности.

Чтобы сохранить смысл иерархической уровневой системы – читать ее мы будем - снизу вверх:

7. САХАСРАРА – полное единение с Богом…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: